Слово протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице.

 

Сегодняшнее евангельское благовестие начинается тезисом, неким выражением, с которым, наверное, согласятся все люди, независимо от своих убеждений и своих взглядов, потому что человеческая мораль, имея в основе своей элементарную человеческую справедливость, не может поспорить с этими словами. Господь говорит так: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте. Кто с этим способен поспорить, разве не на этом зиждется понятие о любой справедливости, царствующей в сознании всех людей? Эти слова звучат не только  в Евангелии, они, как говорится, выражают общечеловеческую мораль и общечеловеческую истину, те же самые слова произносили в свое время и Сократ, и Платон и Конфуций. Почему же мы слышим эти слова в устах Спасителя? Потому что, Господь, начиная словами, которые, в общем, определяют и регулируют взаимоотношения людей друг с другом, призывает нас к большему совершенству, продолжая  следующими словами сегодняшнего Евангелия: если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность, т.е. что особенного вы делаете? если вы благотворите тем, кто благотворит вам, что особенного и необыкновенного вы творите? если вы даете взаймы тем людям, от которых вы ожидаете получить данное вами, то ничего особенного вы не делаете.

Если, — говорит Господь в другом, созвучном этому евангельском месте, — праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное. То с чего, собственно говоря, начиналось сегодняшнее евангельское повествование —  это тот прорыв, к которому человечество пришло благодаря Ветхому Завету, тому Закону, который Бог дал Моисею на Синайской горе. Но этим отнюдь не завершается и не исчерпывается та праведность, к которой Господь призывает род человеческий. Господь продолжает Свое благовестие и говорит: а Я говорю вам — любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за творящих вам напасти, будьте совершенны, будьте милосердны, якоже совершен и милосерд Отец ваш Небесный.

Мне хотелось бы, прежде чем размышлять по поводу сегодняшнего евангельского повествования, коснуться последней строчки, что значит быть совершенным, подобно Отцу нашему Небесному. О чем идет речь? Неужели мы можем и способны быть совершенными в непостижимости, в неизреченности, во всемогуществе, во всеведении, т.е. в тех качествах, которые присущи единому Творцу и Зиждителю? Вовсе нет, мы не призваны к тому, чтобы быть в этом смысле подобными своему Творцу, есть нечто, о чем уже шла сегодня речь, что соделывает нас совершенными и уподобляет нас Отцу Небесному — это любовь к врагам, любовь к тем людям, которых по человеческой морали любить невозможно. Более того, мы находим тысячу совершенно убедительных аргументов, причин, которые объясняют нам самим, почему мы не можем того или иного человека любить, но вместе с тем, опровергая это человеческое мудрование, Господь говорит нам: а Я настаиваю и говорю вам — любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за творящих вам напасти.

Если Господь призывает нас к этому совершенству, следовательно мы способны подъять его на себя и призваны прежде всего к тому, чтобы это стало самым главным и основным смыслом нашего христоподражательного пути, ведущего нас к Небу и Царствию Небесному. Если мы говорим, что это невозможно, тогда мы окажемся лгунами и клеветниками против Бога, потому что сверх человеческих способностей, сил и возможностей Господь не требует от человека ничего, но требует лишь одного – подвига, чтобы каждый из нас подъял на себя это старание и усердие быть подобным своему Творцу.

Мы видим с вами удивительные примеры в истории Церкви Христовой, когда люди, обращавшиеся ко Христу, веровавшие в Него и следовавшие за Ним, отрекались себя. Что это означает? Отречься себя – это, прежде всего, совлечься той гордыни, которая как коконом оплела и сковала каждого из нас, совлечься себя это разбить и разрушить то, что мешает нам по-настоящему быть последователями нашего Господа. Помните, та же самая мысль, которая звучала за Божественной Литургией, она в дополнении звучит в устах святого евангелиста Матфея, когда он говорит и размышляет на эту же тему: посмотрите на солнце, которое светит и на злых и на добрых, дождь дождит на грешных и на праведных, т.е. Господь не разбирает в этом смысле людей, Он всем благотворит и Он всех любит, и христианин, прежде всего, должен стремиться к научению именно этой самой главной и основной заповеди Божией, которая, повторяю, принципиально отличает христианина от любого другого верующего человека. Это не просто любовь к окружающим нас людям, которые любят нас, благотворят, пытаются нам угодить и усердствовать по отношению к нам. Хотя, положа руку на сердце, мы даже и благотворителям своим не оказываем благодарности и любви, мы даже домочадцев своих не способны любить, хотя ничего кроме добра от них не видим. О какой любви ко врагам можно вообще говорить, если мы не любим людей, которые близки и сродны нам, и вместе с тем, Господь от каждого из нас именно этого требует и к этому призывает

Вспомним с вами, дорогие братья и сестры, примеры, которые огромное количество раз приводились, в том числе и с этого святого места и для каждого из нас известны и близки, и дороги. Но как мы прекрасно понимаем, мало восхищаться чьим-то подвигом, мало того, чтобы мы рассказывали об этом другим людям, мы должны, прежде всего, сами подражать этим примерам и становиться точно такими же носителями Евангелия в своем сердце. Помните пример, который описывается в седьмой главе книги Деяний Апостольских, когда святой первомученик архидиакон Стефан после вдохновенной проповеди пред синедрионом был побит камнями насмерть иудеями, которые злобствовали и скрежетали зубами против него. Когда он, побиваемый камнями, обратил свой взор к небу и сказал: Господи, прости им, ибо они не знают того, что творят. Т.е. он практически слово в слово произнес и повторил слова, которые Господь наш и Спаситель Иисус Христос произнес на Кресте, молясь Отцу Своему за Своих распинателей.

Мы скажем, что это сопредельно по времени происходящих событий к земной жизни Спасителя, и быть может христиане первых веков и первого времени, которые еще своими собственными глазами видели апостолов и от их Боговдохновенной проповеди научились любить Христа, быть может, им было проще подражать Спасителю и той любви, которую Он исповедовал на Кресте. Но мы можем с вами увидеть примеры, которые превосходят  земное поприще нашего Спасителя многими и многими веками и даже тысячелетиями. Мы вспоминаем с вами, и каждому из здесь присутствующих этот пример тоже знаком, близок и, конечно же, дорог, мученическую кончину преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая в начале двадцатого столетия, была брошена безбожными красноармейцами в шахту в Алапаевске. Перед своей мученической бесчеловечной смертью она произнесла те же самые слова, которые Господь и Владыка произнес на Кресте, те же самые слова, который произнес святой первомученик Стефан, говоря: Господи прости им, ибо они не знают, что они делают. Мы вспоминаем с вами о событиях того же самого времени, которые параллельно рассказывают нам о моральных, нравственных, а потом и физических страданиях последнего государя-мученика Николая Александровича, который, как известно, и мы тоже с вами нередко это вспоминаем, проявил удивительное великодушие, которое прежде всего продиктовано Христовою любовью, воцаренной в сердце этого великого человека, когда он через свою дочь великую княжну Ольгу, в письме к доверенным людям, которых оставалось весьма и весьма немного вокруг царской семьи, писала: отец всех простил, отец просит никого за себя не мстить, потому что начавшееся сейчас зло, оно еще в большей степени захлестнет нашу многострадальную родину. Эти слова позволяют нам говорить о царе-мученике как и о пророке, в том смысле, что он предвидел, что начавшееся безбожное лихолетие перерастет в еще более страшные, совершенно непостижимые по своему масштабу гонения и уничтожение Церкви Христовой и народа Божьего. Тем не менее, отец, — продолжает великая княжна Ольга, — просит, чтобы никто за него не мстил, ибо зло неизбежно порождает зло, и только лишь любовью можно победить любое зло. Это слова последнего царя государя-мученика. Какое удивительное великодушие, какая удивительная любовь, какое удивительное всепрощение! Даже до сегодняшнего дня возникают какие-то недоразумения, иные люди, называя себя христианами, православными людьми, говорят: мы не понимаем, за что прославили последнего царя, только за то, что его расстреляли и более ни за что другое? Так ведь такую же участь приняли многие десятки, сотни тысяч православных людей, миллионы наших с вами соотечественников. Слова, которые государь произнес, слова всепрощения своим убийцам, палачам, предателям, они заслуживают того, чтобы даже ради этого, он уже был для нас примером и образцом того, как должно прощать своим врагам и недругам.

Наши с вами недруги и наши с вами враги в совершенно иной плоскости должны быть рассматриваемы, потому что то, что претерпевали люди, имена которых только что прозвучали, и тот подвиг, который они несли, нам с вами просто непосильны. Мы с вами живем в обыкновенных житейских бытовых условиях, но вместе с тем в жизни каждого из нас есть какие-то недоброжелатели, какие-то недруги, люди, желающие нам напастей, строящие какие-то козни и так далее, это конечно же ничтожные мелочные житейские распри, но они в нашей жизни встречаются и, к сожалению, они имеют место в нашей жизни. Тем не менее, подвиг людей, которые просияли поистине христоподражательным всепрощением своих врагов, должен быть для нас примером и образцом, как мы должны обращаться с нашими недоброжелателями и недругами. У меня не поворачивается язык назвать их врагами, это было бы что-то из ряда вон выходящее, чтобы у нас с вами были какие-то враги. У христианина не должно быть вообще никаких врагов. Вы помните, как говорил апостол Павел в послании ко Ефесянам, о том, что наша брань не против плоти и крови, т.е. не против таких же, как мы с вами людей, не подобострастных нам человеков, а против духов тьмы злобы поднебесной. Это единственные враги, которые могут быть у каждого из нас, но, к сожалению, мы знаем, что вокруг нас есть люди, которые недоброжелательствуют и усердствуют в каком-то зле в той или иной степени против нас

Как нам быть и как нам к ним относиться? Мы видим сегодня примеры, которые показывают нам, что нет такого греха, нет такого преступления, которое мы могли бы с вами, затаив в своем сердце, не простить нашему недоброжелателю. Есть такие замечательные слова, замечательные святоотеческие советы, которые позволяют изжить вражду и ненависть к окружающим нас людям. Какие это средства? Мы о них сегодня тоже слышали в Евангелии, Господь говорит нам: молитесь за творящих вам напасти. Нам было бы очень сложно понудить и заставить себя усилием воли любить человека, который творит нам напасти и какие-то гадости. Это невозможно и немыслимо, но молиться за этих людей мы должны и обязаны, и если мы каждый день своей жизни, в своей молитве келейной будем поминать наряду со своими сродниками, родными и близкими нам людьми тех, кто творит нам те или иные гадости, то тем самым, мы будем способствовать тому, чтобы эта вражда рано или поздно прекратилась.

Есть замечательный, повторяю, святоотеческий совет, как должно вести себя в молитве, которая обращена против наших недоброжелателей: прежде чем о чем-либо мы бы не попросили Бога, мы должны, прежде всего, сотворить именно эту молитву и сказать примерно следующее: Господи, Иисусе Христе, ради молитв, предположим, какой-нибудь Варвары, которая ненавидит меня, Господи меня грешного прости, меня грешного помилуй. Или я испытываю неприязнь к тому или иному человеку, быть может даже безотчетно, Господи, прости этого человека и меня окаянного прости и ее святыми или его святыми молитвами соделай меня прощающим все ее ко мне козни и недоброжелательства.

Многим из здесь присутствующих известен замечательный пример, и он созвучен тому, о чем я уже сегодня сказал. В Марфо-Мариинской обители, где настоятельницей была уже упоминавшаяся преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна,  была монахиня по имени Любовь, так вот у нее было удивительное  свойство. Мне думается, мы могли бы с вами перенять опыт этой монахини своею жизнью. Она поступала следующим образом, когда она замечала, что кто-нибудь к ней начинал относиться как-то холодно или с раздражением, или с гневом или с проявлением еще какой-нибудь неприязни, а как мы обыкновенно поступаем в таком случае —  мы отстраняемся от человека, мы прекращаем с ним всякое общение, нам не хочется общаться с этим человеком, так вот она наоборот поступала, она окружала своего недоброжелателя особым вниманием, лаской, заботой и особенным благотворением, она всячески спешила угодить этому человеку. И действительно, плоды этого доброделания, проявлялись практически тотчас же, потому что человек понимал свою неправоту, свое неправомыслие и воцарялся в итоге мир в отношениях этих людей.

Дорогие братья и сестры, главное, чтобы мы всеми силами стремились к тому, чтобы в наших отношениях царствовал мир. Но он немыслим и невозможен, если в нашем сердце нет этого мира, поэтому мы должны начать этот путь, путь тяжелый, наверное, самый тяжелый и сложный из всех послушаний, которые возлагает на нас Евангелие — научиться любить своих врагов. Этот путь начинается с приобретения, прежде всего, в своем сердце мира и молитвы за наших недоброжелателей и за наших врагов. Примеры, которыми изобилует Церковь Христова, являются ярким удивительным свидетельством, как должно веровать и следовать за Христом, не только лишь словами, не только лишь какими-то возвышенными восторгами принимать Евангелие, но трудом, терниями, приобретать их как навык своей жизни, чтобы это способно было поразить того ветхого человека, который требует греховного, мирского, земного в каждом из нас, чтобы, победив все это силою Христова всепрощения, удостоиться вечной радости и Царствия Небесного, которое Бог уготовил любящим Его и исполняющим Его святую волю, той неизреченной радости, где царствует Бог единый, в Троице славимый и прославляемый Безначальный Отец, со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

15.10.2015