Слово протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 3-ю Великого поста

Чтобы Господь даровал нам силы к перенесению своего жизненного креста, ибо сегодня за Божественной Литургией мы слышали с вами слова Спасителя, говорящего нам о том, что всякий кто желает следовать за Ним, должен отвергнуться себя, взять свой крест и следовать во след Ему.

Крестоношение является непременным условием того, чтобы человек стал наследником вечной жизни и Царствия Небесного. С одной стороны, мы видим с вами и знаем, по крайней мере, из истории, о том, что крест некогда, в древние времена был олицетворением смерти. Впрочем, и к слову говоря, даже сегодняшние неверующие наши современники не иначе воспринимают крест как символ смерти. Заметьте, какая диаметральная разница между восприятием древа крестного верующим человеком и человеком неверующим и атеистом.

Человек приходит на кладбище, и если он верует в Воскресение Христово, то для него нет большего утешения, нежели видеть на могильном холме крест, который свидетельствует о том, что человек верует в бессмертие своей души, верует в то, что именно этим спасительным Древом Господь искупил все человечество от вечного проклятия и смерти.

Для существа же неверующего самый крест на могиле есть не более, чем символ смерти, потому что для него это не более, чем признак того, что все мы смертны, и каждого из нас неизменно и непременно ожидает гробовая доска и могильный холм. И все оттого, что совершенно разный смысл вкладывается в то, чем является для нас Крест.

Сегодня апостол Павел в своем Послании к Галатам во всеуслышание Церкви Христовой произнес совершенно замечательные и удивительные слова. Он сказал: «темже убо, братие, со дерзновением приступим к Престолу благодати».

Он называет Крест Престолом благодати, потому что на Кресте благоволил Бог воцариться, потому что Бог Господь и Владыка избрал Крест, это некогда позорное страшное орудие смерти, ибо в том античном мире крест был олицетворением именно смерти. Еще Цицерон говорил, что человечество ничего более чудовищного и страшного не изобрело, нежели смертную казнь на кресте. Впрочем, мы с вами не единожды об этом говорили и рассуждали, о том, что человечество от того античного времени далеко вперед шагнуло в изобретении иных, еще более изощренных способов умерщвления себе подобных.

Да и сейчас, когда мы рассуждаем о том, что стоит за крестной смертью, это поистине способно привести в содрогание любое, даже самое, казалось бы, бесстрастное сердце. Нет таких человеческих понятий и сравнений, способных полностью выразить то, что претерпевает человек, умирающий на кресте. Именно этою позорною, уничиженною, страшною смертию благоволил умереть ради нашего спасения Господь и Владыка. Творец неба и земли восходит на Крест и пригвождает к этому Древу Крестному грехи всего рода человеческого и соделывает из него, из этого некогда орудия смерти, Древо миролюбезное, Древо спасительное и, по словам апостола Павла, которые мы уже сегодня вспоминали, Престол Благодати.

Престол — это то место, которым по преимуществу владеет Царь и Владыка, и вот Господь благоволил воцариться именно на этом Престоле. Раскрыв распростертые на Кресте Свои Божественные длани, Он тем самым показывает, что всех нас приемлет в Свои Божественные объятия. Мы много раз с вами говорили о том, что распятие Христа на Кресте, Его телоположение на Крестном Древе, кроме того, о чем сейчас было только что сказано, является еще и дерзновенной Сыновней молитвой к Отцу Небесному, потому что Господь с простертыми руками на Кресте обращается к Отцу Небесному и говорит о всех нас, неразумных, безумствующих, грехолюбивых и неблагодарных: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят.

Это относится не только к тем, кто беспощадно и безжалостно пригвождал Христа ко Кресту, но и ко всем нам, потому что мы пригвождали и пригвождаем вновь и вновь своими грехами, своими страстями, своими нераскаянными пороками и беззакониями нашего Господа к этому Древу. Вместе с тем Господь о нас ходатайствует, Господь о нас молится и просит о том, чтобы Отец Небесный снизошел к нам Своими милостями и щедротами и простил нам всякий грех и всякое беззаконие.

Сегодня мы уже упоминали слова евангельские о том, что каждый христианин, желающий следовать за Христом, должен взять свой жизненный Крест и нести его безропотно, более того, с благодарностью Господу через все пространство своей земной жизни, ибо, повторяю, иного пути на Небо нет, нежели Крест, который каждый из нас несет на своих плечах. Мы знаем с вами о том, что крест жизненный разнообразен, и у каждого из нас есть своя жизненная ноша.

Преподобный Амвросий Оптинский  говорит: воззри со вниманием на три Голгофских креста, на Крест Спасителя, на крест разбойника благоразумного и на крест разбойника безумного, который хулил Господа, и увидь, каким путем тебе должно войти в Царство Небесное. Крест нашего Спасителя совершенно недостижим, да пред нами и не стоит таковая задача, поскольку Господь умер за все человечество, за всех нас, всех вместе, живущих в поднебесной.

Но вот крест благоразумного разбойника, который будучи распятым на кресте рядом с Господом и который говорил своему безумствующему товарищу: по делом нашим приемлем, а это кровь неповинная проливается, помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем. Этот крест может и должен послужить всем нам примером, как войти в радость Господа своего.  

Мы все должны понимать, что все те скорби, жизненные страдания, болезни, мы приемлем по делом нашим, т.е. все это совершенно, с позволения сказать, заслуженно. Но вместе с тем, если мы будем подобно благоразумному разбойнику среди своей жизненной крестной ноши благодарить Бога за все, Им ниспосылаемое, и будем просить лишь единого, чтобы Господь помянул нас во Царствии Своем, то Господь и нам с вами скажет: истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю. Т.е. несение креста благодарным сердцем, без ропота, без хулы, без восстания и бунта на Бога дарует человеку наследие вечной жизни.

Напротив, мы видим с вами другой пример, противоположный тому, который только что был приведен, крест безумного разбойника, который тяготою своею хуления пошел в ад, в вечное страдание и в удел вечной смерти, почему так? Казалось бы, человек то же самое страдание претерпел, но мы видим с вами то, каково было расположение сердца одного разбойника и сердце другого разбойника, и поэтому когда человек во всех своих скорбях, своих невзгодах и жизненных испытаниях начинает роптать, хулить Бога, отчаиваться, злобиться, ненавидеть, вот тогда он приемлет крест безумствующего разбойника.

Это действительно очень страшная реальность, когда человек несет скорби, жизненные испытания и невзгоды и вместо того, чтобы быть увенчанным ради этой своей крестной жизненной ноши, он еще большую пагубу приемлет после своей смерти.  Так бывает со всяким, кто восстает на Бога и не приемлет того, что дает Бог каждому человеку понести в сей земной жизни.

Святитель Иоанн Златоуст замечательные слова произносит, он говорит, что Бог есть Любовь и Бог есть справедливость. Бог есть Любовь потому, что Он посылает испытания даже праведникам, так как нет ни одного человека, живущего на земле, кто бы ни согрешил, и поэтому Господь, чтобы спасти человека достойного, дает ему здесь на земле те или иные испытания и скорби, чтобы человек здесь претерпел за свои грехи. И поскольку по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Царство Небесное ничто скверное и нечистое не войдет, то переносимыми скорбями, болезнями и невзгодами здесь выгорает всякая неправда и всякая нечистота. Претерпев здесь, на земле, человек удостаивается вечной радости, вечного ликования и вечного утешения в Царствии Небесном.

Вместе с тем, Бог — справедлив, и поэтому тех людей, которые предпочитают в своей жизни грех и беззаконие, но и наверняка имеющие какие-то осколки и крохи добрых дел, ими сделанные, поэтому Господь им здесь дает и какие-то утешения, и какое-то благоденствие. Это к слову о том, когда мы спрашиваем, почему люди праведные, достойные терпят скорби на земле, а люди беззаконнующие, творящие грех и всякую неправду, снискивают благоденствие и всяческое утешение здесь на земле.

Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на этот вопрос, говорит: потому что Бог справедлив. Этим людям за те крупицы добра, которые они, быть может, делали, Господь дает все здесь, но там, на Страшном Суде Своем Он будет спрашивать их по справедливости и по той жизни, которую они творили.

Поэтому не будем роптать на свою тяжкую долю, которая, как нам кажется, выпала нам совершенно несправедливо. Мы должны все, посылаемое нам Господом, претерпевать, ведь, как известно, все познается в сравнении.

Мы очень часто ропщем на свою, как нам кажется, неудавшуюся несчастную судьбу. Но это, как правило, бывает настолько несправедливо по отношению к Господу. В дневниках святого праведного Иоанна Кронштадского есть такая замечательная запись. Батюшка говорит о том, что он однажды служил молебен в сумасшедшем доме. Мы можем только лишь представить, какое страшное моральное состояние царит в этом доме, в этой страшной психиатрической лечебнице, какая страшная атмосфера. И вот он пишет в своих записях о посещении им этого заведения. Он там совершал молебен, и, представьте себе, к нему подошел один из пациентов этой лечебницы, т.е. сумасшедший человек, но как говорит отец Иоанн, его взор был совершенно ясен, совершенно трезв и совершенно здрав.

Он подошел ко мне, — говорит батюшка, — и спросил меня, благодарил ли я когда-нибудь Бога за то, что у меня ясный ум? И священник в дневнике своем себя обличает: я даже никогда и не задумывался о том, что мы живем с трезвым, здравым, ясным умом.

 Разве мы благодарим за это Бога, разве мы благодарим, что мы крещеные, что мы православные, что мы здоровые? Да нам даже и в голову это не придет. Это же так естественно, так обыкновенно, быть здоровым. Каждый из нас начинает понимать цену здоровья, только тогда, когда мы теряем это здоровье, когда мы его лишаемся. Пока мы сильны, пока мы молоды и энергичны, мы абсолютно не обращаем на это внимание, также как не обращаем внимания, к примеру, на собственное дыхание. Только лишь тогда поймешь необходимость и важность каждого вздоха, когда тебя лишат возможности дышать, когда тебе перекроют кислород, и, начиная задыхаться, ты только тогда понимаешь, что для тебя каждый вздох значит.

А ведь мы на это даже не обращаем внимание, это так естественно. Так естественно видеть, так естественно слышать, так естественно быть здоровым и пользоваться жизнью. «Благодарили, ли вы батюшка за то, что у вас ясный ум?» — говорит ему этот болящий человек, и действительно, этот вопрос поставил в тупик священника. Поэтому за все мы должны благодарить Бога, за все, что мы имеем, за все те жизненные радости, которыми Господь нас почтил.

Но, к сожалению, в силу нашего неблагодарного существа, каковыми мы почти все являемся, мы не замечаем доброго, что есть в нашей жизни, а если какие-то невзгоды выпадают на нашу долю, мы тотчас же начинаем роптать, сетовать, унывать, отчаиваться, духом падать, мы даже на жизнь свою начинаем восставать и говорить, что не хотим жить. Сколько угодно таких примеров, когда мы говорим: мне жизнь постыла. Да ты сравни себя с теми, у кого и такой жизни как у тебя нет, и постыдись, и посрамись себя, неблагодарное существо. К сожалению, этот упрек касается каждого из нас без исключения.

Есть такие замечательные удивительные примеры в житиях святых и просто в жизни обыденных людей, которые окружают нас. Мне хотелось бы вспомнить очень известные слова преподобного старца Варсонофия, они очень известны, наверняка многие из вас их слышали. Помните, когда ученик спрашивает старца: отче, скажи, а как мы спасемся? На что получил ответ: мы спасаемся тем, что мы исполняем заповеди Божии, как можем, по крайней мере, и надеюсь, и верую, что через это будем спасены.

А вот те, которые будут после нас, они будут вполовину сохранять и соблюдать то, что мы соблюдаем, потому что у них уже не будет сил исполнять все то, что нашими отцами нам предписано.

Те же, которые будут жить в последние времена, они даже заповеди Божии не смогут исполнять, потому что сил у них уже не будет, но им Бог пошлет скорби и через безропотное перенесение скорбей, они будут выше, чем мы, исполняющие заповеди Божии и выше, чем те, которые нам заповедовали эти заповеди исполнять.

Вы слышите, о чем говорит старец, живший в пятом столетии после Рождества Христова, что наступит такое время, а может в какой-то мере, мы можем уже себя причислять к тем поколениям, о которых читаем в житиях, и у которых сил уже, наверное, нет. Но Господь, чтобы не дать нам погибнуть, посылает нам скорби, невзгоды, и жизненные испытания, чтобы нам через терпеливое перенесение их удостоиться вечной жизни и Царствия Небесного.

Был такой Оптинский монах, его звали Карп, он был слепым. Он ослеп в детстве. Когда его хотели привести в Москву и какому-то врачу показать, он наотрез отказался ехать в Москву и сказал: зачем мне видеть, и что я буду видеть? Я буду видеть грех и беззаконие, я потеряю то, что я сейчас имею, потому что сейчас я имею Бога в своем сердце, я его незримыми очами вижу, и мир в моем сердце.

Или другой Оптинский подвижник иеродиакон Мефодий, который был парализован и всю свою жизнь лежал парализованным, скорченным. К нему приходили многие, хотя бы просто увидеть и поприветствовать его, потому что видели в этом глубокое для себя назидание. Причем, заметьте, он не был священником, чтобы исповедовать, давать духовные советы, он был иеродиаконом, тем более калекой, он лежал на своем болезненным одре, и когда к нему приходили люди, единственное, что он говорил: Господи, помилуй; и всем улыбался, и для всех это был пример. Когда к нему приходили со своими скорбями, они видели что, вот человек, который находится в более тяжком состоянии, чем они со своими скорбями, но он не ропщет, не унывает, не отчаивается, за все Бога благодарит и всем улыбается и радуется жизни.

Вот это был действительно замечательный пример для многих и многих. Поэтому, дорогие братья и сестры, когда мы начинаем скорбеть о тех невзгодах, которые выпали на нашу с вами долю, то устыдимся и посрамимся самих себя, видя рядом находящихся людей, которые еще в более тяжких жизненных обстоятельствах находятся, но вместе с тем находят в своем сердце великодушие не только не роптать, не только не падать духом, но за все Бога благодарить.

Вот это и есть подлинное крестоношение, которое увенчивается Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом жизнью вечною и Царствием Небесным.

Аминь.