Слово протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

В отношении личности святого апостола Фомы в нашем народе бытует такое присловие: «ну ты Фома неверующий». Это очень часто можно услышать, и в этом кроется, как мне кажется, тоже достаточно узнаваемое глумливое отношение, можно сказать, панибратское отношение. Знаете, как мы, бывает, говорим о человеке, который панибратски относится к каким-то людям. Причем такое панибратство даже в человеческом срезе отношений нисколько не умножает их прочность, а напротив того, оно их осложняет и каким-то образом даже разрушает, а тем более, если такое панибратство касается вопросов, к которым никак кроме как благоговейно, со священным трепетом для нас непозволительно относиться.

Поэтому позвольте все-таки опровергнуть это народное присловие, касающееся апостола Фомы как неверующего. Не такое оно уж было упрямое это неверие святого апостола Фомы. Напротив. Согласитесь, когда в жизни человека происходит какая-то самая страшная утрата, катастрофа, жена мужа своего теряет, или муж теряет любимую жену, или детей хоронят родители, и когда после всех этих страшных потрясений кто-то говорит: “Да ты не переживай, ничего страшного не произошло», – такие досужие, обыденные, какие-то совершенно формальные вещи, разве мы посетуем на человека, который претерпел это горе, за то, что он не захочет даже разговаривать с таким мнимым утешителем.

Ученики Христовы, которые сподобились в самый день Светлого Христова Воскресения увидеть Христа, потому что Господь явился дверем затворенным в Сионскую горницу. И Фомы не было там. Для него такое горе было, как впрочем для всех – Христа распяли; Владыка Господь, Божественный Учитель, умер на Кресте, какое еще могло быть состояние у этого очень искреннего человека. Он оставался с этим страшным горем наедине с собою, он никого не хотел видеть, как обычно люди в такой ситуации никого не хотят видеть, не потому, что они исключают всех окружающих из своей жизни, а потому что невыносимо после той боли, после той страшной утраты и потери еще с кем-то общаться, с кем-то какие-то разговоры вести, о чем-то говорить вообще. Часто та или иная жизненная утрата делит жизнь наполовину, «до» и «после», и человек меряет только лишь этим критерием, что все самое хорошее в жизни было до этого, а уже со смертью этого человека все остальное уже не имеет никакого значения. И мне думается, что состояние апостола Фомы было именно таковым.

Вчера мы слышали с вами канон апостолу Фоме, где звучали слова очень удивительные, и его неверие, фольклорным невежеством облеченное в укоризну — «Фома неверующий», здесь именуется совершенно иначе, противоположно: «О доброе неверие Фомино», — так мы вчера слышали устами Церкви об отношении к тому, как повел себя этот ученик Христов.

Вдумаемся с вами, дорогие братья и сестры, мы с вами много раз на эту тему говорили, вспоминали одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна, повествующую о воскрешении Лазаря из мёртвых. Вы помните, когда пришла весть о смертельной болезни Лазаря, о том, что друг Христов при смерти, тогда Господь говорит, что эта болезнь к славе Божией и эта смерть не та, чтобы о ней скорбеть и сетовать. Господь нарочито медлит два дня, чтобы для всех было очевидным то чудо, которое Он совершил, воскресив четверодневно умершего мертвеца. И когда ученики Христовы как-бы недоумевают, почему Господь в других каких-то ситуациях тотчас же, оставив всех и вся, шел помочь страждущему человеку, а здесь Он медлит, Господь говорит ученикам о том, что Его ожидает в Иерусалиме. Он говорит, что Его ожидает смерть и страдания, и, заметьте, многие ученики не понимают, о чём идет речь. Они друг с другом переговариваются, вопрошая: о чём Он говорит, что Он хочет нам сказать, – и только лишь один Фома, еще до конца не осознавая и не понимая, что их ждёт в Иерусалиме, говорит в ответ на слова Христовы: пойдём и умрём вместе с Ним. Т.е. он уже сейчас готов пойти и умереть со Христом, а мы его так безрассудно называем неверующим. Человек ещё до страданий Христа, до того, как Он воскрес, до того, как Господь прославился, уже готов был пойти и умереть со Спасителем и поэтому не так-то просто поведение этого апостола.

Действительно, его горе таково, что он не может вместить в своё сердце ту благую весть, которой наполнены его друзья, его собратья, которые ему говорят: тебя не было в тот самый день, о котором наш Владыка говорил, что Он воскреснет, а Он явился нам воскресшим, Христос Воскрес! Он отвечает с некой долей скептицизма, с долей некоего неверия, но неверия здорового, если можно так выразиться: до тех пор, пока я сам не увижу, до тех пор, пока мои персты не коснутся Его воскресшей плоти, до тех пор, пока я сам не увижу язвы гвоздиные, до тех пор я не поверю.

И вот проходит неделя, в течение которой мы радовались и торжествовали. Сама служба Божественная церковная была настолько необыкновенна и исполнена глубочайшей радости, ликования, торжества, света, что совершенно позволила нам забыть те ужасы, которые претерпел Христос, приемля смерть на Себя. Потому что в радости всё покрывается забвению, даже самые величайшие скорби. Не единожды мы с вами вспоминали эти евангельские слова, в которых Господь говорит, что женщина, когда рождает, испытывает боли и страдания, но когда родится в мир человек, все эти страдания и скорби забыты, потому что радостью всё прочее предается забвению, потому что это самое главное торжество, самая главная радость – появление в мир человека. И Христос, воскреснув из мёртвых, позволил нам забыть хоть на какое-то мгновение все те скорби и страдания, которые Он претерпел на Кресте и которые мы с вами в меру своей скудной веры, в меру своего немощного соболезнования, сострадания, сопереживания претерпевали в эти страстные дни.

Вот прошла эта седмица, и мы знаем из Евангелия по крайней мере о нескольких явлениях воскресшего Христа людям, и сегодня в евангельском благовестии мы слышали как раз о двух явлениях Христа Спасителя Своим ученикам и апостолам. О первом уже было сегодня сказано, о том, что Христос пришел дверями затворенными, сквозь стены, сквозь запертые двери. Нужно объяснить, почему эти двери были заперты. Да потому что ученики Христовы были объявлены в розыск, поставлены вне закона. Почему? Потому что в синедрион пришли с благой вестью о Воскресении Христа первые вестники этого Воскресения.

Кто был первым вестником Воскресения Христа из мёртвых? Мы скажем, — жены-мироносицы, — нет. Они позже об этом узнали. Первыми свидетелями этого величайшего чуда были стражники, стоявшие у гроба и охранявшие огромный камень, который был привален ко входу в пещеру. Этот камень был отброшен какой-то совершенно невероятной и необыкновенной силой прочь. Они своими глазами увидели восставшего из мёртвых Христа Жизнодавца и поспешили к своим начальниками. Те дали им деньги, т.е. они их подкупили и сказали: кто бы вас о чём не спрашивал, говорите, что пока мы спали, ученики Его пришли и украли Его тело из гроба. Какая глупость, какая нелепость! Но однако же некоторые и до сегодняшнего дня в эту глупость веруют.

Но Господь, явившись Своим ученикам, засвидетельствовал и явил полноту Своего Воскресения. И вот, как уже было об этом сказано, не было среди них лишь одного ученика. Промыслом Божиим, не иначе, Господь не допустил Фоме быть в этот вечер в Сионской горнице. И потом, как об этом тоже сегодня говорилось, ему пересказали о чудесном явлении воскресшего Спасителя, и мы слышали, что Фома на это ответил.

Второе явление Господа Своим ученикам произошло спустя седмицу, когда Господь также, дверем затворенным, вошел в ту же самую горницу, но ученики уже не были такими же малодушными и трусливыми, каковыми они были в самый день Воскресения, скрываясь от иудеев, объявивших их в розыск как ближайших учеников Того, Кого они называли обманщиком, обещавшим воскреснуть из мёртвых. В этот раз среди учеников и апостолов был Фома, который тоже увидел воскресшего Спасителя, явившегося сонму апостолов, и Господь, обратившись к нему, сказал: протяни свой перст, протяни свою руку и осяжи раны, которые Мне были нанесены на Кресте, и не будь неверен, но верен. И Фома уже не нуждается в том, чтобы осязанием ощутить воскресшую плоть Спасителя. Он восклицает из глубины своего радующегося, торжествующего и навеки уверовавшего сердца: Господь мой и Бог мой! Господь, обращаясь к Фоме, произносит удивительные слова, которые касаются каждого из нас, касаются всех последующих поколений рода человеческого: Ты увидел и уверовал, блаженны не видевшие, но уверовавшие.

Мы можем с вами с неким дерзновением причислить себя к тем людям, которые очами телесными видели Христа Спасителя. Мы не можем сказать о себе, что мы не видели Христа, потому что очами веры и своего несомненного упования мы знаем и веруем в Него, и зрим Его на каждой Божественной Литургии, и причащаемся Его Животворящих Таинств. Но вместе с тем это носит в большей степени таинственный, мистический характер. Действительно, лицом к лицу мы не видели Господа и смеем надеяться, что веруя в Него, исповедуя Его и стремясь жить по Его святым заповедям, мы блаженны от того, что знаем Христа, блаженны от осознания того, что Господь явился каждому из нас на наших жизненных путях и открыл Себя нам, а наше сердце откликнулось на этот зов Христов. Потому мы имеем честь и достоинство (не говорю право, это слово неуместно в данном случае) называть себя христианами.

Это действительно привилегия называть себя христианином, которая не дает человеку какие-то права и широкие возможности, а прежде всего повергает к подножию Голгофского Креста с главным исполнением заповеди Христовой — если мы Его любим, то берем свой Крест на свои рамена и следуем за Ним, восклицая вместе с апостолом Фомой: Господь наш и Бог наш! И эти слова должны быть сердцевиной всей нашей жизни, нашего Христоименитого упования, чтобы поистине Господь и Владыка, Спаситель наш Иисус Христос, был нашим Господом и нашим Богом во все дни нашей жизни, чтобы это апостольское упование, которое сегодня засвидетельствовал дивный апостол Фома, было достоянием нашего с вами сердца.

И последнее, что мне хотелось бы сказать, пользуясь неоднократно звучавшей в моих устах мыслью одного замечательного современного проповедника, обратившего внимание помимо всего прочего сказанного на такую подробность – почему Фома не поверил своим собратьям ученикам. Казалось бы, так было бы просто откликнуться на эту благую весть, возрадоваться вместе с ними, но нет, он сказал, что до тех пор пока сам, своими собственными глазами не увидит – он не поверит этому. Потому, говорит этот замечательный проповедник, что он не увидел настоящего преображения в лицах своих друзей, они были прежними. Да, вчера они были печальными и скорбными, а сегодня они были ликующими и радующимися, но по его мнению, совершенно по-другому должно было бы говорить о воскресшем Христе. Если Христос воскрес, то мы уже не можем быть прежними, такими, какими мы были вчера, суетными, многозаботливыми, удрученными теми или иными житейскими печалями. Ведь Христос воскрес, а значит все в поднебесной должно быть преображено этой благою вестью.

Замечательно один епископ сказал, что если Христос воскрес, почему мы живем так, как-будто этого никогда не было. Что произошло? Почему мы живем так, как-будто никто этих евангельских слов не говорил, почему мы такие тусклые, почему такие равнодушные, безразличные и унылые, если Христос воскрес? Разве может быть ещё большая радость, нежели та, которую Своим Воскресением Господь и Спаситель явил роду человеческому. Вот еще одно объяснение, почему Фома не поверил своим собратьям апостолам, потому что они не должны были быть такими же обыкновенными, какими он их знал вчера и ранее.

Все должно измениться в жизни человека. И это действительно справедливо.

И мы с вами, последователи Христовы, мы должны жить так, чтобы нашими поступками, всею нашею жизнью мы свидетельствовали всему миру о радости, что Христос Воскрес. Поэтому мы должны быть примером для людей, которые ещё не уверовали в Воскресение Христа, не знают Его, но нашим примером, примером той твердой, несомненной любви ко Христу и жаждой следовать Ему, мы должны вменять во уметы все те невзгоды, житейские скорби и лишения, которые в той или иной форме выпадают на нашу человеческую долю, воспринимать их как нечто не существующее и совершенно не имеющее для нас никакого ровным счетом значения.

Поэтому сегодня мы воспоминаем память этого святого угодника Божия, его дивное, не побоимся этого слова и словосочетания, доброе неверие и несомненное уверование от того, что воистину Христос Воскрес, чтобы и наша жизнь была исполнена величайший небесной радости о Воскресении Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим,и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Христос Воскресе!

08.05.2016