Слово в Неделю 6-ю по Пасхе. О слепом. Память апостола Иоанна Богослова.

Мы знаем много подробностей из его жизни, мы знаем с вами о том, что он был самым юным учеником Христовым, и его пылкое, юношеское, возлюбившее Господа сердце следовало за Господом неустанно, ничего не страшась и ничего не боясь. С измальства вместив в свое чистое, непорочное, целомудренное сердце то, что Богу не возможно угодить, не возлюбив Его и не исполнив второй, подобной первой заповеди о любви к ближнему к своему, он всё своё существо, всего себя отдал на служение Господу и ближним своим. Мы видим с вами, как он, будучи совершенно юным, ещё ребёнком по сути, услышал сначала проповедь Иоанна Крестителя и последовал, забыв обо всём, за ним, и был учеником Иоанна Предтечи. Когда же сам Предтеча Креститель Господень, узрев и указав ученикам своим на Грядущего к нему Христа, сказал: се Агнец Божий, вземлющий грехи мира, – он последовал за Христом и вся его жизнь, была неразрывно связана со служением Господу и Спасителю. И это он являл и свидетельствовал не только своими выспренними и благознаменитыми глаголами, но самою жизнью засвидетельствовал свою верность и преданность Господу Иисусу Христу.

Он не столько словами и языком, сколько делом и истиною являл свою любовь ко Господу. Вершиной этой любви было то, что когда все ученики Христовы, все его собратья оставили Господа в самую тяжёлую, самую скорбную минуту земной жизни нашего Спасителя, он, самый юный, остался верным и преданным. Казалось бы, он мог последовать тем настроениям, которые охватили сердца и умы его старших собратьев, но он, возлюбил без остатка своего Господа, о чём сам потом впоследствии будет свидетельствовать в своём Соборном послании, говоря, что истинная любовь изгоняет страх, потому что ей несвойственна любая боязнь. Боязнь обессмысливается в сердце того, кто возлюбил от всего сердца, от всего помышления, от всей своей души. И вот святой апостол Иоанн Богослов, говорящий нам именно об этом, сам являет дивный пример этой любви, верности и преданности Господу.

Сегодня мы слышали об этом в Евангельском повествовании очень кратко, но вполне достаточно, чтобы вновь и вновь мысленно увидеть и пережить для себя эти священные мгновения. Увидеть не только то, что он остался верным и преданным среди немногих, чьи имена можно посчитать по пальцам одной руки, но то, что он остался близ Креста Христова и именно ему Господь вручает в попечение и заботу Свою Пречистую Матерь, говоря, сначала обращаясь к Ней: Жено! Се сын Твой!

По святоотеческому разумению и пониманию не только Своего ученика Христос вручил и усыновил Материнскому заступничеству Пресвятой Богородицы, но и весь род христианский Он усыновил Материнскому покровительству и заступничеству Своей Пречистой Матери. То есть все те, кто верует во Христа как в истинного Бога, как в своего Небесного Отца и Спасителя, здесь на земле Материю имеют Саму Пречистую и Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.

Затем обратившись к ученику, Он сказал слова, которые были выражением глубочайшего доверия Господа и Спасителя к этому юному ученику Своему Иоанну. Он сказал: Се Мати твоя! И тем самым Он вручил Её, Свою Матерь, ныне терзающуюся сердцем оттого, что Она Своими очами видела смерть на Кресте Своего Сына, Владыка и Господь вручает Её апостолу, чтобы он проявлял попечение и заботливость о Ней до конца своих дней, и это действительно осуществилось. Зная и видя, ибо Господь сердцеведец, Он смотрит не на лицо человеческое, а на сердце человеческое, что именно этот юный, но возлюбивший без остатка Его, Господа своего и Спасителя, он также будет проявлять сыновнюю любовь, сыновнюю заботу и попечение о Его, Господе и Спасителе, Матери. И это осуществилось именно так, то есть до тех пор, пока Пресвятая Владычица не преставилась к вечности, до тех пор, пока Она не предстала по кончине Своей Сыну и Господу и Спасителя Своему Иисусу Христу, он был близ неё, он никогда не отходил от Пресвятой Богородицы, тем самым исполнив при Кресте завет своего Божественного Учителя. Мы видим в этом удивительном проявлении, прежде всего, беззаветную любовь ученика Христова к Господу, т. е. исполнение заповедей о любви к Богу. Он, повторяю, явил ее не только словом и языком, но делом и истиною.

Когда мы взираем на жизнеописание этого святого угодника Божьего, то конечно многие из подробностей его жизни поражают нас тем дивным доверием, которым было исполнено сердце возлюбленного ученика Христова. Он во всём вверил себя Господу, Его святому Промыслу, не боялся ничего и никого. И действительно, кого должно было бы бояться тому, за кого Сам Господь и Владыка. Не нам ли с вами, дорогие братья и сестры, из глубины Ветхого Завета говорил святой пророк Исайя: Разумейте языцы и и покоряйтеся, яко с нами Бог, – ибо, действительно, если с нами Бог, то кто против нас? Кого должны страшиться мы с вами, если с нами Христос, Господь и Владыка?

Среди многообразия и удивительных подробностей жизнеописания святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы с вами встречаем удивительнейшую, трогательнейшую повесть из того времени, когда он проповедовал в Эфесе, в пределах Малой Азии, т. е. в нашем современном понимании, в пределах нынешней Турции. Там были основаны первые семь Церквей христианских, именно к ним он обращается в начале своего Откровения, в начале книги, которая по-гречески звучит как «Апокалипсис», т. е. «Откровение», он обращается к ангелам, то есть первосвятителям тех, основанных им Церквей, чтобы они хранили веру Христову, чтобы они были верны и преданы Господу.

Именно там, как повествуется в его житии, он обрёл некоего юношу, быть может, взирая на искреннее сердце которого, он вспомнил себя, когда юным он следовал за Христом. Апостол рассказал этому юноше, искреннему, чистому, непорочному о Господе Иисусе Христе, о той великой жертве, которую Господь явил роду человеческому Своим воплощением, Своим вознесением на Крест, Своею крестною смертию, Своим тридневным Воскресением. Этот юноша от всего сердца уверовал в Господа, принял благодать святого Крещения, но апостольские труды не позволили апостолу Иоанну задержаться долее в этом месте, и он поручил этого новопросвещенного юношу епископу Эфеса, сказав: блюди за этим юношей, ибо тебе его вручаю, а сам удалился далее проповедовать слово Христовой истины.

И вот, спустя продолжительное время апостол Иоанн вернулся в Эфес и просил епископа: верни мне то сокровище, которое я тебе вручил, уходя от тебя. Где тот юноша, которого я вручил твоим епископским заботам, где он? Епископ заплакал и сказал, что этот юноша погиб — погиб душою, потому что телом своим он стал разбойником. Епископ научал этого юношу, быть может, каким-то книжным законам, но не заботился о его внутренней жизни, и поэтому юноша мало-помалу стал сначала жить по своей воле, потому что не было никого, кто бы заботился о его душе. Потом он стал совершать небольшие грехопадения, и тоже никто не внял этому и никто не обратил на это никакого внимания. Мало-помалу он свёл дружбу с разбойниками, стал воровать вместе с ними, потом стал и сам разбойником. А позже сами разбойники выбрали его своим вожаком и главарём, ибо так он преуспел во грехе и в беззаконии.

Когда об этом услышал святой апостол Иоанн Богослов он возрыдал сердцем и повелел этому епископу, который вознерадел о той душе, врученной ему, чтобы тот дал проводников, которые бы проводили его в самое логово разбойников, наводивших ужас на всё население Эфеса. Они проводили его.

И вот этот претрудный старец, а к тому времени святому апостолу Иоанну было около ста лет, он был уже дряхлым стариком в физическом смысле этого слова. Он едва-едва уже мог двигаться, но, тем не менее, предпринял этот путь для того, чтобы найти погибшую, заблудшую овцу. Он пришёл в логово разбойников, опять же повторюсь (кого ему было бояться?), если он не боялся даже будучи юным молодым человеком тех угроз и самой смерти у подножия Креста своего Господа. Он пришёл в самое логово и увидел свое духовное чадо, того самого юношу, который конечно же, изменился, он стал совершенно другим не только внутренне, но даже внешне человеком, он был в буквальном смысле этого слова разбойником, который наводил ужас на окружающих. Когда тот увидел старца-апостола, который много сил положил для его увещевания и приведения к вере, он устыдился, усрамился и на глазах у своей шайки побежал прочь от этого старика. Все были изумлены, не понимая, что могло испугать их бесстрашного вождя в этом старике. Апостол побежал за ним, хотя был старым человеком. Разбойник, конечно же, бежал скорее своего аввы, но апостол взывал к нему и говорил: воззри на мою старость, я не могу догнать тебя, но знай одно, что твои грехи я беру на себя, я буду пред Богом отвечать за твои грехи, потому что меня Бог послал для того, чтобы ты не погиб! И внемля этим словам апостола, разбойник устыдился, он остановился, повернулся к нему лицом, бросился на колени и стал рыдать и плакать о своём падении и отступлении от веры Христовой, к которой привёл некогда его святой старец. Много время апостол провёл с этим бывшим некогда добрым и искренним юношей, а потом ставшим вождём и главарём разбойников, чтобы тот вновь вернулся ко Христу, чтобы принёс сердечное слёзное покаяние в своих грехах и беззакониях, чтобы во всём этом покаялся и вновь вернулся на прежний путь, ведущий ко спасению. Преуспев в этом, святой апостол стяжал то, что эта душа, казалось бы, уже погибшего человека, вновь вернулась ко спасению и не была лишена вечной жизни и Царствия Небесного.

Другой пример мы видим с вами, дорогие братья и сестры, о том, как любил ближних своих святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Всё это говорит нам с вами, каждому из нас без исключения, о том, как мы должны с вами становиться и быть христианами. В чём заключается то, что мы именуем себя последователями Христовыми? Не просто в том, что нас некогда пленило возвышенное Евангельское учение, а прежде всего в том, что мы должны с вами, приобретая качества любви к Богу и к ближнему своему, становиться тоже Божиими, и через это наследниками Вечной Жизни и Царствия Небесного.

Очень часто мы с вами говорим, наверное, все: у меня нет любви к ближнему. Где мне её взять? Я пытаюсь, я стараюсь любить окружающих меня людей, но у меня очень плохо это получается. В этом смысле вспоминаются замечательные слова Достоевского, я их неоднократно уже приводил в качестве примера и иллюстрации. Помните, как некая экзальтированная дама в «Карамазовых» – госпожа Хохлакова, делилась со старцем Зосимом: батюшка, я так хочу всё человечество любить, но вот парадокс, чем больше люблю человечество в целом, тем более я ненавижу рядом со мною находящегося человека. Это правда. Очень легко любить абстрактно человечество и быть человеколюбивым в этом смысле, но как тяжело терпеть человека, который рядом с тобой находится. Даже домочадцев своих мы порою не можем терпеть, потому что нас всё раздражает, нас раздражает, как они говорят, как они, извиняюсь, ночью храпят, как они много кушают, да всё что угодно нас с вами раздражает. Но вот интересно, мы ведь с вами не задумываемся о том, как мы других раздражаем, быть может, даже в превосходной степени, чем люди, окружающие нас раздражают нас. Однако, нас терпят, снисходят к нам, не обращают внимания на наши всецелые недостатки. Но мы почему-то потерпеть не можем.

Помните, замечательные слова преподобного Амвросия Оптинского, который ответил однажды на вопрос женщины, говорившей ему: батюшка, у меня нет любви к ближним, где мне её взять, как мне научиться любви к людям, меня окружающим? А он ей отвечал: если у тебя нет любви, то делай хотя бы дела любви, то есть твори милосердие, будь снисходительной, будь великодушной, терпи, также, как тебя терпят. Вот если мы будем творить дела любви, будем даже понуждать себя к ним, заставлять себя их делать, вот тогда мало-помалу это станет нашей потребностью — творить дела любви. А если это будет нашей потребностью – не пройти мимо протянутой к нам руки, вот тогда мы научимся любить, вот тогда Господь дарует нам этот дар.

Это не просто некое избранничество: кому-то дано, кому-то не дано любить, один умеет любить, другой не умеет. Это не просто умение — это дар Христов, это дар Божий, который необходимо в себе умножать. Если бы это было не так, то Господь бы не требовал от всех нас без исключения того, чтобы мы научились любви к Богу и любви к ближнему.

Если у меня нет таланта, например, рисовать, чего от меня требовать. Не умею рисовать и всё, как от меня этого требовать? Если любовь была бы талантом, лишь немногим дарованным, тогда бы Господь не требовал от всего человечества исполнения именно этой заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением твоим и ближнего твоего как самого себя; но если это требуется от всех нас без исключения, значит это то, что мы должны с вами приобрести в течение этого ничтожно короткого отрезка времени, которое именуется земной жизнью.

Если мы этому не научимся, то будет горе нам всем, потому что мы не сможем с вами быть в Царстве той любви, к которой призывает всех нас Господь. Мы сами там не сможем быть, нам будет невыносимо там, потому что мы любви с вами не приобрели, не стяжали. Для нас будет хуже ада всяческого нахождение в Царстве Небесном, потому что нас всё будет и там раздражать. Нас здесь всё раздражает, и там будет всё раздражать. Святые будут раздражать, Господь будет раздражать, всё будет раздражать. Почему в Евангелии сказано: Царствие Небесное внутри вас есть. Оно здесь и сейчас начинается, поэтому здесь и сейчас этому необходимо учиться. Мы видим тому ярчайший пример святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Не будем с вами говорить лукаво, что это особо избранные люди, им дано что-то свыше особенное, а нам этого не дано. Мы будем клеветниками и лжецами. Просто мы не хотим этой любви, мы не хотим потрудиться ради нее, не хотим от себя отречься, не хотим себя утеснить ради блага рядом стоящего с нами человека.

Этот удивительный пример жизни празднуемого ныне святого угодника Божьего, апостола любви, как его называет Церковь Христова, пусть будет для всех нас примером неувядаемым, как в церковном песнопении, мы, обращаясь к нему, говорим: Величие твое, девственниче, кто повесть! Действительно, кто выразит величие той любви, которую ты явил своею жизнью на земле, святый апостоле?

Помолимся ему, этому дивному апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он вознёс свои богоприятные, дерзновенные, всемощные молитвы ко Престолу Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Которому верно служил всю свою жизнь, чтобы Господь и нас соделал причастниками этого дивного таинства, таинства любви и, исполнив нас оного прерадостного чувства и состояния и добродетелей. Сподобил нас быть наследниками вечной жизни и Царствия Небесного, которого он прежде нас с вами сподобился, там, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!