Слово Неделю 7-ю по Пасхе. Память отцев I Вселенского Собора.

Казалось бы, наступила долгожданная свобода, однако взамен на открытые гонения, которые в течение трёх минувших столетий раздирали Церковь Христову и уничтожали последователей Христа, на Церковь обрушились иные скорби. Враг рода человеческого, человекоубийца искони, диавол, изобрёл другие способы и возможности лишить Церковь мира. Ересями, всевозможного рода злоучениями и расколами диавол тщится разделить Церковь Христову, сеет в ней плевелы смущений и сомнений. Неслучайно сегодня мы слышали, дорогие братья и сестры, за апостольским чтением слова святого апостола Павла, которые он произносит в 20 главе книги Деяний Апостольских. Это удивительная глава повествует о том, как апостол Павел уходит в Иерусалим и говорит своей пастве в Эфесе, ибо там он находился и оттуда он отправлялся в Иерусалим, о том, что они, его духовные чада, никогда его не увидят, потому что скорби и лишения ждут его на этом пути. Они скорбели о том, что более не увидят лицо своего учителя, а апостол говорил им, что даже из них самих восстанут лютые волки, которые будут раздирать стадо Христово. Он в грядущие века пророчествует о том, что из среды христиан появятся еретики, которые превратно будут говорить об учении Христовом, которые будут отступать от чистоты истинного исповедания Христа Спасителя и сеять смуту и раздоры в Церкви.

И вот одним из первых таковых раздоров, таковых смущений в Церкви стала ересь нечестивого Ария. Об этом мы с вами нередко вспоминаем в контексте празднования тех или иных святых угодников Божьих. В частности тогда, когда мы говорим с вами о памяти святителя и чудотворца Николая, который, как известно, был участником этого Собора. Когда мы воспоминаем иного участника этого же Никейского Собора, святителя Спиридона Тримифунтского. Когда мы говорим и называем имя святителя Афанасия Великого, когда мы воспоминаем живших чуть позже отцов, святителя Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, то есть тех угодников Божиих, которые свидетельствовали истину и чистоту святого Православия в глаза нечестивому Арию и его последователям.

Арий был талантливейшим и, более того, для своего времени наверное гениальным человеком, он был священником, пресвитером Александрийской Церкви. Он был блистательным проповедником и даже поэтом, то есть человеком высоких интеллектуальных способностей, которые пленяли очень и очень многих слушающих его, и поэтому неслучайно, что этот человек мог убеждать и мог увлекать за собою сначала сотни, потом тысячи и десятки тысяч людей, которые пленялись его внешне привлекательными, но по сути своей, душепагубными и гибельными словами. О том, в частности, что Христос не есть истинный Бог, что Он, хотя и наивысшее, но все же, творение Божие. Что Он не Единосущный Отцу и Духу Святому Бог, а лишь совершеннейшее творение.

Мы сегодня будем говорить с вами о том, что святые Отцы Первого Никейского Собора составили то удивительное сокровище, которым каждый из нас пользуется до сегодняшнего дня ежедневно. Они составили Символ Веры, Символ Православного вероучения: в Кого мы веруем, что составляет смысл и содержание нашего Православного вероучения. В полном объёме Символ Веры называется «Никео-Цареградским», потому что на двух Вселенских Соборах он был в окончательной своей редакции составлен, но первые члены Символа Веры именно девять их, касающиеся Божества Отца и Божества Сына Божьего были составлены на Первом Никейском Вселенском Соборе.

Тогда, когда возникли иные ереси, которые посягали на Божество Всесвятого Божьего Духа, в частности ересь Савеллия и подобных ему, тогда возникла потребность и необходимость быть созвану Второму Вселенскому Собору, который проходил в Константинополе. Наши благочестивые русские предки называли этот город Царьград, поэтому этот Символ Веры так и называется «Никео-Цареградский». Он состоялся в 381 году в Константинополе, к слову говоря, в сохранившемся до сегодняшнего дня храме Святой Ирины.

Если кто-то из вас был в Константинополе, а сегодня это не удивительно, потому что многие избирают эту страну (некогда бывшей славной Византией) в качестве туристического отдыха и посещают этот город, не хочу называть его современное название, потому что он был и остаётся Константинополем, тот, конечно представляет себе храм Святой Софии – Айя София, а вот за ним, за этим сохранившимся дивным творением благочестивейшего императора Юстиниана Великого стоит по размерам почти ему не уступающий храм – храм Святой Ирины. Вот именно в этом храме состоялся Второй Вселенский Собор, на котором был окончательно утверждён Никео-Цареградский Символ Веры. А на Третьем Вселенском Соборе, иже во Ефесе, седьмым его правилом указано, что всякий, кто убавит или что-либо прибавит к Символу Веры, да будет извержен, да будет анафема, то есть да будет отлучён от Церкви.

Вот сегодня, мы с вами говорим, что на протяжении веков, двух тысячелетий Церковь Христова раздирается всякого рода смутами, разделениями и расколами, иных из нас это смущает и приводит даже в некое уныние. Мы говорим, почему в Церкви мы видим подобного рода вещи, но это не должно нас смущать и удивлять, потому что, как мы уже об этом сегодня вспоминали, апостол Павел предупреждал своих духовных чад, а в их лице и всех нас, последователей Христовых, даже живущих на расстоянии двух тысячелетий от тех событий, что среди нас восстанут лютые волки, которые будут раздирать Церковь Христову и рассеивать стадо Христово. Поэтому мы должны с вами, дорогие братья и сестры, всегда быть во внимании, в трезвении и всегда, что называется, быть начеку, потому что единственный критерий, по которому мы должны строить свои убеждения, это прежде всего Символ Веры, Символ того святоотеческого исповедания, которое была засвидетельствовано на святых Вселенских Соборах.

Неслучайно апостол Павел, вспомним вновь его слова, в 1 главе послания к Галатам говорит, что кто бы ни был, что бы он не говорил, если это противоречит тому, что я, апостол, вам говорю, пусть даже ангел с неба, да будет тому анафема. Святые апостолы приняли эту истину от Спасителя мира Христа Жизнодавца, они явили миру полноту этой истины и её засвидетельствовали, а затем святые отцы Семи Вселенских Соборов эту истину Христову утвердили своим подвигом и исповедничеством.

Но вернёмся к отцам Первого, празднуемого ныне, Никейского Вселенского Собора. Это были мученики Христовы, это были те, которые претерпели неимоверные страдания и скорби, их число насчитывалось тремястами восемнадцатью. Имена некоторых из них прозвучали и всем нам знакомы – это святители Николай Мир-Ликийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Александрийский, священномученик Ипатий Гангрский, преподобноисповедник Пафнутий, которому вырвали глаз за то, что он благовествовал Христа Спасителя и не отрекся от Него, тогда, когда сидя в темнице и на его глазах убивали его собратьев, отсекали им головы, казнили самой постыдной, бесчеловечной казнью. Ибо время Первого Вселенского Собора практически погранично с тем временем, когда еще христиан гнали и предавали смерти. Один из последних Римских императоров-язычников, а именно Диоклетиан, известный, прежде всего тем, что развязал совершенно беспримерные, даже для языческого мира, гонения на христиан. Его гонения исчисляются, и это исторический факт, десятками тысяч умученных последователей Слова Божьего. Так вот многие из этих страдальцев Христовых, которые остались живыми, они были участниками этого Вселенского Собора, и исторические свидетельства доносят до нас то, как вёл себя по отношению к ним император Константин, созвавший этот Собор против Арианского злоучения. Когда отцы собирались на Собор, император Константин сходил со своего царственного трона, подходил к этим мученикам, к этим исповедникам, этим страдальцам Христовым обнимал их, лобызал безжизненные глазницы, из которых были вырваны глаза святых страстотерпцев Христовых, лобызал их раны, свидетельствовавшие о перенесенных ими страданиях за исповедание Слова Божьего.

Мы видим с вами удивительный подвиг веры во Христа, мы видим с вами удивительный подвиг того, как люди свидетельствовали о своих христианских убеждениях, которых ничто не способно было испугать и устрашить.

Мы вспоминаем об этом в эти прерадостные дни, когда часть мощей святителя и чудотворца Николая привезена из города Бари. И по благословению Святейшего Патриарха Кирилла иконы святителя Николая до окончания пребывания мощей в первопрестольной столице, то есть до 12 июля, будут лежать посреде Московских храмов как дивное свидетельство живого присутствия этого святого угодника Божьего в нашей жизни. Как свидетельство того, как он, лицом к лицу встав перед Арием, этим нечистивцем, этим богохульником и наотмашь ударил его по щеке. Мы знаем с вами и неоднократно об этом говорили, что это поведение, этот поступок вызвал бурю негодования всех присутствующих на Соборе. Святителя Николая лишили епископского сана за то, что он так поступил. Да, действительно, апостольское правило говорит, что, если епископ или священник, или диакон, поднявший руку, и ударивший кого бы то ни было, будет лишён сана. Отцы Собора лишили святителя Николая епископского достоинства, они сняли с него епископский омофор и епископскую панагию. Но ночью всем этим 318 отцам было явление Господа и Пресвятой Богородицы, которые сами вручали отнятые знаки архиерейского достоинства Николаю, епископу Мир-Ликийскому, и все поняли, что эта ревность о Боге, это дерзновение, которое выходило за границы, что называется, приличия, она была угодна Богу. Бог принял эту ревность, этот удар по щеке нечистивца, потому что не столько Ария ударил святитель Николай, сколько ударил самого сатану, стоявшего за ним и говорившего эти богохульства.

Неслучайно святитель Афанасий Великий, один из участников Первого Вселенского Собора сказал, что ересь Ария – предтеча антихриста. Почему? Потому что эта ересь отрицает Божество Спасителя Христа, Господа нашего. Вспомним слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова в его Первом Соборном послании в 4 главе, где он говорит: возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, ибо всякий дух, который не исповедует Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть дух антихристов. Вслушаемся и вдумаемся в эти слова! Если тот дух, который не исповедует Христа истинным Богом и истинным человеком – это есть дух антихриста, дух человекоубийцы искони, диавола — именно его, духа пагубы и заблуждения заушил, ударил своею десницею святитель Николай и был оправдан Богом и прославлен за эту верность и за это дерзновение.

Сейчас очень многие, кого в либеральной, церковной среде ни возьми, иронизируют, и подсмеиваются над известными словами святителя Иоанна Златоустого, который сказал некогда: если ты видишь богохульство, видишь нечестие, воздеваемое против Христа, подними свою руку и освяти её ударом этого нечестивца. Я не хочу быть понятым превратно (вот, дескать, священник вооружает свою паству тем, чтобы они освящали свою руку ударом какого-то богохульника, каковых сегодня в преизбытке), вовсе не об этом мы сегодня говорим. А о том, что если даже эта крайняя мера потребуется, то она, будет действительно расценена как дерзновение святителя и чудотворца Николая, как дерзновение Ветхозаветного пророка Илии, который избил Вааловых пророков.

Вспомним другого участника этого Собора, уже упоминавшегося сегодня святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского, который в ответ витийствовавшему и риторствовавшему философу взял плинфу, т.е. обыкновенный кирпич и показал воочию, что есть Святая Живоначальная, Единосущная и Нераздельная Троица, Едино Божество и Едино Сила. Когда в его руках этот кирпич превратился одновременно в кусок бесформенной глины, вниз потекла вода, а вверх воспламенился огонь. Таким образом, в этом камне, он засвидетельствовал триединство Святой Живоначальной Троицы.

Многие и многие святые угодники Божьи, о которых сегодня невозможно и неспособно говорить подробно, стояли насмерть для того, чтобы исповедовать веру Христовой истины.

К слову говоря, Арий, поняв своё поражение и своё осуждение, однако, не меняя своих убеждений и своих взглядов, стал лукавить и показывать вид того, что он одумался и что осознал свою правоту, своё нечестие. Абсолютно не изменив своих убеждений, он попросил уже в последующем возможность быть принятым в Церковь Христову, и вот тогда святитель Афанасий стал горячо просить Бога, чтобы Господь обличил этого лицемера и этого лжеца, потому что понимал, что Арий лжёт.

Должна была состояться Литургия, которая бы примирила Ария и православных епископов, повторяю, Афанасий молился горячо и слёзно, чтобы Господь обличил ложь и лицемерие Ария, и это произошло.

Утром, когда Арий шел для совершения Литургии, вдруг, у него, что называется, живот скрутило, он был вынужден пойти в соответствующее известное место. Его ждали, прошло достаточно времени. Стали стучать в это отхожее место, никто не отвечал, тогда решились открыть дверь этого нужника и увидели Ария мёртвого, с рассевшимся чревом и внутренностями, которые выпали из этого разорвавшегося чрева. Это была смерть Иуды. Мы помним с вами, как умер Иуда, об этом тоже в книге Деяний описывается, что он не только повесился, но и чрево его расселось, то есть разорвалось и исторгло из себя все те нечистоты, которые наполняли этого человека. Та же смерть постигла и Ария, он принял смерть в отхожем, позорном, поганом, нечистом месте за то, что хулил Христа, отрицал Его и был тем, кто ввёл в соблазн многих и многих людей. Вот такова была участь Ария нечестивого.

Сегодня, говоря о ересях и говоря об истинном исповедании веры Христовой, дорогие братья и сестры, мы должны всегда, во все дни своей жизни знать, что никакие нововведения, никакие лжеучения, никакие, быть может, даже привлекательные учения, иногда прельщающие нас своей новизной, оригинальностью, не должны смущать нас.

Мы должны в вопросах веры быть твёрдыми, незыблемыми, консервативными. Это слово очень непопулярное, и его подвергают всякой обструкции, так сказать. Православный человек – консерватор, это человек, который придерживается той традиции, которая была запечатлена Святыми Вселенскими Соборами – это просвещённый консерватизм, и мы должны всегда быть верными и преданными ему. Несмотря ни на что и ни на кого.

Вот сейчас слышны всевозможного рода такие пожелания, то с одной, то с другой стороны: почему ваша Церковь такая консервативная, почему она такая закрытая. Но это не соответствует действительности. Иные говорят: вы должны быть более открытыми. Иные говорят: мы приходим на службу и ничего здесь не понимаем. Для чего нужны современному человеку эти долгие, длинные богослужения, зачем нужны эти изнурительные, тяжёлые посты, зачем нужен этот мёртвый старославянский язык, на котором совершается православное богослужение? Зачем нужно придерживаться той старой, уже архаичной календарной системы? И прочее, и прочее, и прочее. Всё это часто можно услышать, но мы с вами, дорогие братья и сестры, должны твёрдо и незыблемо держаться всех тех традиций, которые сохранила и бережно донесла до нас Церковь Христова. Мы должны быть верны, преданы, более того, благодарны нашим с вами благочестивым отцам и дедам, за то, что они смогли донести до нас с вами, до сегодняшнего смутного, непростого, противоречивого времени святыню веры, которая зиждется и сохраняется в сокровищнице, имя которой Православная Церковь.

Будем хранить бережно и трепетно то достояние, то бесценное сокровище, которым мы сегодня с вами пользуемся, и, слыша какие бы то ни было призывы к тому, что Церковь должна быть более открытой, более доступной, более читаемой, более современной и так далее, мы должны понимать, что всё это слова того же самого врага нашего спасения, потому что утрачивая, теряя, размывая святыню нашей веры, мы теряем самое главное.

Мне известен страшный, поразительный пример, – это беда всего западного христианства, – в Париже есть старинный храм девятого века, то есть храм, который ещё был построен до разделения на католичество и Православие, в честь святого Германа Парижского – Сен-Жермен-де-Пре. Известный, огромный соборный храм, представьте себе такую картину, до чего уже дошло это католическое западное христианство, – это действительно трагедия, катастрофа западного мира, по моему глубокому убеждению, – представляете, на фасаде храма объявление: «Концерт джазовой музыки». Зайдя в храм, можно увидеть такую картину, вот алтарь, конечно же, они лишились его уже давным давно, престол вынесен на середину храма, но тем ни менее. Так вот стульчики, на которых они благополучно сидят всю службу, развёрнуты спиной к престолу, лицом к сцене, которую соорудили у порога храма и где поставили рояль и всевозможные музыкальные инструменты, на которых исполняется джазовая музыка.

Это совершается в действующем католическом храме, это мерзость запустения, о которой Христос Господь говорит в Евангелии. Католики объясняют это тем, что им нужно содержать храм, что он очень дорог в содержании, какие-то коммунальные услуги и так далее, всё это нужно оплачивать. И это оплачивается ценой такого чудовищного, я бы сказал, демонического компромисса, когда храм Божий превращается в мерзость запустения. Как это можно представить себе? Пускай даже католический, но всё-таки, остающийся христианским, храм становится местом проведения подобного рода сборищ, которым место где-нибудь на стадионе, в каком-нибудь Доме культуры, но никак не в храме Божием. Но это всё является плодами тех отступлений, которые некогда позволила себе католическая церковь, отступив от чистоты святого Православия.

Да не будет с нами этого, будем держаться твёрдо и незыблемо тех святоотеческих преданий, кои были засвидетельствованы верностью, преданностью, исповедничеством и небоязнью принять самую смерть за Христа и за Богом установленные законы. Посему дай, Господи, чтобы в сердце каждого из нас всегда хранилась бы верность и преданность Христу, апостольскому учению и Церкви Христовой, как той сокровищнице, через которую все мы с вами, черпая эту истину, становимся наследниками вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.