Слово на праздник Воздвижения Креста Господня

Все мы, разумеется, знаем о подробностях сегодняшнего праздника, знаем о том, что в IV столетии благочестивая родительница святого равноапостольного императора Константина святая царица Елена своим возлюбившим Христа сердцем возымела намерение возвеличить те места, которые были связаны с земной жизнью нашего Спасителя. Она предприняла для этого путешествие на Святую Землю, в Палестину, с тем, чтобы там, изыскивая эти места, возвеличить их святыню строительством там храмов. На многих и многих местах она соорудила храмы Божии, от некоторых из них сохранились лишь руины и остатки стен, говорящие о некогда былом их величии, а иные сохранились и до сегодняшнего дня, в частности храм — базилика Рождества Христова. Он датируется именно тем самым временем, четвёртым столетием, когда на этом месте Рождества нашего Господа святая царица Елена соорудила храм, до сегодняшнего дня совершающий свою литургическую жизнь. Многие иные места, связанные с нашим Господом, она особенным образом отметила, это и храм на Фаворе, и иные другие места, которые были непосредственно связаны с евангельскими событиями. Конечно же, сердце этой христианки устремлялось к средоточию нашего спасения, к месту, где совершилась искупительная жертва всего рода человеческого. Она имела намерение найти место, где страдал Христос.

Мы недавно с вами вспоминали о том, что Иерусалим был стёрт с лица земли. Император Тит повелел распахать его волами, и плуги прошлись по этому городу, чтобы в нём не осталось никакого напоминания о его былом величии, и даже наименование этого города было изменено, чтобы ничто не напоминало о событиях и ветхозаветной, и евангельской истории. На самой Голгофе, разрушенной, стёртой практически с лица земли, были сооружены языческие капища в честь языческих богов Аполлона и Венеры, там совершались богомерзкие идолослужения. Святая равноапостольная Елена, несмотря на то, что ей говорили о бессмысленности и тщетности поиска какие-то нитей, связующих евангельские события, она всё же не опустила руки и предпринимала всяческие попытки для того, чтобы узнать в каком месте был распят наш Спаситель. Ей, после многочисленных трудов и усердий, был указан некий древний старик, по имени Иуда, который действительно знал от своих дедов и прадедов о том сохранявшемся в памяти и в народной в молве месте, где пострадал Господь Иисус Христос. Святая Елена попыталась выведать, узнать у этого старика, где то место располагается, но он безмолвствовал. Тогда она огромные деньги предложила ему, и иудей, не устояв перед этим соблазном, указал место, где был распят Спаситель.

Ничего не напоминало и не могло напоминать о том, что место, указанное стариком, есть действительно место распятия Спасителя, потому что на этом месте, где некогда высились языческие капища, к тому времени была устроена городская свалка. Это смердящее, зловонием исполненное место вызывало отвращение у жителей, поэтому никто по доброй воле не желал даже близко приближаться к нему. Тогда святая царица Елена, особым дерзновением исполнившись, стала бросать туда золотые монеты с тем, чтобы люди в поисках брошенных ею монет раскапывали это место, и по мере очищения и освобождения от городских нечистот, оно более или менее приобретало некое подобие того, что могло бы быть местом казни, где был распят наш Господь. Она неустанно бросала золотые монеты, и желающие заработать углублялись вглубь этого места, до тех пор, пока вдруг не раскопали три совершенно одинаковых креста. Это было определённым указанием на то, что раскопки велись правильно: на этом самом месте совершались страшные казни – распятия. И вместе с тем святая равноапостольная Елена недоумевала, какому из найденных крестов отдать предпочтение. На котором из этих крестов Христос был распят?

Когда читаешь эти, в общем-то, привычные для всех нас известные исторические свидетельства, то как-то привычно к этому относишься. Но если мы с вами вдумаемся, дорогие братья и сестры, какое нужно было иметь дерзновение и несомненное упование и твёрдую веру, каковую имела святая равноапостольная Елена, когда она, увидев неподалёку проходившую похоронную процессию, приказала остановить её и поочерёдно прикладывать к усопшему бездыханному человеку, несомому на погребение, все три найденных креста. Какая вера была в сердце этой благочестивой женщины! Она знала, что если она правильно обрела то, к чему стремилось её сердце, то Господь не даст ей быть посрамленной. Она несомненно уповала и несомненно веровала, что тот подлинный единственный Крест, на котором совершилось спасение всего рода человеческого, не оставит усопшего человека бездыханным в гробе, и поэтому она повелела прикладывать к мертвому телу человеческому, к бездыханному трупу, найденные кресты. По возложении двух крестов ничего не произошло. Но когда на мертвое тело был возложен третий крест, то усопший воскрес, ибо сила Честного и Животворящего Креста, явив свою дерзновенную благодатную мощь, не оставила усопшего остаться таковым во гробе. Он восстал, он воскрес и прославил Бога.

Это поразительное чудо совершилось на глазах у многих людей

Мы в первую очередь потому называем Крест Честным и Животворящим, ибо через это миролюбезное и благословенное Древо явил Господь искупление всему роду человеческому. Вместе с тем, и в этот день, который сегодня Церковь Христова празднует и прославляет, Господь явил воскресение умершему человеку, воскресив его и тем самым удостоверив всех, в том числе и нас с вами, в реальности того, что Господь воистину явил спасительную жертву на этом Кресте, искупив всех нас от клятвы законныя. Неслучайно премудрый Соломон, как бы провидя в веках то, что должно было случиться на Голгофе, произнёс эти слова, которые мы нередко воспоминаем: благословенно древо, через которое бывает миру правда. Это действительно то Древо, через которое Господь нас с вами избавил от вечного проклятия и смерти.

Весть о том, что произошло на этом месте (а это действительно была Голгофа, вернее ее подножие, потому что кресты были, как известно по преданию, брошены, а затем закопаны у подножия Голгофы) облетела весь город. Люди стекались к этому месту, некогда позорному и поганому, которое было сначала местом страшной и ужасающей казни над преступниками, затем стало местом богомерзкого языческого поклонения, а позднее вообще превратилось в отхожее место, самим своим наименованием вызывавшим глубочайшее отвращение у людей. И христиане, и иудеи гнушались этого места, они брезговали им не меньше, чем брезговали тем, когда это место было местом публичной казни. И когда было узнано, что именно там найдены кресты и среди них Животворящий Крест Христов, и что от прикосновения этого Древа Крестного воскрес мёртвый, весь город, все люди, которые об этом услышали, тотчас же сбежались к Голгофе. Патриарх Макарий, сопровождавший святую равноапостольную Елену, был вынужден, поддерживаемый за руки, поднять найденное Древо Крестное, и, взойдя на некоторую возвышенность, стал осенять этим Крестным Древом людей, окружавших его, и люди в благоговейном трепете, со страхом и верою, и любовью восклицали: Господи, помилуй!

Мы знаем с вами, что даже в нашей церковной традиции при архиерейском Богослужении совершается чин Воздвижения Креста Господня, когда на Всенощном Бдении совершается воздвижение Креста. По подобию того, нами воспоминаемого ныне исторического события, архиерей на четыре стороны крестом осеняет богомольцев, и в это время хор торжественно воспевает: Господи, помилуй!

Это событие является центральным и основным для сегодняшнего праздника, мы вспоминаем обретение и воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, потому что патриарх воздвизал, т.е. поднимал, воздвигал этот Крест и осенял им весь народ, присутствующий при этом дивном событии.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, когда празднуем в честь и славу Честного и Животворящего Креста Господня, всегда проводим такую устойчивую параллель. С одной стороны, для нас это вполне историческое воспоминание, благоговейное и величайшее событие, позволяющее нам вновь и вновь увидев то, какою ценою куплена наша свобода.

Неслучайно именно в ознаменование этого события сегодня за Божественной Литургией читалось Евангелие о страданиях нашего Господа, о том, что Господь претерпел ради нас и ради нашего спасения, взойдя на крест, ибо это была та цена, которая способна была избавить всех нас от вечного проклятия и смерти. И вместе с тем, сегодня говоря об этом, мы не можем не сказать о том, что каждый христианин и каждый человек имеет свой жизненный крест, и каждому из нас Господь дает ту крестную ношу, которая способна в меру наших сил, в меру нашей веры, в меру наших способностей уподобить нас Господу, который нёс Свой крест на Голгофу и был распят на нём. Неслучайно Господь говорит в Евангелии слова, которые мы очень часто повторяем: кто не берет креста и не следует за Мною, тот не достоин Меня.

У каждого из нас есть свой крест, об этом мы очень часто говорим. Есть крест внешний, есть крест внутренний. Что значит крест внутренний? Это наши страсти, наши дурные наклонности, наши пороки, с которыми каждый из нас должен бороться внутри себя. Эти пороки порой бывают незаметны и неизвестны окружающим нас людям, но они вполне известны совести каждого из нас, и мы должны, прежде всего, бороться с этими пороками внутри своего сердца. Должны объявить этим порокам, этим дурным, скверным страстям и наклонностям беспощадную войну, помня, что говорили святые: умру, но не согрешу.

Если бы мы жили с такой решимостью, с такой готовностью умереть, но не согрешить, тогда бы мы, конечно же, были чужды всему тому, что очень часто наполняет наши гнездящиеся страстями и пороками сердца.

А есть внешний крест – это скорби, это болезни, это жизненные испытания, неудачи. Они тоже нам посылаются Господом, и мы должны без ропота принимать их. Поскольку, если мы ропщем на свою человеческую долю, негодуем, унываем, злимся и так далее, то этот крест становится бесцельным и безжизненным крестом. И здесь, на земле, человек страдает бессмысленно, потому что никуда его скорби не денутся, и в жизни будущего века плода эти скорби никакого не принесут.

Есть удивительный евангельский пример, о котором сегодня вполне уместно сказать.

С Христом Спасителем были распяты два разбойника, один из них тяготою своего хуления пошел вниз, в ад, а другой, в равной степени со своим товарищем страдавший, но каявшийся на этом кресте, поскольку говорил: «по делам нашим достойное приемлем, помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Он первый стал наследником вечной жизни и Царства Небесного.

Вот также и в жизни каждого из нас, дорогие братья и сестры, есть свои жизненные скорби. Ни одного человека без скорбей нет, а если мы скажем, что мы знаем кого-то кто без скорбей, то мы можем сказать об этом человеке совершенно очевидно, что такого человека Бог забыл. Это парадокс. Если человек не имеет креста, если он не имеет в своей жизни страданий, то это действительно трагедия. Это повод для того, чтобы задуматься, а всё ли нормально в моей жизни, если так всё безоблачно и комфортно.

Не может такого быть, и христианин без креста не может тоже быть. Поэтому каждому из нас дан свой крест, свои жизненные испытания. Если мы ропщем на свою долю и на выпавшее испытание. Как бывает, мы часто говорим: за что Господи? У других этого нет, почему это всё со мной происходит, почему у меня всё так складывается? Говоря так, мы можем с вами, и это очень печально, разделить долю того несчастного безумного разбойника, который тоже страдал на кресте, тоже мучился, но в итоге пошёл в ад после своих страданий, которые ничего ему доброго и благого не принесли. Потому что человек только лишь и делал, что скрежетал зубами на свою жизненную долю и всех вокруг себя хулил, в том числе и Господа. И мы, может быть, не теми же словами, но то же самое по смыслу говорим, что говорил он: если Ты Сын Божий, сойди с Креста, и мы тогда уверуем в Тебя, и нас спаси, покажи, что Ты Сын Божий. А другой унимал его и говорил: безумный, мы по делам нашим страдаем, а это кровь невинная проливается. Поэтому когда мы с вами претерпеваем те или иные жизненные испытания, мы должны подобно благоразумному разбойнику говорить: Господи, по делам моим приемлю! – потому что не незаслуженно я это все принимаю, я прекрасно понимаю, что я ещё и не того заслуживаю.

Поэтому будем, дорогие братья и сестры, терпеть всё с благодарностью и помнить слова святителя Иоанна Златоуста. Кстати сегодняшний день является днем его памяти. Но чтобы не смешивать этих два события, Воздвижение Креста Господня и блаженную кончину святителя Иоанна Златоуста, который сам по себе заслуживает того, чтобы о нём говорить много и назидательно, Церковь в другой день празднуют его память – в ноябре месяце, но именно в сегодняшний день он прославил Бога кончиной своей жизни. Так вот он говорит, что христианин, который претерпевает свои жизненные скорби, болезни с благодарностью, его подвиг уподобляется подвигу мучеников. Поэтому, мои дорогие, давайте будем стремиться к тому, чтобы научиться благодарить Бога за все жизненные скорби. Это очень тяжело и это очень трудно.

Слава Богу за всё! – это были последние слова святителя Ивана Златоуста, мы это знаем с вами, нередко вспоминая его жизнь. Казалось бы, он был патриархом, но был низложен, был оклеветан, его дважды низлагали с патриаршего достоинства и прогоняли прочь и в конце концов, жизнь свою он скончал в ссылке. Его унижали, его изгоняли, его голодом морили, и когда он умирал, то это были его последние слова: слава Богу за всё!

Нужно за всё благодарить Бога, не просто красиво говорить и красиво проповедовать, а жизнью своею свидетельствовать, что поистине Богу слава за всё. За скорби и за радость, за болезни и за здоровье, за счастье и благополучие, и за невзгоды и испытания. За всё Богу слава, потому что если у нас в жизни будут только лишь одни радости и успехи, тогда мы возгордимся, и Бог нам с вами станет не нужен. Когда у нас в жизни будут одни лишь болезни и испытания, тогда мы просто не выдержим и в отчаяние впадем. А Господь нас так смиряет, что у нас есть и радости, и испытания, и болезни и утешения.

Нет такого человека, который бы сказал, что у него всё черное, что у него никакого просвета нет. Такого не бывает, и быть не может. А если мы себе позволяем так говорить, тогда мы неблагодарные существа и ничего доброго не видим в своей жизни, чем Бог нас окружает. Это будет очень страшная клевета на Бога, если мы будем так говорить.

У нас есть время и порадоваться и время что-то потерпеть, потому что это необходимо для нашего с вами спасения, потому что это наш с вами жизненный крест. Поэтому сегодня, прославляя Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, мы говорим верующим, благодарным сердцем Богу и Спасителю нашему: слава Богу за всё!

А ещё мы в молитве говорим: огради нас, Господи, силою Честного и Животворящего Креста и избави нас от всякого зла. Аминь.