Слово на Введение Пресвятой Богородицы

Мы говорим о том, сколь человеческое сердце, способное быть благодарным Богу, готово отдать всё, что бы Господь ни возжелал в человеке. Устами того же самого псалмопевца Давида мы говорим с вами слова, которые всем нам известны и у каждого из нас на слуху: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми, т.е. чем я могу воздать Богу за всё то, чем Господь дарствует меня, грешного и недостойного. И для благодарного сердца, для сердца, научившегося быть таковым, естественной потребностью является отдать самое дорогое – всего себя, в дар Господу.

Это удел благодарственных сердец. К сожалению, благодарность, это свойство и качество далеко не каждому принадлежащее, но если человек стяжал эту благодатную добродетель, тогда он не жалеет ничего для своего Господа, и примером тому являются благочестивые и богобоязненные родители Пресвятой Богоотроковицы Марии, праведные Иоаким и Анна. Ибо они, достигнув уже преклонного возраста, будучи бесчадными, удостоились от Господа этой величайшей милости, милости, которая явилась вопреки всем законам естества человеческого, потому что в этом возрасте у людей уже не рождаются дети, а они сподобились радости чадородия. Получив это неизреченное дарование с неба, свыше, они принесли свою Дщерь Преблагословенную Господу как дар, как дань своей благодарности Богу за неизреченный дар Его.

И вот когда Богоотроковица исполнилась трехлетнего возраста, Она была с огромным торжеством сродниками, близкими и прежде всего Ее благочестивыми родителями приведена в Иерусалимский храм. Событие, которое составляет предмет сегодняшнего всецерковного торжества и празднования, выходит за рамки человеческого понимания, т.е. невозможно себе представить то, что произошло в Иерусалимском храме, однако же, это произошло и это наполняет особым содержанием смысл сегодняшнего праздника. Мы помним с вами о том, что из Назарета, а это очень долгий путь до Иерусалима, тем более для ребенка. С песнями, с восклицаниями и ликованием они шли в Иерусалимский храм, чтобы посвятить эту маленькую девочку на служение Господу. И вот когда они уже вошли в Иерусалим и приближались к Иерусалимскому храму, то Духом Святым священнику Захарии было откровение о том, чтобы он не воспрепятствовал ничему из того, что он своими собственными глазами увидит, а узреть ему подобало поистине неизреченное, а именно, он, будучи первосвященником, имел возможность один раз в год входить во святилище этого Иерусалимского храма, во Святое Святых, чтобы принести соответствующие жертвы Богу за грехи людей. Только первосвященник, архиерей, имел возможность один раз в год переступить святилище, и вот здесь маленькая девочка, которая без помощи сопровождающих Ее, начинает подниматься по ступеням Иерусалимского храма. Их как известно было пятнадцать, и мы с вами имеем удивительное наследие от того времени – восемнадцатую кафизму, читаемую в боговдохновенной Псалтири. Если вы помните, там есть небольшие коротенькие псалмы, которые называются Песнями степеней, или ступеней, они читались на каждой из пятнадцати ступеней. Ступени были достаточно высокие, они сохранились до сегодняшнего дня у того места, которое сейчас называется «стеною плача» в Иерусалиме. Вы прекрасно понимаете, о чём идет речь, и кто-то наверняка своими глазами видел эти остатки того древнего Иерусалимского храма, который был очевидцем происходящих событий, и если бы камни могли говорить, то наверняка они могли бы повествовать нам, что видели Самого Господа, как Он переступал порог этого храма. Впрочем, оставшаяся стена это даже не столько стена, а некий контрфорс, фундаментная подпорка, которая укрепляла одну из стен храма. Так вот остались несколько ступеней того времени и это достаточно высокие ступени, и чтобы преодолеть их необходимо сделать немалое усилие, и от маленькой трехлетней девочки, каковой была Пресвятая Богородица, это требовало особого труда. Но Она без помощи кого бы то ни было поднялась по всем этим пятнадцати ступеням и вошла во Святое Святых, туда, куда не мог входить кроме единого раза в году даже первосвященник. Конечно же Захария должен был воспрепятствовать этому шествию по ступеням этой девочки, но, получив откровение свыше, он безмолвствовал и благоговел, ибо в храм вошла Та, Которая оказалась вместилищем невместимого Бога, потому что Иерусалимский храм был лишь прообразом Пресвятой Богородицы.

Он вмещал в своем святилище, во Святом Святых, ковчег Завета, в котором находились святыни израильского народа, но, как мы знаем с вами, после вавилонского плена ковчег был утрачен, поэтому Святое Святых, которое было предназначено прежде всего для хранения этой главной всенациональной, даже больше скажем, общечеловеческой святыни, было пусто, ковчега не было в храме. И вот Захария своими очами видит, как в храм входит Одушевленный Ковчег, Кивот, который вместит в Себя Предвечное Слово Божие. В той же самой восемнадцатой кафизме, которую мы сегодня уже воспоминали, Псалмопевец говорит удивительные пророческие слова: Воскресни, Боже, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.

Что означают эти слова? Давайте мы вдумаемся. Что есть кивот? Кивот – это обрамление иконы, это рама иконы, а Матерь Божия явилась кивотом, вместившим в Себя живого Бога, и Она является кивотом, Она является Ковчегом Того, Кого не способны вместить небеса. Она сподобилась этой великой чести за святость Своей жизни стать ковчегом, вместившим в Себя Предвечное Слово Божие, и поэтому Захария безмолвствует, благоговеет и немало вопреки глаголет, потому что своими очами видит Ту, которую Бог избрал для того, чтобы Она родила Спасителя мира, Искупителя всего рода человеческого.

Это является главным основным предметом сегодняшнего торжества и празднования, и конечно же для каждого христианина сегодняшний праздник является прежде всего событием, которое позволяет ему глубоко и всерьез задуматься над тем, чем для него является храм Божий, чем для каждого из нас является это святилище, через порог которого мы переступаем, приступая к совершению Божественной Литургии, этому средоточию нашего спасения.

Нет ничего выше на земле, нежели храм Божий. Наши благочестивые предки, наши пращуры говорили, что храм Божий не в бревнах, а в ребрах, т. е. он внутри, во внутреннем естестве каждого человека, поэтому нет ничего дороже для христианина, нежели храм Божий. Когда мы об этом с вами говорим, в том числе и сегодня, мы должны с вами вспомнить и ни в коем случае не пройти стороною мимо нашего с вами родительского долга воспитывать детей, приучая их сызмальства к храму Божьему. К сожалению, минувшие годы безбожного лихолетия наложили свой неотвратимый отпечаток на многих и многих судьбах людских, на многих семьях, когда даже из числа присутствующих здесь далеко не все были воспитаны с детства в вере Христовой. И уже через какие-то жизненные скорби, трудности пришли к необходимости быть в храме Божием, стать христианами. Поэтому, конечно же, это отпечаталось и на нашем с вами воспитании и на воспитании наших детей и внуков, и это является всеобщей скорбью, когда мы видим с вами людей, не знающих Бога и не ведающих Его.

Мы можем сегодня в наше время слышать такие пошлые слова, которые звучат в устах многих и многих родителей, конечно же, это просто самооправдание, но с некоторыми претензиями на то, чтобы найти какое-то серьезное объяснение тому, почему многие родители сегодня не воспитывают своих детей в вере в Бога. Многие говорят примерно так, что ребенок должен вырасти и сам осознать необходимость, потребность этого. Сам должен сделать некий жизненный выбор и многие исходя из этого, даже не крестят своих детей. Это чисто сектантский подход, дескать, ребенок ничего не понимает, ребенок ничего не смыслит, поэтому зачем приводить ко Христу насильно ребенка своего.

Сегодня мы видим удивительный пример маленькой девочки Богоотроковицы Пресвятой Богородицы, которую родители привели в храм. Конечно, я думаю, если любому ребенку и даже Матери Божией, Той девочке маленькой, которую мы сегодня празднуем и прославляем, если Ей рассказать или попросить Ее рассказать, скажем, о догмате искупления или о догмате Троичности Божества, вряд ли ребенок способен был бы это сделать. Но есть совершенно иные свойства души человеческой, в том числе, души маленького ребенка, которые способны воспринимать благодать Божию.

Господь говорит нам в Евангелии замечательные слова: Если вы не станете как дети, то вы не войдете в Царство Небесное. Конечно же, под этими словами имеется в виду не то, чтобы мы уподобились детям в их умственном развитии, а прежде всего, подразумевается их чистота, простота, искренность, незлобивость, которая свойственна любому ребенку. Мы об этом тоже с вами нередко говорим. Ребенка даже если накажут родители, иногда под руку попадется и даже незаслуженно он будет наказан, то ребёнок буквально через несколько минут уже забывает об этой несправедливой обиде, он уже снова ластится к родителям, снова также улыбается, смеётся и также пристаёт со своими бесконечными вопросами. Это в отличие от нас, людей взрослых. Попробуй нас с вами обидеть, попробуй нам обидное слово сказать. Мы можем через всю свою жизнь эту обиду пронести, и даже до смерти дойдя, не простить человеку этой обиды, потому что мы далеки от той искренности, от той простоты и незлобивости, которая свойственна детям, и поэтому ребёнок, он способен тою чистотою, которою ему Господь даровал, воспринимать ту благодать, которую прещедро дарствует всем и каждому.

Я сегодня бы хотел два примера привести, связанных с одной и той же личностью, с преподобным Макарием Великим. Вы помните этот классический хрестоматийный пример, когда к нему пришла одна женщина и спрашивала у него, с какого возраста ей воспитывать своего ребёнка в вере в Бога, а он ее вопрошает: Сколько лет твоему ребенку? – Пять лет. – Тогда ты уже на пять лет опоздала. Т.е. не надо ждать какого-то возраста, чтобы открыть истины евангельские ребёнку, 18-летнего или 21-летнего возраста, когда ребёнок уже не ребёнок, когда он уже познал и грех, и беззаконие, когда уже грех царствует в его сердце, тогда ли ему говорить о Боге? Тогда он и слушать ничего не захочет. Поэтому надо начинать с самого раннего возраста. К сожалению, у большинства из здесь присутствующих это время уже безвозвратно упущено, но существует, и мы всегда об этом с вами говорим, молитва родительская за наших детей, которая имеет величайшее дерзновение, величайшее предстояние перед Богом, по которой даруется спасение нашим детям.

Макарий Великий говорит нам, что с самого начала человеческой жизни должно уже говорить о Христе, должно уже воспитывать в Боге, причащая Святых Христовых Тайн своего ребёнка. Тем самым мы соделываем его, ещё несмысленного, причастником вечной жизни и Царствия Небесного.

И ещё один пример, связанный с этим же святым, преподобным Макарием. Он касается не столько детского возраста в смысле возрастания, сколько чистоты и простоты сердечной. Однажды к нему пришёл один уже почтенных лет человек, его звали Павел, он был совершенно неграмотным человеком, пастухом и он просился у преподобного Макария быть его учеником, а Макарий был уже обременённый возрастом, обременён тяготами многих и многих духовных чад, поэтому ему было очень тяжело принимать ещё одного человека в духовное окормление, тогда он говорит ему, чтобы не оттолкнуть этого человека от себя: Ты иди и читай первую строчку Псалтыри и когда поймёшь её, вот тогда приходи, будем с тобой о чём-то другом говорить. Вы помните все прекрасно, с чего начинается Псалтирь святая: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, – говорит Псалмопевец. И вот Павел, которого Церковь знает под наименованием Препростый, ибо простота его была совершенно необыкновенна, вняв этому внушению старца, ушёл от него и вернулся через двадцать лет, и говорит: Отче, я понял, что означает «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Ему действительно было достаточно только одной единственной фразы, он ни о чём другом не говорил, ни о чём не молился, а просто бесконечно повторял: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», и через это он приобрёл ту мудрость, которую вложил в эти слова святой богомудрый псалмопевец Давид. Вот эта простота, подобно детской простоте, она соделала его человеком великим, человеком святым и наследником вечной жизни.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем стремиться к тому, чтобы наше сердце тоже было как можно более простым, естественным, чтобы оно способно было не лжемудрствуя, не лукавя, вместить в себя ту благодать, которой полна Церковь Божия. Когда мы переступаем порог храма Божьего, мы через это становимся причастниками той благодати, которую Господь прещедро дарствует всем нам, чтобы наше сердце, не омрачённое лукавыми помыслами, не отягощённое заботами житейскими и житейским мусором и хламом, которым наполнено порой, бывает наше сердце, способно было вместить в себя эту величайшую, пребожественную истину: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.

Чтобы наше сердце способно было с радостью принять ту благодать, которую Господь всем нам дарствует подобно, тому, как её приняла Пресвятая Богоотроковица Мария, переступившая порог Иерусалимского храма и соделавшаяся вместилищем Невместимого.

Чтобы мы с вами, переступая порог храмов Божиих и причащаясь Святых Христовых Таин, через это тоже соделывались ковчегом невместимого Бога, ибо причащаясь Пречистых Тайн Христовых, мы тоже соделываемся нерукотворенным храмом Божиим.

Чтобы мы сподобились радости не только в пределах нашей земной жизни, но и соделались наследниками вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.