Слово на Вход Господень в Иерусалим

Событие, которое мы сегодня столь выспренне и торжественно празднуем и прославляем, показывает, с одной стороны, величие Царя неба и земли, с другой стороны, мы видим в сегодняшнем торжестве и празднстве величайшую скорбь и величайшее страдание грядущего на смерть нашего Господа. Событие, которое произошло накануне иудейской пасхи в Иерусалиме, в буквальном смысле этого слова потрясло весь град. Поскольку и те, кто любил Христа и следовал за Ним, шествовал за Ним, были в духовном восторге и радости от того, что их Божественный Учитель столь торжественно входит в Иерусалим. Были и иные, – и трудно сказать, кого было больше, – те, которые ненавидели Христа, которые злобствовали против Него, это событие не могло не отразиться и на них.

Вчера за Божественной Литургией мы воспоминали воскрешение Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом четверодневно умершего Лазаря, когда Господь уже смердящего покойника, находящегося во гробе в течение четырёх дней при зное, при палящем солнце, воздвиг к жизни, воскресил его, свидетельствуя тем самым на пороге Своих страданий о том, что Он есть Начальник жизни и Начальник смерти, что Он является Владыкой неба и земли, и вся поднебесная и вся преисподняя не может не внимать Его Божественному творческому глаголу. Так вот, после этого величайшего события, синедрион собирается для того, чтобы решить, что им делать со Христом. Они в бешенстве, они не знают, как поступить со Христом, они говорят: вы видите, весь народ за Ним идёт, Он совершил величайшее из чудес. Действительно, воскресить из мёртвых уже разлагающийся труп, восставить его Своим Божественным, всемогущим словом, разве это не чудо, но мы видим с вами, что есть такие существа в мире, которые несмотря на очевидное, Богом явленное, засвидетельствованное чудо, они всё равно злобствуют. Не сказать, чтобы они в это не веровали, ибо в это не веровать невозможно, а иначе, как объяснить то, что произошло в Вифании в доме Марфы и Марии. Они злобствуют, и это состояние, когда человек противится Богу, называется даже не демонизмом, а называется сатанизмом. Разница между этими, казалось бы, тождественными понятиями, в том заключается, что сатанист он верует в Бога, он знает, что Бог существует, он верует в Него как в исключительную абсолютную Любовь, но, тем не менее, полагает смыслом своего существования неприятие этого Бога, который есть Любовь, борьбу с Ним навсегда, до последнего своего вздоха. И вот состояние, которым можно объяснить, то, почему эта злоба столь неистовствовала в сердцах, в умах, в устах, в поведении фарисеев, законоучителей и книжников, её можно одним словом объяснить – они были сатанисты, т.е. они веровали во Христа, как в истинного Бога, но при этом всё полагали для того, чтобы уничтожить и убить Его.

И вот тогда Каиафа, тот самый первосвященник, который судил Христа спустя шесть дней празднуемых сегодня нами событий, сказал знаменательные слова, слова достаточно двусмысленные, потому что их по-разному можно было бы понять и объяснить. Он сказал своим собратьям: вы ничего не понимаете, пусть лучше один человек умрёт за народ, чем всему народу погибнуть. Конечно же, он вкладывал свой, безбожный, безумный смысл в эти слова, он, прежде всего, требовал распятия Христа, но как по-другому, совершенно противоположно эти слова можно понять, что действительно, Христос умер за весь народ, Он умер за всё человечество, чтобы никому не погибнуть. Поэтому евангелист Иоанн Богослов поясняет и говорит, что он не потому это сказал, что от себя говорил, а потому что был на тот год первосвященником.

Так вот, дорогие мои, Христос входит в Иерусалим в торжестве, во славе, в величии, Он приходит как Царь, как победитель, поэтому народ восклицает и приветствует Христа. Люди срывают ветки с деревьев, пальмовые ветки, они постилают свои одежды под ноги Христа и приветствуют Его так, как приветствуют победителя, как Царя, который возвращается с войны победившим, они кричат и восклицают Ему: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Фарисеи, злобствующие и неистовствующие, они пытаются заставить замолчать этих людей, но Господь им говорит: если они замолчат, то камни возопиют. Фарисеи пытаются заставить замолчать детей, которые восклицают теми же самыми приветствиями и словами «Осанна в Вышних», а Господь им говорит: Разве вы не читали, что было сказано: из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу; об этом было сказано в пророчествах, об этом сказал царь и пророк Давид, произнеся эти слова за семьсот лет до пришествия в мир Христа, т.е. если вы не верите тому, что вы видите своими собственными глазами, поверьте пророкам, на которых вы ссылаетесь и говорите, что вы живёте по их законам, по их правде. Но всё это бессмысленно, потому что злоба всё более и более наполняет сердца этих безумствующих людей, тех самых людей, которые будут спустя шесть дней истошно вопить и кричать, требуя от Пилата, чтобы он распял Христа, чтобы он отдал Его на страдание и смерть на Кресте.

Вместе с тем, мы видим с вами сегодня, дорогие братья и сестры, удивительное свидетельство любви Христовой, мы видим с вами удивительнейшее и ни с чем несравнимое человеколюбие Божие. Господь зная, что Его ждёт в Иерусалиме, и Он не единожды об этом предрекает Своим ученикам и говорит им о том, что ждёт Его в Иерусалиме, и тем не менее, Он идёт в этот город для того, чтобы умереть и пострадать за весь род человеческий. Я нередко обращаю и своё, и ваше внимание на очень удивительное свидетельство этой Божественной Любви. Вчера, вновь вернусь к этой мысли, празднуя и воспоминая четверодневное воскрешение из мёртвых Лазаря, мы об этом тоже с вами воспоминали и говорили. Вспомним, Господь входит в Иерусалим на ослике, и Он плачет и говорит: О, если бы ты мог распознать свой день, увидеть, что грядет к твоему спасению. Господь говорит эти слова следующим образом: О, Иерусалиме, Иерусалиме, сколько раз я хотел собрать детей твоих, как кокош, т. е. как орёл, собирает птенцов своих под крылья свои, но ты не захотел этого, а потому, оставляется дом ваш пуст. Действительно, страшное свидетельство и страшные слова, Господь плачет об этом городе. Мы в Евангелии в трёх местах видим слёзы Христа Спасителя, об одних мы говорили вчера, когда Господь прежде, чем воскресить Лазаря тоже прослезился, и это не может не поражать нас. Есть ещё одни слёзы, слёзы которые Господь проливал в Гефсиманском саду, в ту самую страшную ночь перед своими страданиями, тогда, когда Его молитва была такова, что пот, исторгаясь из Его истерзанного, измученного, тела был кровавым, это тоже были слезы.

Нам с вами непостижимы и немыслимы слёзы Гефсиманского моления нашего Спасителя, они настолько таинственны, настолько непостижимы, что не нашему с вами ограниченному и ущербному сознанию пытаться объяснить эти слёзы. Так же таинственны слёзы Христа у гроба Лазаря, Вифанские слёзы, потому что Господь через мгновение призовёт этого умершего, этого мертвеца к жизни, и поэтому эти слёзы тоже таинственны, однако же Он плачет, плачет о всех нас в лице умершего Лазаря. А вот сегодняшние слёзы – слёзы Иерусалимские. Господь при входе Своем в Иерусалим тоже плачет об этом городе, но мы знаем с вами, что эти слёзы не только об Иерусалиме, потому что, если мы живём грехом, если мы его предпочитаем чем-то важным для себя в нашей жизни, то Господь плачет и о каждом из нас.

Помогли ли эти слёзы Христа людям, которые жили в том Иерусалиме – нет, дом их остался пуст, говорит Господь. Если мы останемся в своих грехах, если мы останемся в нераскаянности своего сердца, то, несмотря на то, какою ценою величайшею куплена наша с вами свобода, наше с вами бессмертие — ценою смерти на Кресте самого Бога, то эти слёзы тоже и по отношению к нам будут бесполезны. Если мы сами не восхощем того, чтобы Господь даровал нам исцеление, даровал нам прощение наших грехов. Действительно, что ещё нужно сделать Господу, чтобы мы с вами захотели жить по-Божьему, а не так, как мы с вами живём. Это мысль преподобного Ефрема Сирина, которая нередко звучит, в том числе и в моих устах, он позволяет себе такое дерзновение говорить как бы за Господа, обращаясь к людям: ну что Я ещё должен был сделать для вас? Я пришёл на землю, Я плоть ради вас принял человеческую, Я страдал, Я болезновал, Я взошёл на Крест, Я умер на этом Кресте, что Мне ещё нужно для вас, люди, сделать, чтобы вы поверили в Мою любовь к вам?

Какая ещё мера любви может быть засвидетельствована, чтобы мы отреклись от зла, от неправды, от греха и приняли Христа и Господа. Поэтому, если мы предпочитаем зло и предпочитаем грех, то и к нам с вами, дорогие братья и сестры, могут быть обращены эти горькие слова Спасителя: Сколько раз Я хотел вас собрать под кров Свой, но вы этого не захотели, а посему говорю вам, оставляется дом ваш пуст.

Но не будем с вами только лишь о печальном сегодня говорить, дорогие мои, потому что апостол Павел в сегодняшнем апостольском обращении к нам говорит: Радуйтесь и паки реку, т. е. ещё раз говорю, радуйтесь о Господе, потому что Христос грядет, чтобы сокрушить оковы смерти, чтобы сокрушить торжество зла, которое довлело и тяготело над всем родом человеческим. Ради этого Господь приходит в мир, чтобы всех нас освободить от этого греховного плена и соделать нас причастниками вечной радости и Царствия Небесного.

Нас всех ожидает Страстная седмица, мы стоим на её пороге, и собственно говоря, она уже началась воспоминаем торжественного Входа Господня в Иерусалим, мы погружаемся в эти скорбные дни и в пределах земной жизни Господа, многие, наверняка, хотели бы спрятаться от этого ужаса Страстной седмицы, как порою и нам хочется. Как бы замечательно было бы, сегодня отпраздновать праздник, а потом погрузиться в некий сон, в некую какую-то безликую бессмысленность этой недели, чтобы пробудиться и проснуться в день Светлого Христова Воскресения. Но это немыслимо и невозможно. Каждому из нас должно понести и подъять те скорби, которые Господь пронёс ради нашего спасения. И Матерь Божия, и ученики Христовы были погружены в эту скорбь, предательство и в то, что они видели своими очами. Они видели своими глазами смерть своего Божественного Учителя, и нам с вами некуда деться в эти святые наступающие дни Страстной недели. Мы должны найти в себе усердие, как бы мы с вами не устали, как бы не сказывались предшедшие седмицы, которые утомили и изнурили многих из нас воздержанием и постом, но наступает последнее время, чтобы мы с вами засвидетельствовали своею верностью Христу всё то, что ради Господа подъяли в течение минувшей Четыредесятницы. Разве после всего этого мы не найдём для себя места в храме во время этих протяженных, уже последних богослужений заканчивающегося Великого поста? Разве не потщимся и не поусердствуем, чтобы принести покаяние в своих грехах, если мы ещё этого не сделали, или сделали это ещё не с полным сокрушением своего сердца?

Поэтому, дорогие братья и сестры, потрудимся в оставшиеся дни, самые важные, самые главные дни Страстной недели. Повторяю, что весь пост, собственно говоря, нас готовил к этому святому времени, к этой святой Страстной седмице. Потрудимся, постараемся быть в храме, насколько это возможно для каждого из нас. Неслучайно Святейший Владыка и Патриарх на первой и последней седмицах Великого поста благословил вечерние богослужения во всех храмах города Москвы начинать на час позже, а именно в шесть вечера, чтобы люди могли закончить свой трудовой день и прийти в храм и потрудиться в эти святые и благословенные страстные дни. И чем более мы приложим труда и усердия, и сопереживания, сострадания к сораспятию нашего Господа, тем большая радость наполнит наши сердца в Пасхальную ночь, в этот радостный миг, когда мы услышим с вами весть о том, что Христос Воскрес.

Сподоби, Господи, всем нам достойно пройти путь оставшегося поприща с усердием, с богомыслием, с сокрушением и покаянным чувством, следуя вслед за Христом, переживая и сопереживая Ему в том, что Господь подъемлет на Себя ради нашего спасения в наступающие страстные дни. Аминь.