Слово протоиерея Георгия Гуторова на вынос Плащаницы в Великий Пяток 10 апреля 2015 г.

Эти слова пасхального песнопения позволяют нам приникнув к тайне «удивительного чуда воистину живоносной смерти Спасителя» (свщмч. Поликарп), воззреть очами веры на состояние Спасителя после Его смерти на Кресте и прежде Его преславного тридневного Воскресения. В последнем издыхании Своем Божественный Страдалец возгласил с Креста: “Совершилось!”(Ин.19:30). Совершилось спасение рода человеческого. Совершилось искупление всеродного Адама от вечного проклятия, от власти греха и порабощенности диаволу и смерти. 

Расходится народ с Голгофы, еще так недавно кричавший Пилату: “Возьми, возьми, распни Его!”(Ин.19.15). Какие разные чувства переживают возвращающиеся с Лобного места. Одни испытывают чувство глубокого удовлетворения — более некому будет будоражить совесть, взывая к покаянию. Некому будет жечь и клеймить сердце невыносимой проповедью о любви. Иным и этого мало. Дойдя в ожесточении до последнего предела адской злобы, нечувствием омрачив сердца, они сейчас же спешат вновь ко дворцу Пилата, откуда еще так недавно повели на распятие Спасителя. Спешат, чтобы требовать приставить стражу у входа во гроб Христа. Эти – самые страшные из всех, кто был у Голгофского креста: они знают, что распятый ими Христос воскреснет. Знают и боятся. Но движимые ненавистью к Нему, требуют выставить стражу. Им мало крови. Им мало смерти. Зная во Христе Бога, они делают все, чтобы хоть чем-то помешать Его Воскресению. В этом бушующем страстями человеческом море были и такие, кто в смятении и сомнении, боримые неверием и верой, сошедшиеся на позорище сие и видя происходившее, возвращались, «биюще перси своя» (Лк.23.48) от ужаса и раскаяния в содеянном.

Самые ближайшие ко Христу, самовидцы Слова, Его Апостолы, скрывшись “страха ради иудейска”, таились в Сионской горнице. Это потом они выйдут из нее исполненными благодати Святого Духа, утвержденными даже до смерти быть со Христом… А пока они бежали от нестерпимой скорби и горя. Это была даже не в обычном понимании трусость, это была такая скорбь и тоска, от которой самая жизнь становится бессмысленной и постылой.

Но все это – удел и переживания земнородных. Одним – безумствование в своем мнимом торжестве. Другим – злобствование в неутоленной жажде смерти Праведника, и суетный поиск, чем еще уязвить Любовь Божию в своей ненависти. Третьим – позор, сетование и стыд за соучастие в Богоубийстве. Четвертым – тоска и отчаяние от безвыходности и неизбывности в происшедшем. Удел Христа велик и таинственен!

«Во гробе», пребывая, «плотски» Господь сошел «во ад с душею, яко Бог», чтобы вывести и избавить от ада преисподнейшего, от вечной муки томящихся в нем и чающих Его – Христова утешения и спасения. Ад, некогда нерушимый и непобедимый, сошествием в его глубины Победителя смерти сокрушается ныне в своих основах, узнавая свое окончательное и полное поражение. Вездесущий же Бог по неложному обетованию Своему «в раи же с разбойником» благоразумным, в последнем своем издыхании покаявшимся и вместе с ним и нам, грешным, «двери райские отверзающий». Ко всему же, «на Престоле был еси, со Отцем и Духом вся исполняя, Неописанный». Как Единосущный и Сопрестольный, Единоцарственный и Нераздельный Отцу и Святому Духу. Как «Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу». Это удел Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа после распятия на Кресте…

Дорогие братья и сестры! Ныне нашему взору открыт гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Божий — Сын Девы. Он умер плотью. Умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, убили Его. Он умер из-за каждого из нас и ради каждого из нас. Каждый из нас несет на себе свою меру греха и ответственности за то, что произошло на Голгофе. Это ради наших грехов Он, преклонив небеса, сошел на землю, воплотившись от Девы. Это ради наших грехов Он не имел, где главу приклонить. Это ради наших грехов Он взошел на Крест. Это рукописание наших грехов Он пригвоздил распятием Своим к Древу крестному, чтобы нас возвести на Небо. Распятый на Кресте, повиваемый плащаницею и полагаемый во гроб Спаситель мира – в этом бездна Его любови к нам и цена нашего спасения. У сего мысленного гроба этой величайшей тайне Бог благоволил нам, днесь предстоящим, причаститься.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Обступая Мертвеннолепный одр сей и почивающее на нем бездыханное тело Господа нашего Иисуса Христа воистину «да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». Немеют уста, коснеет язык, содрогается сердце при виде свершившегося. Все объято благоговейным страхом и молчанием, ибо теперь не время глаголания, не время человеческого мудрования, теперь потребны лишь слезы и рыдания. Со страхом Божиим и верою припадем ко гробу Спасителя, благоговейно лобызая Святую Плащаницу и духовно лицезрея пред собой израненного Христа и кровоточащие язвы Его пречистого тела. Принесем Ему тихую и смиренную молитву и сокрушенное покаянием сердце. Аминь.