Слово прот. Георгия Гуторова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

В Евангелии Генисаретское озеро называется еще и Галилейским морем, хотя оно, в общем-то, вряд ли может именоваться морем, но жители прибрежных городов и сел, особенно в древности, именовали его морем, также его называли Тивериадским озером, и, что более правильно в географическом понимании, — озером Киннереф. Все эти многочисленные наименования по преимуществу берут свое название от близлежащих городов и мест, расположенных по берегам этого озера, которое кормило и кормит очень и очень многих людей. Не знаю, насколько это достоверно, но, по крайней мере, в исторических источниках, восходящих к античному времени, повествуется о том, что даже в Риме торговали рыбою, выловленной в Генисаретском озере.

Это не имеет прямого отношения к тому, о чем мы сегодня с вами говорим и о чем мы сегодня с вами слышали в Евангелии, но, по крайней мере, это говорит о том, что многие и многие люди снискивали свой хлеб насущный именно трудом рыбаков. К таким людям относились по преимуществу многие апостолы, которых Господь призвал к апостольским мрежам.

Наверняка вы обращали внимание на то, что дважды в Евангелии происходят очень похожие события, рассказывающие о чудесном улове рыб, происшедшем на Генисаретском озере. Вначале Своего общественного служения Господь совершает это чудо, и тем самым удостоверяет всех тех, кого желал призвать к апостольскому деланию, и показывает им, к какому служению они призываются, и вместе с тем, Господь показывает Свое всемогущество и Свою власть над всем сущим на земле и в море. Подобным же чудом завершается евангельское благовестие. Уже после воскресения из мертвых, если вы помните, Господь является на берегу Генисаретского озера и тоже повелевает ученикам забросить мрежу, сеть рыбарскую, одесную сторону корабля. И в этом, и в другом случае происходит удивительное чудо необыкновенного улова рыбы. Это показывает, прежде всего, то, что таковым образом апостольская проповедь будет улавливать сердца людские к наследию Царствия Небесного.

И вот сегодняшнее евангельское повествование, которое мы сегодня слышим в устах святого апостола и евангелиста Луки, как раз именно об этом нам с вами и рассказывает. Рассказывает о том, как Господь приблизился к берегу этого озера, было раннее утро, т.е. время настоящей рыбной ловли уже закончилось, потому что обычно это на рассвете, когда ловля успешна. Всю ночь трудившиеся рыбаки ни одной рыбы не поймали, они были уставшими, они были, конечно же, раздраженными, отчасти, быть может, даже озлобленными, и вот приходит Некто, Кого многие из них не ведали и не знали и говорит им, чтобы они отплыли на глубину и еще раз забросили сеть в море. Какая странная просьба. Эта просьба могла бы вызвать раздражение и негодование у рыбаков, трудившихся над этим целую ночь. Апостол Петр, будущий апостол Петр, а пока именуемый Симоном, говорит: Учитель, мы всю ночь трудились и ни в чем не преуспели, мы не единой рыбы не поймали, но по слову Твоему мы сделаем это. Т.е. вопреки усталости, вопреки тому раздражению, он смиряется пред Тем, Кого еще пока не ведает и не знает и говорит: Мы поступим по слову Твоему. И они, действительно, отплывают на глубину и забрасывают сеть в это, казалось бы, бесплодное для них минувшей ночью море. Но вдруг, к удивлению и изумлению рыбаков, эта сеть наполняется во мгновение ока рыбою настолько, что сеть стала прорываться. Более того, как мы с вами слышали сегодня в Евангелии, они, вытягивая этот необыкновенный, небывалый улов, высыпая его в свою лодку, почувствовали, что лодка под тяжестью выловленной рыбы стала чуть ли не тонуть. Они призвали других из своих товарищей, чтобы те поспешили помочь им с этим необыкновенным уловом рыбы.

То же самое происходит и после воскресения Господа нашего Иисуса Христа, тоже прорываются рыбачьи сети и лодки под тяжестью в опасности потопления. Святитель Иоанн Златоуст замечательно, удивительно говорит, повествуя и размышляя об этом. Он говорит, что Бог Творец повелел этой бессловесной твари – рыбам, чтобы они исполнили Его божественную волю. Нам здесь нет повода удивляться, ибо всякое дыхание хвалит и прославляет своего Творца и Господа, и бессловесные и неразумные в нашем понимании твари и они призваны к тому, чтобы по-своему прославлять Творца и Создателя своего. Поэтому эти бессловесные рыбы, эти несмысленные существа, спешат исполнить волю повелевшего им Господа. И они, говорит святитель Иоанн Златоуст, каждая из них, из этих рыб, живущих во глубинах морских, пытались наполнить собою эти сети, т.е. все рыбы, все живущее пыталось исполнить волю своего Творца.

Этот необыкновенный улов рыбы поразил всех, и когда рыбаки с трудом извлекли сети, наполненные рыбою на берег, вот тогда Петр, Симон, поспешил ко Христу и пал к ногам Спасителя, сказав: Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек. Удивительные слова, которыми будущий первоверховный апостол свидетельствует о своей греховности, о своем несовершенстве, этими словами он говорит, что недостоин близости ко Христу, на что Господь говорит ему: Не бойся, ибо отныне будешь ловить человеков. Т.е. Господь таким удивительным чудом показывает и призывает, прежде всего, иных из рыбарей к апостольскому служению и показывает, что так, как сегодня на их глазах произошло необыкновенное чудо уловления рыб, вот так же и они своими апостольскими сетями будут улавливать многих и многих для Царствия Небесного.

Мне хотелось бы обратить внимание всех нас на слова, которые произнес апостол Петр, когда он свидетельствует о своей греховности и просит, чтобы Господь отступил и отошел от Него. Казалось бы, он должен был совершенно другие слова произносить, например, Господи, никогда не покидай меня, позволь мне всегда быть близ Тебя и рядом с Тобою; но он произносит совершенно иные глаголы, говоря: я недостоин, я грешен, поэтому, Господи, выйди от меня. Мы нередко с вами слышали в Евангелии подобного рода слова, но они были наполнены совершенно иным  смыслом и иным содержанием, когда говорили Христу: уйди, зачем Ты прежде времени пришел мучить нас. Их говорили те бесноватые, которых Господь исцелил на берегу этого же Галилейского озера близ местечка, именуемого Гадарой и Гергесой. Жители этих городов, высыпав на берег и узнав о том, что их свиньи были поглощены пучиною вод, которые говорили Христу: уходи из наших пределов, потому что эти свиньи для нас дороже чем Ты и Твоя проповедь о любви и так далее. Многие гнали Христа, многие отказывались от Него многие говорили, чтобы Он удалился от них, и вот Петр, казалось бы те же самые слова говорит, но Господь вместо того, чтобы повернуться вспять от первоверховного, говорит: не бойся ибо отныне ты будешь ловить человеков.

Мы видим с вами, и это, очевидно, каким смыслом наполнены те отречения, и то, что произнес апостол Петр, выражая, прежде всего свое крайнее недостоинство, чтобы быть близ Господа. Господь же, видя это удивительное смирение будущего Своего первоверховного апостола, призывает его быть последователем Своим и проповедником Евангелия Царствия Небесного.

            Мы с вами дорогие братья и сестры, мы должны научаться из этих евангельских глаголов тому, что имеет к нам непосредственное отношение. Апостол Петр свидетельствует о том что грех человеческий, свойственный каждому из нас, он является тем препятствием, которое способно не допустить человека к Господу и прежде всего осознание своей греховной немощи, своего несовершенства показывает нам как мы должны относиться к святыни. Помните, когда патриарх Иаков бежал от преследования своего брата Исава, когда на ночлег он остановился под звездным небом, и возглавием его был обыкновенный камень, он увидел лествицу, восходящую от земли на небо, и ангелов, восходящих и нисходящих по этой лествице. Иаков воскликнул: Это место свято, а я и не знал, ибо здесь Господь. И это действительно так.

            Когда мы переступаем порог храма Божьего, мы должны, прежде всего, осознавать, что это место святое, и здесь живым, непосредственным образом царствует и присутствует Господь и Владыка. Но как часто, к сожалению, мы с вами утрачиваем это благоговение и благочестие. Мы можем с вами, зайдя с улицы с пустыми, никчемными уличными разговорами и здесь, в храме Божьем, их продолжать, мы можем совершенно утратить чувство святости. Мы очень часто привыкаем к святыни, мы привыкаем к тому, что Он непосредственно и живым образом здесь присутствует. Мне кажется, что каждый из нас может испытать свою совесть и испытать наличие страха Божьего в себе одним из самых важных критериев — как мы с вами приступаем к Причастию Святых Христовых Таин. Мы можем, утратив всякое благоговение, совершенно беспечно, нерадиво приступить к Пречистым Тайнам Христовым.

            Некоторые, и это сейчас очень распространенное поветрие, я бы сказал, некая эпидемия, начинают учить  о том, что за каждой Литургией необходимо причащаться Святых Христовых Таин. Но как мы, ограниченные в своем покаянии, поскольку не способны принести его Богу всем сердцем, всем своим существом, дерзаем однако же приступать к Чаше Христовой, не рассуждая о том, к чему приступаем. Это является одним из признаков того, что человек утрачивает страх Божий. Повторяю, что наше с вами восприятие окружающей церковной действительности может нам как в зеркале отразить то, насколько мы способны сохранять в себе страх Божий, потому что по неложному слову премудрого Соломона, страх Божий – начало Премудрости, и если человек не имеет страха Божьего, а имеет в самом худшем смысле этого слова некое бесстрашие, когда он не чувствует того, перед лицем Кого он находится в храме, это действительно становится очень страшным и очень печальным явлением.

            Известны примеры святых угодников Божиих, которые блюли и сохраняли святость и благоговение к Церкви Христовой всю свою жизнь. Современный нам святой, известный своею великою, чудотворною, благочестивою жизнью, один из столпов русского рассеяния, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, никогда не позволял себе разговаривать в Алтаре. И даже когда возникали необходимые богослужебные моменты, которые необходимо было обсудить или его о чем-то спрашивали в Алтаре, то он выходил с совопросником из Алтаря и там обсуждал эти вопросы.

Мне посчастливилось в этом году служить в Введенском соборе в Оптиной пустыни и я увидел в Алтаре такую замечательную надпись, которая была сделана на самом видном месте, автором этих слов является преподобный Серафим Саровский, он сказал так: да не помыслит никто дерзнуть разговаривать в Алтаре, и если даже необходимо за это пострадать, то все равно терпи безмолвие, потому что ты находишься пред лицом Всемогущего Бога.

В подавляющем большинстве своем здесь присутствующие пребывают вне алтаря, но они находятся на том месте, где поистине предстоит Господь. И мы с вами предстоим пред лицем всемогущего Господа и поэтому как бы нам, быть может, не хотелось бы с кем-то поделиться тем или иным впечатлением или о чем-то сказать, или о чем-то спросить, мы должны всегда помнить о том благоговейном, трепетном отношении к святыни, внутри которой мы с вами находимся и стоим. Неслучайно преподобный Амвросий Оптинский говарил своим духовным чадам о том, что за разговоры в храме подаются скорби, потому что человек, теряя страх Божий, теряя благоговение к святыне, через это теряет самое главное, он теряет живое присутствие Бога в своем сердце.

Святые отцы говорили о последних временах, о временах антихриста, что в это время уже не будут взрывать и разрушать храмы Божии, потому что они уже не будут для темных сил представлять из себя какую-то силу и какое-то могущество. Вот почему в 20-е, 30-е годы храмы Божии взрывались — потому что они, действительно, ужасали темные силы тем, что призывали человека к страху Божию, к покаянию и к преображению  своей жизни. Есть пророчества о том, что наступит такое страшное время, когда храмах Божиих все будет лишь внешним. Все будет очень красиво, и, вообще надо сказать, что для антихриста это будет первоочередная задача — храм Божий превратить в некий этнографический музей, где красивые иконы, замечательное, умиляющее пение, прекрасные священнические облачения, и все прочее, но при всем этом не будет самого главного и самого основного — не будет покаяния, потому что человек утратит страх Божий и утратит ощущение святыни.

Поэтому мы с вами, дорогие братья и сестры, дабы это время не приблизилось, должны себя понуждать к тому, чтобы наше сердце всегда понимало и всегда осознавало пред лицом Кого мы предстоим в храме Божием, чтобы не утратить чувства страха Божьего, который является, отнюдь, не животным страхом, не трепетом пред неведомым, а является священным благоговением пред лицом Кого мы предстоим в храме Божием. Поэтому сподоби, Господи, всех нас, восходя от силы в силу и постоянно возгревая в своем сердце именно это чувство, чувство благоговения пред Богом, не утратить его никогда.

Тогда, подобно апостолу Петру, исповедовавшему свою греховность и недостоинство быть близ Христа,и за это прославленному и призванному Господом к апостольскому служению и деланию, и нам всегда иметь в своем сердце видение своих грехов и страх Божий, который никогда никого из живущих на земле не посрамит, а напротив того, приблизит к вечной жизни и наследию Царствия Небесного. Аминь.