СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ ГУТОРОВА В НЕДЕЛЮ 24-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО.

 

Мы вновь с вами слышали о том, как Господь исцелил одержимого тьмою бесов человека, который, будучи неспособным жить в человеческом обществе, бежал прочь от любого человеческого общения. Евангельское повествование нам с вами передает о том, что люди, которые окружали этого несчастного человека, пытались даже его связывать, сначала узами любви, сострадания и  человеческого участия в его несчастье, потому что он был совершенно лишен рассудка и потому нуждался в участии и заботе. Но все это было беспомощно и бесполезно. Тогда люди, видя неукротимость этого несчастного человека, связывали его узами, веревками, цепями, как говорит нам Евангелие сегодня, но все это было тоже безуспешно, как какие-то гнилые нитки разрывались им эти цепи и оковы. Какая страшная нечеловеческая сила наполняла этого несчастного человека, ничто не способно было его удержать, и единственное пристанище, которое он для себя нашел и обрел, если так можно выразиться, это был пустынный берег Генисаретского озера, где в пещерах погребали усопших, он находил себе какое-то успокоение. Но и там нечистые духи, которые возгнездились в его сердце, не давали ему покоя. Казалось бы, безлюдное место… Иногда нам кажется и мы размышляем так, что если нам сменить привычную обстановку, поменять те жизненные условия, которые тяготеют и довлеют над нами, то наверняка мы были бы более спокойными, более уравновешенными. Но проблема, и мы должны прекрасно это понимать, заключается не в окружающих нас людях, а в нас самих, мы видим это из примера этого несчастного бесноватого. Когда его окружали люди, он разрывал все человеческие отношения и бежал прочь от них. Видимо ему, поврежденному рассудком, казалось, что где нет людей, там ему будет спокойнее, но ничего подобного и не было, поскольку Евангелие нам рассказывает о том, что он, будучи в этом безлюдном пустынном месте, тоже бежал прочь и разбивал свою голову о камни.

Именно так глумится враг рода человеческого над творением Божиим. Ведь для диавола самая главная задача превратить человека, существо богоподобное, в существо скотоподобное, лишенного всякого здравого смысла. И есть одно средство, благодаря которому диавол способен достичь своей цели. Святые отцы говорят: через грехи диавол как лестнице карабкается в тело человеческое и влазит в душу человека, и там он изъедает и ум, и изъедает сердце человека. И человек мало-помалу превращается в животное, в существо, совершенно лишенное и нравственных понятий, и понятий даже здравого смысла и здравого рассудка, о чем мы сегодня с вами и слышим.  Этот несчастный бесноватый, потеряв остатки здравого смысла, стал страшным, несчастным вместе с тем, орудием в руках врага рода человеческого — диавола. И это, наверное, самая главная цель для лукавого, чтобы все человечество вот также подчинить себе, чтобы все люди были подобны тому, о ком мы сегодня с вами слышали в Евангелии, чтобы человек потерял ту подлинную свободу, которую Бог ему дал, а эта подлинная настоящая свобода только лишь в Боге способна быть обретаема.

Иногда люди считают, что свобода заключается во вседозволенности. Никакого отношения к свободе произвол и вседозволенность вовсе не имеют, потому что настоящая свобода — это быть не рабом греху и страстям своим потакать при удобном случае, а прежде всего, быть выше этих страстей и этих пороков, которые пытаются навязать свою волю человеку. Только лишь в Боге, повторяю и это подчеркиваю, может быть для каждого из нас настоящая и подлинная свобода. А лишившись оной, лишившись Бога, мы видим, какой страшный исход может ожидать человека, когда враг рода человеческого гнездится в его сердце.

Человек теряет все, не только человеческий облик, потому что в этом существе трудно увидеть человека, это какое-то несчастное, скорбное, вместе с тем страшное, неистовствующее существо, которое лишается понятия даже о своей личности. Давайте мы вспомним о том, что Господь спрашивает у этого несчастного бесноватого, Он спрашивает его, прежде всего: как тебе имя? Но он не знает своего имени, он его утратил. Он говорит или вернее правильнее будет сказать, что не он говорит, а враг рода человеческого, гнездящийся в глубинах его сердца, отвечает: легион имя мне. То есть много нас.

Легион — это определенное воинское подразделение в римской империи, нам это известно, разное количество воинов оно вмещало в себя, но, по крайней мере, несколько тысяч воинов. Легион, — говорит живущий в нем злой, темный, мрачный, злобный дух, то есть столько бесов нашли пристанище в сердце этого несчастного человека, который утратил все. И тогда Господь изгоняет этих гнездящихся в его сердце нечистых духов, но прежде, я хочу обратить ваше внимание на то, что говорит этот лукавый дух, когда он, увидел Христа, вышедшего на берег этого пустынного безлюдного места. Бес, как не могущий не трепетать перед своим Создателем, повергает ниц этого несчастного бесноватого человека и произносит совершенно поразительные слова. Он говорит Христу: зачем Ты пришел прежде времени мучить нас? Знаю Тебя Кто Ты — Святый Божий.

Т.е. бесы знают и трепещут, и по слову апостола Иакова и демоны веруют в Бога и трепещут, но эта вера и этот трепет, который они испытывают при приближении Святыни к ним, он не делает их лучше, он не исправляет их и не изменяет их сознания, они остаются прежними, потому что нет в их сердце смирения, нет в их существе покаяния. Более того, они все прекрасно понимают и ведают то, что их ожидает в исходе человеческой истории — вечная мука и вечное страдание, ибо об этом говорят слова, сказанные ими: «зачем Ты пришел прежде времени мучить нас?». Господь изгоняет их из сердца этого несчастного человека, они же, трусливые, жалкие, ничтожные существа по сути своей, злобствующие в бессильной злобе против своего Творца, говорят Ему: не повелевай нам тотчас же и сейчас же идти в преисподнюю, а позволь нам войти в это свиное стадо. Даже малого они не могут сделать без воли Божией. Как преподобный Серафим Саровский говорит, что если бы способны они были бы сами, по произволу своему, творить все, что им заблагорассудится, то самый малый из них лишь единым коготком своим всю вселенную бы перевернул. Что бы они сделали с нами, если бы Бог попустил бы и позволил им, как попустил им войти в это свиное стадо. Это образ того, что бы они сделали с каждым из нас, со всем человечеством, они готовы бы были нас уничтожить, но нет на то воли Божией, и даже малого, повторяю, они не могут сотворить без того, чтобы Господь им не позволил.

Сегодняшнее евангельское повествование заслуживает того, чтобы много о нем говорить, ибо столько граней, столько удивительных моментов, которые раскрывают это небольшое, очень известное, евангельское повествование, и отчасти о чем-то я уже сказал, о том насколько велика власть темных духов по отношению к каждому из нас. Есть такой французский писатель, я не буду называть его имени, потому что не считаю правильным произносить его с этого святого места, но у него есть замечательная фраза, мне думается, что она будет весьма уместна по отношению к тому, о чем мы сегодня с вами говорим. Он сказал, что лучшей победой диавола было то, что он сумел внушить людям, что его нет. Это гениальная победа. Когда человек не верит в существование врага, врага умного, хитрого, коварного, беспощадного, неподкупного, врага, с которым невозможно ни о чем договориться, вот тогда человек и совершает страшное и непоправимое преступление по отношению к самому себе, потому что он не только недооценивает реальность этого неумолимого врага, он вообще исключает его из своего сознания. Но враг есть, он никуда не делся, и в этом заключается его тотальная победа над существом, так легкомысленно относящимся к тому, кто против него борется.

Сегодня мы видим ту страшную, неумолимую, чудовищную власть врага рода человеческого по отношению к человеку и ко всему роду людскому. Мы видим сегодня с вами ту власть, которая беспощадно  повелевает практически всем человеческим обществом, молодежью, людьми, которые еще не утвердились в жизненных устоях, страстями, и похотями он связывает их по рукам и ногам с тем, чтобы они не способны были разорвать эти узы и послушливо следовали за своим господином. Диавол страшный, жестокий господин, и если кто избирает его своим владыкой, то этот человек обрекает себя на страшные страдания, мучения и терзания. Только лишь одна сила существует в поднебесной, в этом мире, которая способна не только противостоять врагу рода человеческого, но и победить и сокрушить его безвозвратно, это сила Честнаго и Животворящего Креста и Распятого на нем Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Мы сегодня видим, как Господь повелевает этим нечистым, смрадным духам, чтобы они бежали прочь от той обители, которую они избрали для себя — из сердца человеческого.

И еще на одно обстоятельство сегодняшнего евангельского повествования мне хотелось бы обратить наше общее внимание. Мы очень часто, кроме всего прочего, говоря на эту тему, вспоминаем о том, как повели себя жители города Гадары, которые пришли и, увидев исцеленного бесноватого, которого они еще так недавно связывали узами сострадания и любви, исцеленного и смысленно сидящего у ног Спасителя, они просили Господа, чтобы Он ушел, чтобы Он покинул пределы их города. В этом мы с вами видим, и неоднократно это говорили, чудовищную неблагодарность: вместо того, чтобы прославить Бога, исцелившего их собрата, их согражданина, они прогоняют Господа прочь из своих пределов, потому что свиньи, что паслись на берегу этого озера, они им были гораздо дороже, нежели исцеление этого несчастного человека.

Но я не об этом хотел бы сказать и вовсе не на это обратить ваше внимание, а на то, чем заканчивается сегодняшнее евангельское повествование, а именно на то, что этот некогда неистовствующий и одержимый нечистыми духами человек сидел у ног Спасителя исцеленный и внимал Его благоуветливым глаголам. Более того, как нам передает сегодняшнее Евангелие, он просил Христа следовать за Ним, быть рядом с Ним, но что ему повелевает Господь, Он ему не позволяет идти вслед за Собою, а говорит: иди в дом твой и расскажи своим ближним, что с тобою сотворил Бог. Он пошел и рассказал всем, что сотворил с ним Иисус.

Заметьте, люди прогоняют Христа из пределов своего города, а Господь не перестает их любить. Он посылает к ним, к этим же неблагодарным гадаринцам, их же согражданина, их же собрата, некогда бесноватого, а ныне исцеленного Христом, чтобы он засвидетельствовал, сколь велика любовь Божия к ним, к этим неблагодарным людям, то есть ко всем нам. Господь через этот евангельский пример и нам показывает, сколь Он близ нас, и если мы своими грехами, своей неблагодарностью, своим нечестием, прогоняем от себя Христа, то Господь по слову псалмопевца все равно верен Себе и верен Своим словесам и не оставляет нас без Своего Отеческого Божественного попечения, потому что Его любовь гораздо больше наших грехов, всех вместе взятых. Как говорил преподобный Ефрем Сирин: что такое грехи всего рода человеческого? это не более чем одна капля, смрадная, скверная, грязная, зловонная, но лишь капля в сравнении с беспредельным океаном милосердия Божия. Разве способна даже самая грязная и скверная капля замутить воды океана? При всем своем желании она беспомощна. Так же беспомощен грех замутить безбрежный и беспредельный океан милосердия Божия и Его любви к нам. Посему Господь каждого из нас посылает в этот мир, в мир греха и зла, в мир злобы, чтобы мы свидетельствовали о том, что какими мы были с вами скверными, недобрыми, одержимыми теми или иными страстями, но милостью Божиею Господь, даровав нам познание Себя, исцелил нас от тех грехов и недугов, коими было объято наше сердце, чтобы мы присным своим, ближним своим свидетельствовали о том, что поистине Бог есть Любовь, что Его милосердие, Его долготерпение не имеет границ и пределов, и главное, чтобы человек это сам увидел и, осознал, что нет в не ком ином спасения, кроме как в Том, Кто пришел в этот мир дабы грешные спасти и вознести на Крест рукописание грехов всеродного Адама, и через свою крестную жертву и через свое тридневное Воскресение соделать нас всех причастниками вечной жизни и Царствия Небесного, сокрушив оковы врага рода человеческого, и соделать нас наследниками вечной жизни, где подобает всякая слава, честь и поклонение Единому, в Троице славимому и поклоняемому Богу, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

15.11.2015