Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим

Это очень страшное свидетельство Христа об этом городе, который не то, чтобы не узнал Грядущего Спасителя, а не захотел Его узнать, и поэтому Господь плачет, Христос проливает свои Божественные слёзы. Мы вчера тоже об этом же говорили, когда воспоминали воскрешение Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом четверодневного умершего Лазаря, человека, который находился в течение уже четырёх дней во гробе. Мы с вами обращали внимание, на то, что на Востоке в то время умерших людей хоронили в самый день смерти, ибо невозможно было долее держать покойника в доме. Ибо в тех жарких климатических условиях человек, после того, как душа покинет тело, тут же начинал подвергаться естественному процессу тления и распада, как любое органическое тело, и поэтому усопшего хоронили в тот же день, взирая на зной. Господь медлит, и в течение четырёх дней не идёт к другу Своему Лазарю, с тем, чтобы этим самым утвердить  Свою абсолютную Божественную власть, Свое абсолютное Божественное могущество над смертью и тем самым показывает, что те страдания, которые Он приемлет на Себя, это вольное страдание, страдание, которое Христос берёт на Себя вопреки всемогуществу, каковым Он обладает.

Неслучайно Страстная Неделя начинается воспоминаем воскрешения четырехдневного Лазаря. Господь являет Себя кротким, смиренным и вместе с тем, Он входит торжественно в Иерусалим. Именно так, как сегодня приветствует Христа народ в Иерусалиме, приветствовали победителей, правителей, царей, которые возвращались с войны с победою, им восклицали те же самые слова, которые, как сегодня мы с вами слышим, восклицают люди, охваченные этим всецелым, всенародным восторгом. Они восклицают, обращаясь ко Христу: Осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне, Осанна в Вышних!. Такими словесами народ приветствует грядущего в Иерусалим Христа, люди постилают свои одежды под ноги Господа, они срезают ветви пальм, ваии, для того, чтобы таким образом приветствовать Христа как победителя.

Мы всегда с вами в этой связи вспоминаем историческое свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия, который был современником земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, и свидетельствующий о том, что три самых великих иудейских праздника, а именно Пасха, День седмиц, т.е. день Пятидесятницы, и День кущей, собирал в Иерусалиме до двух миллионов человек. Это трудно себе представить, Иерусалим и сегодня не столь большой город, а в то время он был еще гораздо меньше, однако же, паломники с разных мест собирались именно ко дню Пасхи, а многие оставались и до Пятидесятницы, чтобы быть в этом священном граде.

Приближалась иудейская Пасха, и поэтому невероятно огромное количество людей было собрано в Иерусалиме, и все они (ибо весть о воскрешении Лазаря моментально разлетелась) услышали о том, что Христос, этот предивный Чудотворец, этот необыкновенный Проповедник, воскресил четырехдневного умершего. То есть, Он воздвиг его от гроба и тот, о котором было сказано, что он уже смердит, ибо распад его тела уже выражал себя и обнаруживал откровенно. Его, человека, находящегося в невообразимом состоянии, Христос призвал из небытия к бытию, от смерти к жизни, Он его воскресил, поэтому это чудо не могло быть не только не замеченным, оно вдохновило всех.

Когда Христос, сидя на ослице, входил в Иерусалим через Золотые ворота Иерусалима, весь народ вышел Ему навстречу, они восклицали и приветствовали Его как победителя, но, однако же, Христос плачет. Он не радуется, Он не торжествует, потому что эти громогласные возгласы и приветствия, они говорят лишь об одном, о том, сколь велико падение рода человеческого. Потому что через несколько дней это торжество будет напрочь забыто, и никто из этих людей и не вспомнит, что они восклицали Христу и приветствовали Его, как царя и победителя, они забудут о том, что постилали свои одежды под ноги этого ослёнка, на котором входил Господь в Иерусалим. Они забудут и выбросят эти цветы и эти пальмовые ветви, которыми приветствовали Христа, входящего торжественно в святой град, потому что будут требовать другого.

Вот толпа — она неуправляема, и вернее, правильнее будет сказать, она всё же управляема, но какими-то совершенно иными нитями, которые дёргают эту толпу и увлекают по произволу того, кто ею манипулирует. Мы много раз с вами на эту тему говорили при самых разных обстоятельствах. Говоря ли о той толпе, которая будет истошно вопить, зубоскалить и кричать: «Возьми, возьми распни Его!», или о толпах сегодняшнего времени – толпа остается толпой, управляемая теми же самыми силами, манипулирующими ею.

Господь плачет об этих несчастных людях, ибо сегодня они восклицают и торжествуют Его победу, быть может, не понимая, что торжествуют, а Христос грядет для этой победы над смертью и адом, чтобы восторжествовать истиною и правдою в мире. А через несколько дней, повторяю, эти люди будут требовать от Пилата, чтобы он распял Христа на кресте. Об этом Христос плачет. В лице тех людей, той самой толпы, Господь плачет и о нас.

Мне хотелось бы сейчас вспомнить, как мне представляется, замечательнейшие слова, которые Господь произнёс в самом начале Своего общественного служения. Помните, в Евангелии от Иоанна повествуется о первом чуде, которое совершил Христос в Кане Галилейской, когда Господь с Материю Своею и с учениками, был приглашён на свадебный пир, и там закончилось вино. Какие же это были бедные люди, если у них на свадьбе вино закончилось. Разве так люди справляют свадьбу? Отнюдь, нет. Обычно закупают вина столько, чтобы на много дней веселье лилось в их доме, а здесь, посреди пиршества, посреди этой брачной трапезы вдруг закончилось вино, бедненькие люди были. И тогда Матерь Божия подходит к Своему Сыну и говорит: вина не имут. Христос Ей говорит: что убо Тебе, Жено, не у прииде час Мой. То есть не пришло Моё время явить это чудо. Вот тогда ещё не пришло время явить чудо Христу, однако Господь будучи Богом и вместе с тем, будучи по плоти Сыном Пресвятой Богородицы, послушливым и безропотным, Он исполняет волю Своей Матери. Она даже Его и не просит более ни о чём. Помните этот замечательный диалог? Она сказала Свою Материнскую волю, а потом говорит распорядителю пира, что Он вам скажет, то и делайте. Она уже не разговаривает со Своим Сыном, Она уже повелевает, и Он исполняет как послушливый сын волю Своей Матери. Но я сейчас не столько об этом хотел сказать, ибо не совсем повод об этом вспомнить, но один момент, на который я уже обратил ваше внимание, очень важен. Господь говорит: Ещё не пришло Мое время.

И вот проходит три года, Христос торжественно входит в Иерусалим, уже пришло Его время, пробил Его час, вот сейчас Он входит в Иерусалим для того, чтобы умереть за весь род человеческий. Это тот самый час, то самое время, ради которого Христос пришёл на землю. Время Христа заключалось в том, чтобы множество чудес творить. Это правда, это справедливо, и Лазаря, как вершину своих чудотворений, Он воскресил из мёртвых, но всё это, будучи величайшими чудесами Божественного происхождения, меркнет перед самым главным чудом, которое сотворил Христос, и это не воскрешение Лазаря.

Настоящим чудом является то, что Он будучи Творцом неба и земли, восходит на Крест и на этом Кресте закалается. Это самое величайшее чудо, самое величайшее событие в истории мироздания. Ничто не способно даже близко сравниться с тем, ради чего Христос приходит в мир. Господь всем нам являет и показывает Себя бесконечно любящим Богом, Который пришёл взыскать и спасти погибшее. Взыскать всеродного Адама, к которому, некогда скрывающемуся, в куще лесной после грехопадения Он воззвал: Адаме, где еси? Так вот чтобы найти согрешившего Адама, прячущегося от Бога, Господь сходит на землю, облекая Себя плотью человеческою. Господь восходит на Крест и умирает на нём, чтобы душою Своею сойти в глубины преисподнего ада и там найти скрывающегося от Него Адама, т.е. всех нас, и Своею смертью, именно этою жертвою, избавить всё человечество от вечного проклятия и смерти. Вот это самое величайшее чудо.

Когда мы говорим о тех или иных чудесах, в Евангельском аспекте или в каких-либо других их проявлениях, мы должны понимать – эти чудеса важны, они значимы, они необходимы. Но самое величайшее чудо – это то, чему Христос сегодня полагает начало, Он смиренно и кротко, несмотря на все эти восторженные крики, ликования входит в Иерусалим. Он плачет о человечестве, потому что цена спасения всех нас, цена вразумления всех нас, заключается в Его Кресте, и в том, что Господь подъемлет нас ради человек, ради нашего спасения, восходя на Голгофский Крест.

Все мы, дорогие братья и сестры, сегодня празднуя это величайшее событие, не должны забывать о том, что это начало Страстной Недели, отсюда начинается особое измерение времени Великого поста. Многие из нас уже планируют своё время, определяя, когда печь куличи, когда красить яйца, когда принести свои приношения для освящения в храм. Всё это правильно, это жизнь, она продолжается, она и должна быть таковою. Но самое главное не это, а самое главное то, что мы должны быть причастниками всего того, что будет происходить на Страстной седмице со Христом нашим Господом.

Надо постараться по возможности быть чаще в храме, постараться всего себя отдать в это сопереживание и сострадание происходящей искупительной жертве ради нашего спасения являемой. Надо постараться быть со Христом не только в храме, но и дома и во всех жизненных обстоятельствах: не многословить, не пустословить, не глядеть в интернет, ни в телевизор. Сам пост должен был всецело настроить нас на этот лад.

Хотя, это время уже прошло, и Господь один лишь знает, будут ли еще у нас такие благодатные возможности вновь пережить это святое благословенное время святой Четыредесятницы.

Оставшаяся Страстная неделя пусть поставит нас перед судом собственной совести, чтобы мы с вами набрались ещё сил для того, чтобы быть со Христом в эти самые главные, самые важные дни земной жизни нашего Господа для того, чтобы вместе с Ним, сопереживая Ему, сострадая Ему, соболезнуя Ему, сораспинаясь Ему (ни побоимся высоких слов), вместе с ним совоскреснуть. Чтобы исполниться той небесной радости, которую Господь прещедро дарует всякому, кто причащается Пасхальной ночью этой радости от вести о Воскресшем Христе.

Дай, Господи, чтобы нам, потрудившись в оставшиеся несколько дней этого святого благословенного времени, удостоиться сей неизреченной радости, вкусить её, причаститься ей, чтобы эта радость о Христе Господе нашем и Спасителе, тридневно воскресшем из мертвых, никогда не оставляла нашего сердца, ни здесь, на земля, ни в юдоли вечной радости, в уделе Царствия Небесного, где никогда не померкнет радость о Христовом Воскресении, чего сподоби всех нас, Господи, и днесь, и присно, и вовеки. Аминь.

Протоиерей Георгий Гуторов

01.04.2018 г.