Слово в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Святитель Димитрий Ростовский (мы очень часто вспоминаем его слова) рассуждая, почему так долго исполнялось сбытие древнего пророчества, которое было сказано Богом в раю сладости согрешившим прародителям о том, что семя Жены сотрет главу змия, отвечает сам на этот вопрос: потому что не было Той, которая была бы способна вместить в Себя Невместимого, Того, Кого небеса вместить в себя не способны. Господь медлил Своим пришествием и исполнением этого обетования о искуплении всего рода человеческого и освобождения от вечного проклятия и смерти по одной простой причине: потому как человечество не способно было дать Ту, Которая смогла бы родить Предвечное Слово Божие. И вот наконец человечество, в томительном, изнурительном ожидании пребывая, обретает Ту, которая рождается для того, чтобы послужить ко спасению всего рода человеческого, чтобы родить Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Конечно же, событие это произошло незаметно, чтобы всё человечество способно было бы воспрянуть и возрадоваться. Только лишь потом, спустя десятилетия и столетия, люди поняли ту главную первопричину, которая явила в мир Искупителя всего рода человеческого. Мы знаем с вами очень трогательные и отчасти печальные подробности сегодняшнего праздника. Мы знаем с вами о том, что благочестивые супруги Иоаким и Анна, будучи бездетными, находились в поношении от своего бесчадства, как говорит нам кондак сегодняшнего праздника. Действительно, в то время, и мы с вами не вправе осуждать это человеческое представление об отсутствии в семье чадородия, потому что в то время свято верили, что рождение в семье детей – это есть благословение Божие, и отсутствие оных – есть свидетельство того, что Бог не просто не благоволит к тому или иному супружеству, а даже наказывает их этим испытанием за какие-то грехи и беззакония. Это утвердившаяся в сознании людей того времени мысль в силу человеческой немощи, в силу человеческой ограниченности, была обращена неким негодованием и даже презрением к тем, кто не имели детей в своей семье. Это поношение, осуждение, порицание было обрушено и направлено на родителей Пресвятой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, ибо они, достигнув преклонных лет своей жизни, не имели этого утешения и этой радости. Мы знаем с вами о том трогательном повествовании, когда Иоаким, будучи уже претрудным старцем, пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести свою жертву Господу, и первосвященник отверг его приношение, прилюдно, принародно сказав: как ты еще смеешь, будучи во грехах, приносить какое-то приношение Богу? Бог заклял тебя тем, что ты не имеешь детей в твоей семье, поэтому твой дар не принимается! Какое скорбное состояние наполняло сердце этого человека, когда он, будучи праведным, не имея никаких пороков и беззаконий, свято соблюдал закон Божий, который Бог даровал через Моисея Своему народу, не имея каких-то прямых свидетельств своих грехов и беззаконий, был отринут и даже жертву Богу не мог принести. Вместе с тем, свойством этого человека, равно как и его супруги, благочестивой Анны, было удивительное смирение, которое стало неотъемлемым качеством их Преблагословенной Дщери, Которою Господь ради их поношения, ради их терпения, ради тех скорбей, которые они пронесли через всю свою жизнь, увенчал их супружество. Когда, казалось бы, по естественным физическим возможностям и способностям невозможно было родиться ребенку, Господь дарует в семье этих стариков удивительную радость чадородия, у них рождается Благословенная Отроковица.

Они называют Ее Марией, и мы с вами об этом всегда говорим, когда мы празднуем день сегодняшний, или когда мы будем с вами праздновать хронологически следующий за этим праздником другой Богородичный праздник – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, мы говорим об одном и том же: какая удивительная благодарность может существовать в человеческом сердце. Это конечно явление редчайшее, но вместе с тем мы видим с вами удивительные примеры этой удивительной, ни с чем несравнимой благодарности Богу за неизреченный дар Его.

Они, подождав трехлетнего возрастания своей столь чаемой и ожидаемой дочери, отводят Ее в храм Иерусалимский с тем, чтобы Она там пребывала и находилась в научении Господнем. Казалось бы, нет ничего дороже для родителей, чем быть рядом со своими детьми, и вместе с тем они сами целую жизнь ожидали Ее рождения, и когда невозможно уже было даже мечтать и надеяться на это, они, получив это дар небесный, сами отводят Ее в Иерусалим и дарствуют Богу. Это не вмещается в наше неблагодарное сознание, но именно так поступают святые Богоотцы, ибо так их называет Святая Церковь. За каждым отпустом при совершении любого Богослужения мы говорим «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны», ибо они послужили ко спасению всего рода человеческого через то, что в их семействе, в благочестивой, богобоязненной, смиреннейшей супружеской чете родилась Преблагословенная Богоотроковица Мария, явившаяся тем избранным сосудом, тем вместилищем, которое вместило в себя предвечное Слово Божие и даровало спасение через Рождество Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа всему роду человеческому.

Какие бы не были оскорбления, поношения, уничижения по отношению к этим святым праведным людям, они всё претерпевали, принимая как должное, принимая все как волю Божию. Какой-то мудрец некогда сказал, что человек, умеющий терпеть, всё, о чём бы он ни просил и чего бы не желал, получает вовремя. Если человек научается терпеть, и если он будет способен положиться на волю Божию, то всё, если это необходимо для него, он получит в своё время, в то самое нужное и главное время своей жизни. Святые Богоотцы Иоаким и Анна всю свою жизнь терпели, они ждали и молились Богу. Несмотря на то, что уже жизнь земная склонилась к закату, они всё равно не переставали молиться Богу о том, чтобы Господь даровал им дитя. И Господь в самое нужное и в самое верное и правильное для них время даровал им это утешение.

Так вот удивительное качество, о котором мне хотелось бы сегодня несколько слов сказать: одна из основополагающих и краеугольных христианских добродетелей – смирение. Матерь Божия, святая Богоотроковица Мария, Чьё рождество мы сегодня чтим, прославляем и празднуем, явилась образцом и вершиной поистине Христоподражательного смирения. Неслучайно мы слышали вчера вечером за Всенощным Бдением, и всегда слышим эти слова за вечерним Богослужением, посвящённом памяти Пресвятой Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии, когда Она при встрече с праведной Елисаветой произнесла: «Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Господь призрел на Её смирение, и через это смирение даровал Ей этот неизреченный дар быть Матерью Спасителя Мира. Ибо смирение – есть краеугольное и основополагающее качество, необходимое для спасения всех и каждого. Преподобный Макарий Оптинский, память которого Церковь вчера праздновала, говорит как, впрочем, об этом говорят многие угодники Божии: самый главный дух, к стяжанию которого должен стремиться каждый христианин – это смирение. И наши молитвы, и наш пост, и наши долгие стояния за Богослужением, всё это важно и необходимо, но если мы при всём этом не приобретём смирения, тогда абсолютно обесценятся все наши попытки угодить Богу и все наши добродетели. Если нет смирения и произрастающей от него любви, то все прочие подвиги, прочие человеческие стремления что-то в своей жизни изменить, будут беспомощны и бесцельны. Только лишь смирение является основополагающим для спасения всех и каждого.

Мы слышим первую заповедь блаженства, которую Господь провозглашает: «Блажени нищии духом, ибо тех есть Царство Небесное». Нищета духовная в том смысле понимается правильно, если мы смиряемся перед любыми обстоятельствами жизни. И если прислушаемся внимательно и вдумчиво к словам великих подвижников Церкви Христовой, в частности, преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Исаака Сирина, преподобного Ефрема Сирина и прочих угодников Божьих, то мы услышим примерно одно и то же. Что такое смирение? — мы очень часто спрашиваем.

И они нам отвечают на этот вопрос: смирение – это не мудрствование о себе высоко, это не приписывание себе мнимых добродетелей и почитание себя последним из всех живущих на земле.

Мы много раз об этом слышали, но это является условием, которое позволяет каждому из нас увидеть себя такими, какими мы есть на самом деле, без прикрас и без преувеличений. И вот если мы действительно будем к этому стремиться и будем, прежде всего, об этом заботиться – не превозносить себя, не бахвалиться мнимыми, абсолютно выдуманными добродетелями, тогда мы способны будем увидеть себя такими, какими мы есть в действительности.

И даже если в нашей жизни есть добрые дела (а они должны быть непременно у каждого из нас, и мы должны все свои силы и старания прилагать к тому, чтобы как можно больше творить добра вокруг себя), то мы не должны приписывать себе этих добродетелей, иначе мы будем искать человеческой похвалы и лишимся через это похвалы от Бога.

Господь говорит в Евангелии о том, как мы можем называть себя верующими, если ищем похвалы друг от друга. Поэтому если мы что и делаем доброе, и повторяю, и подчёркиваю, что это должно быть непременным стремлением каждого христианского сердца, то мы не должны себе это приписывать, а прежде всего благости Божией.

Святые отцы говорят о том, что христианин должен так воспринимать окружающую его действительность и свою собственную жизнь: всё доброе, что в нас есть, приписывать Богу, потому что Бог даровал нам возможность милостыню подать, доброе слово кому-то сказать, поддержать человека, какой-то труд понести и помочь болящему, скорбящему, иному нуждающемуся человеку. Бог нам это даровал, и поэтому Ему Единому слава за эту величайшую благость и дар, который Он даровал нам – послужить добром кому-то.

А злое, что есть в жизни каждого из нас, и это совершенно очевидно, вот это как раз от нас самих исходит. Не лукавый нас искусил, не он подстроил те или иные козни свои в нашей жизни, а мы сами, удобопреклонные ко греху, являемся причиной зла, которое в своей жизни творим. Не кого-то осуждать, не в ком-то видеть причину наших зол и несчастий, а прежде всего, в самих себе. Вот тогда это, действительно, прямой путь к тому, чтобы научиться настоящему, подлинному Христоподражательному смирению, которое стяжала Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария и Её предивные родители Иоаким и Анна, пронесшие через поприще своей земной жизни поношения и унижения, оскорбления и обиды, воспринимая все это как должное. Не отчаиваясь и не унывая, они получили по своему смирению, по своей молитве дар, которым Господь не только их осчастливил, но почтил всё человечество, даровав через них Рождество Той, которая послужила ко спасению всех нас.

Сегодня, дорогие братья и сестры, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, будем присно молиться Ей, святой Богоотроковице, чтобы Она Своими Богоприятными, дерзновенными, всемощными и ни перед чем не останавливающимися молитвами у Престола Сына Своего и Бога нашего Господа Иисуса Христа, стяжала сию величайшую добродетель и нам, грешным и недостойным, стремящимся ко спасению своей бессмертной души, едиными устами, и единым сердцем вопиющим Ей благодарным сердцем: Пресвятая Богородица, спаси нас. Аминь.