«Если переводить с греческого языка, слово «мученичество» обозначает «свидетельство». Мученики являются свидетелями истинной веры в Бога, веры в Бога, как высшей ценности. За эту веру они держали ответ перед сильными мира сего, и не отреклись. Современному человеку, увлеченному погоней за суетной наживой, мнимой властью, готовому ежесекундно поменять свои убеждения, бросить своего ближнего в беде и не оказать ему помощи в трудной ситуации, часто непонятен подвиг мучеников — ради чего святые вынесли такие муки?

Святые новомученики за веру в Спасителя шли на мучения и страдания. Единственное, что от них требовали – подписать какие-то лжесвидетельства, отречение от веры, кого-то просили оклеветать ближнего. Они не сдались, и несли свое призвание, имя священнослужителей, до конца.

Судьба священномученика диакона Григория Самарина была непростой. Он родился в селе Салмановка Пензенской губернии в семье крестьянина. Был участником Первой Мировой войны. После окончания Пензенского духовного училища был долгое время псаломщиком, помогал священнослужителям, окормлявшим воинские части.

Священномученик Григорий служил и в Средней Азии, и в Чемкентском уезде Сыр-Дарьинской области. Позже стал диаконом Иосифо-Георгиевской соборной церкви Ташкента. После Господь привел его в Первопрестольный град – отец Григорий получил назначение в храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, и служил здесь в течение 4 лет. После несколько лет он служил в Коломне, где и был арестован.

Священномученика Григория обвиняли в контрреволюционной деятельности – якобы он роптал на советскую власть. Следователи требовали от него признательных показаний. Все лжесвидетельства святой категорически отверг, говоря, что никогда не выступал и не говорил ничего против советской власти. Также отец Григорий твердо стоял в вере, и, несмотря на пытки и многодневные допросы, отказался давать лжесвидетельства против кого-либо из своих ближних.

Тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке. Спустя три года ссылки святой умер от воспаления легких, и был погребен в общей могиле. До сих пор нам неизвестно место его погребения. Но Господь прославил своего угодника – мы имеем свидетельства, тексты допросов отца Григория, из которых видно, что он с честь выдержал все испытания, и никого не оклеветал.

Мы видим, что более 200 человек из числа московских священнослужителей прославлены в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Они служили в тяжелые времена, начавшиеся в 1917 году. Вся страна была ввержена в кровавые испытания, шли массовые репрессии духовенства и верующих мирян. Начались закрытия монастырей и храмов. Страшно и трудно было им в это время, а главное – необходимо было принять решение: останешься ли ты со Христом, или поклонишься советской власти и маммоне.

Храмы нашего Северо-Восточного викариатства имеют более полутора десятков свидетельств прославленных Новомучеников и Исповедников Российских. Ничто не смогло разлучить их со Христом – ни пытки, ни мучения, ни смерть.

Как сказал Святейший Патриарх: «Мучениками не рождаются, а становятся». Это каждодневный труд, каждый день нужно себя преодолевать, оставаясь стойким в принятии своего решения. Каждый день бороться с леность, немощью, нежеланием приступать к молитве. Побуждать себя соблюдать посты. Если ты в малом не верен – то и в большом верен не будешь. Поэтому подвиг наших новомучеников, подвиг священномученика Григория Самарина должен стать для нас примером».