Слово протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 5-ю Великого поста

Эта святая угодница Божия неслучайно выбирается Церковью для назидания всем нам, ее пример позволяет нам увидеть себя самих такими, какими мы по сути своей являемся по тем беззакониям и грехам, которые свойственны, к сожалению, без исключения каждому из нас. Вместе с тем мы видим сколь велики судьбы и пути Божии, которые обращены ко спасению всякого человека, ибо Бог, по слову пророка Иезекииля, не хочет смерти грешника, но желает, чтобы все покаялись и в разум истины пришли.

На примере празднуемой ныне святой угодницы Божией преподобной Марии Египетской мы видим с вами этот удивительный, на все века вошедший в недра Церкви Христовой пример для назидания всех чающих Христова утешения. Стоило бы наверняка вновь обратиться к этому чудному жизнеописанию сей подвижницы благочестия, поскольку, думаю, и не только мое глубокое убеждение, но и присутствующих здесь мнение совершенно согласно с тем, что сейчас здесь прозвучит.

Вряд ли найдется хоть одно равнодушное и безразличное сердце человеческое, соприкасающееся с жизнеописанием этой великой угодницы Божией. Мы видим с вами то, как она, будучи еще совершенно ребенком, отроковицей двенадцати лет от роду бросила родительский дом и бежала в столичный город Александрию. Для того, чтобы нам было понятно, каковым был столичный град Александрия того времени, мы можем для сравнения применить более узнаваемые географические наименования, ведь очень многое, не только верующим, а вообще человеку, скажут названия Содома и Гоморры, или Вавилона того времени, когда этот некогда царственный град был на слуху у всех людей. Так вот в нравственном измерении Александрия мало чем отличалась от Содома и Гоморры, истребленные правосудием Божиим с лица земли, поскольку грехи и беззакония жителей этих городов вопияли к небу.

Именно в этот город, Александрию, эта маленькая девочка бежала из родительского дома.

Что двигало этим неразумным, еще ничего не понимающим детским сердцем?  Прежде всего жажда к свободе, или к так называемой свободе. Одним словом, она вскорости лишилась чистоты и невинности и, как сама потом об этом свидетельствовала, в течение семнадцати лет творила грех, самый разнузданный грязный и отвратительный. Грех ради самого греха она избрала смыслом  своего человеческого существования, и Бог весть, сколько бы длилось это поистине скотоподобное существование этой несчастной отроковицы, неразумной, легкомысленной, глупой, ставшей вполне самоуверенной женщиной. Она видела в грехе смысл своей жизни, причем в грехе самом постыдном и мерзком.

Мы не могли с вами равнодушно внимать тому, как она некогда услышала, что люди, стремящиеся на пристань, спешили совершить паломничество во Святой град Иерусалим, чтобы совершить поклонение Животворящему Древу Крестному. Она же, увлекшись этой новой идеей и новым приключением, тоже вознамерилась вместе с ними плыть в Иерусалим, но отнюдь не ради каких-то благочестивых и богобоязненных намерений, а ради того, чтобы снискать еще больше знакомств для своего постыдного и срамного греха.

Она сама о себе свидетельствовала и говорила, что ужасается, как во время этого плавания, море не поглотило ее вместе с кораблем, ибо, скольких душ, как она говорила сама, она уловила в сети и тенета греха и беззакония. И вместе с тем, она благополучно со своими спутешественниками добралась до цели этого паломничества.

В то утро многие жители Иерусалима, этого старого древнего города наполнившись огромным неисчислимым количеством богомольцев, увидели эту уверенную в себе женщину, красивую, броско и ярко одетую, которая невольно обращала на себя взоры всякого, кто видел ее. Она громко смеялась, она нагло вела себя, так что благочестивые паломники и те невольно озирались, взирая на эту наглую и самоуверенную женщину, которая тоже шла по направлению к иерусалимскому храму Воскресения Христова и тоже наверняка имела намерение склонить свои колени пред Миролюбезным Древом Крестным.

У пророка Соломона есть в Священном Писании замечательные слова, он говорит, что очень легко понять внутреннее содержание женщины по тому, как она себя ведет, как она глаза поднимает, как она разговаривает, как она смеется. Так вот та, которую сегодня Церковь празднует, как бы это парадоксально сейчас не прозвучало, вела себя в крайней степени нагло, безнравственно, дерзко. Эта падшая женщина попыталась войти в двери храма, и ее попытка это сделать, как мы с вами помним, ничем для нее не увенчалась, поскольку на пороге храма, в то время как все прочие беспрепятственно входили в него, она вдруг ощутила некую незримую, невидимую стену между собою и этим святилищем. Она объяснила для себя это тем, что толпа людей оттеснила ее от возможности войти в храм, и она предприняла еще одну попытку войти внутрь, и та же невидимая, но совершенно очевидная преграда вновь выросла между нею и храмом Божиим. И третья, и четвертая попытки тем же самым завершились. О некое невидимое средостение она вновь и вновь натыкалась, и оно препятствовало ей войти в храм Божий.

И тогда, отступив в сторону, она задумалась о том, что по сути своей мешает ей войти в храм Божий. Поняла она в глубинах своего сердца, что прежде всего грех, который ничего общего не имеет и иметь не может с правдой Божией, именно он является тою незримою, но вполне осязаемой и ощутимой стеной, которая не позволяет ей войти в святилище Божие. И будто некая молния пронзила ее сердце, некогда нечистое, злобное, исполненное всякой нечистоты и всякого греха и беззакония. И эта прежняя грешница поняла, насколько она далека от того, чтобы даже в храм Божий войти вместе с прочими людьми.

Я не думаю, что люди, переступавшие порог храма, все они были гораздо лучше ее, и что она была самой недостойной из всех, чтобы быть в храме Божием. Я думаю, что она была не единственной и самой худшей из всех человеков, по крайней мере из тех, кто вместе с нею плыл на корабле и творил общий с ней грех и беззаконие. Даже подумать страшно, люди совершают паломничество для поклонения Честному Кресту Господню и вместе с тем творят блуд, всякую мерзость и нечистоту, а потом без зазрения совести входят в храм Божий. В нравственном смысле, я не думаю, что поступки ее спутников были лучше, чем поступки ее самой.

Но Господь узрел в этой, казалось бы, окаянной грешнице возможность того, что даже и в этом, выжженном грехом сердце человеческом, может быть хоть какая-то капля, крупица того доброго, которое способно откликнуться на зов Божий, обращенный к каждому человеку. И действительно, Промысл Божий коснулся крупицы сердца этой падшей женщины, и она восстала из праха греха, и для нас с вами является примером и образцом того, как должно человеку приносить покаяние Господу.

Мы знаем с вами, что оплакав свой грех, дав обеты Пресвятой Владычице Святой Богоотроковице Марии и Ее избрав своей Поручительницею, она исповедовалась в храме святого Иоанна Крестителя близ брега Иорданского, перешла эту реку и в течение почти что полувека, полстолетия находилась в безлюдной, безжизненной Иорданской пустыне, где подвигами благочестия, воздержания, собственного изнурения и горячей молитвы к Богу она принесла такие дивные плоды своего покаяния, что тот, который всю свою жизнь провел в монастырской обители, увидев ее, был потрясен, какими путями и судьбами Бог спасает человека, стремящегося к Нему.

Этот пример является для стольких поколений христиан незыблемым, ярким и убедительным, что вновь и вновь, переживая память этой святой угодницы Божией, мы не можем не поставить себя на суд своей собственной совести рядом с нею. С тою, которая была, казалось бы, для всего человеческого общества человеком падшим, человеком совершенно не способным ни к какому доброделанию. Однако же, принеся Богу покаяние и, самое главное, плоды этого покаяния, она теперь является примером для всех нас, для всего человечества в течение уже полутора тысяч лет. И мы сегодня, прославляя и празднуя ее святую память, видим как человеку, какая бы не была его жизнь до обращения ко Христу, должно знать и твердо веровать, что не существует такого греха, которого бы Бог человеку не простил. Греха, которого Господь бы не покрыл Своим неизреченным человеколюбием и милосердием.

Мы видим с вами удивительный пример того, что никогда и не при каких обстоятельствах человек не должен отчаиваться. Мы с вами часто вспоминаем слова святителя Иоанна Златоустого, который говорит нам о том, что диавол не столько радуется нашим грехам, сколько он радуется отчаянию, в которое приходит человек, потому что для диавола, врага нашего спасения, самое главное — лишить человека упования на Бога и на Его бесприкладное человеколюбие и милосердие.

Посему он пытается навязать нам сначала, когда мы стоим на пороге своего намерения и делаем выбор, согрешить или не сделать какого-либо постыдного поступка, то лукавый нам шепчет в ухо и говорит: не переживай, Бог милосердный, твори, все так делают, все так живут, ничего страшного, потом пойдешь и покаешься, и многие идут именно по пути этого легкомыслия и заблуждения. Человек очень бездумно творит тот или иной гнилостный, мерзкий поступок в своей жизни, но после этого лукавый поворачивается совершенно иной своей изнанкой и говорит: как ты после всего, тобою сделанного, пойдешь исповедоваться, ты сам подумай. Он начинает внушать человеку ложный стыд, ложный страх: как у тебя, дескать, вообще язык повернется об этом говорить, тем более священнику, он же ведь такой же человек как ты, что он о тебе подумает, какое он мнение о тебе извлечет, если ты будешь говорить ему подробности своего мерзкого поступка.

Т.е. сначала диавол показывает Бога перед совершением греха милосердным и человеколюбивым, а потом после совершения проступка, он показывает Бога неумолимым судьею, грозным, более того, говорящим согрешившему человеку, что тебе отныне нет прощения, нет тебе никакого снисхождения, сам выпутывайся из того, что сделал. Какой лукавый товарищ — диавол, если мы его избираем своим другом и советником в нашей жизни. Поэтому святитель Иоанн Златоуст и говорит, что самое главное для лукавого, чтобы человека ввести в отчаяние, в осознание того, что Бог неумолим в Своей справедливости, и поэтому нам прощения нет. А коли нет нам прощения, человек бросается во вся тяжкая и говорит: ну коли так, уж буду жить как жил, все равно уже толку нет, молись не молись, кайся не кайся, проку от этого нет. Это ложь и клевета на Бога, и горе нам, если мы начинаем верить этой диавольской лжи и этим диавольским измышлениям.

Сегодняшний пример святой угодницы Божией преподобной Марии Египетской говорит нам о том, что диавол был и остается, и будет клеветником и лжецом, и что нет такого греха, который бы Бог не простил, если человек в этом грехе кается и, осознав его, приносит его Богу и говорит Ему вместе с Псалмопевцем: грех мой предо мной есть выну, т.е. грех мой в глазах моих, Господи, непрестанно; понимаю, осознаю, ведаю, что без Тебя ничего не могу сделать доброго, посему, Господи, уповая на Твое доброе величие и милосердие, каюсь и прошу у Тебя прощения, — как это делала преподобная Мария Египетская.

Преподобные Оптинские старцы, причем многие из них, будь то преподобный Амвросий Оптинский или Варсонофий Оптинский, или Лев Оптинский, говорили согласно и единомысленно, что если человек приобрел целомудрие, то он приобрел все.

Краеугольный камень — чистота сердца, которая позволяет человеку сохранять Бога пред своим лицом всегда, в своей памяти, потому что по неложному глаголу Божию, который мы слышим за каждой Божественной Литургией, «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Целомудрие — какое удивительное слово, оно совершенно вышло из употребления, особенно в мире внешнем. Если в Церкви мы еще говорим об этом качестве и об этой добродетели, то находящиеся извне смеются, иронизируют над этим словом. Хотя, по сути говоря, это составляет фундамент всей христианской жизни, без целомудрия невозможно приблизиться к Богу. Целомудрие — это целостная мудрость, не разбитая, не расколотая, не рассеянная, цельность, которая должна быть свойственна каждому человеку, и каждый из нас должен навыкать и преусердствовать, прежде всего, в достижении именно этой цельности и целомудрия в своем сердце. Это касается каждого человека, каждого из нас без исключения, потому что если наше сердце не целомудренно, если мы с вами позволяем себе смотреть на какие-то совершенно мерзкие, гадкие, подлые, ничтожные вещи, то через это мы оскверняем свое сердце и через это мы нарушаем и разбиваем целостность своего человеческого существа.

Сейчас очень сложно сохранять эту цельность в своем сердце, тяжело сохранять каждому человеку, независимо от его возраста, от его положения, именно целомудрие. Такое ощущение складывается, что весь мир восстал против чистоты, к которой Бог призывает каждого из нас. Человек включает телевизор, и что он там обнаруживает? Люди пользуются интернетом, и что им навязывается этим средством информации? А порой человек, уже настолько теряет границы даже элементарного собственного приличия и уважения к самому себе, что сам начинает выискивать какие-то мерзости и гадости, и как в какую-то болотную, срамную жижу он погружает всего себя без остатка в это зловоние, в эту скверну. О каком целомудрии здесь может идти речь? При этом человек может позиционировать и называть себя православным человеком, он даже может иногда в храм ходить, свечи ставить, даже в грехах своих иногда каяться, но при этом живет в такой грязи, в таком сраме, о котором апостол Павел говорит, что о котором даже и стыдно говорить христианину.

Мы видим с вами решимость покаяния преподобной Марии Египетской, мы видим с вами что она, как она сама о себе говорила, была сосудом самого диавола, ибо была вместилищем совершенно невозможных пороков, беззаконий, грехов, но как Бог, простив ей согрешения ее через ее покаяние и осознание своего крайнего недостоинства, даровал ей способность противостоять греху, причем не безболезненно. В том же самом житии мы слышали, что когда ее посещали помыслы всевозможные, блудные, хульные, нечистые, скверные, грязные, что она делала, когда все эти помыслы вопили к ней и говорили: беги из этой пустыни, беги и возвращайся к прежней, благополучной, вольготной жизни? Она повергалась наземь и рыдала, прося помощи и заступления своей небесной Поручительницы Пресвятой Богородицы, и вот тогда темные тучи отходили от нее, и эта мгла рассеивалась, и вновь в ее сердце воцарялся мир Христов.

Христианин должен бороться с грехом, всегда и во всем. Неслучайно святые Отцы говорили и говорят нам: умри, но не согреши, отдай кровь, но прими дух. С таким настроением мы должны относиться ко всем тем соблазнам, которые окружают нас и которые пытаются нас поработить себе, сковать нас кандалами и узами, и через это невольничество лишить нас даже самой надежды на спасение. Если бы мы не видели таких примеров, которые Церковь нам, как любящая матерь, показывает и дарствует, то мы могли бы сказать, что это невозможно и в наше время это немыслимо, никто так не живет, никто не живет целомудренно, чисто, порядочно. Но это ложь и самообман. И когда мы в себе пестуем этот обман, то тогда мы сами становимся обманщиками и клеветниками на Бога.

Поэтому, дорогие братья и сестры, видя эти дивные примеры, которые нам Церковь являет прещедро, особенно в эти святые благословенные великопостные дни, примем их к своему сердцу, к своей душе, к своему сознанию и потщимся хоть от чего-то грязного, скверного, недоброго, что вырастает между нами и Богом препятствием непреодолимым, избавиться, отказаться, а через это удостоиться той радости, которую обрела святая преподобная Мария Египетская.

Потщимся, чтобы двери небесного храма, к которому все мы стремимся и который Бог в удел вечной радости даровал всякому верующему в Него, не закрылись пред нами тогда, когда мы будем проходить этот небесный порог.

Чтобы мы, ужаснувшись, осознали, что наша прежняя жизнь, наши грехи и беззакония являются препятствием, мешающим нам войти в радость Господа нашего.

Пока Господь дает нам жизнь, дает нам время для покаяния, дает нам столь дивные, умилительные богослужения, которыми пронизана и наполнена атмосфера Церкви Христовой, потщимся всему этому поусердствовать, принести Богу сердечное покаяние и, Богу содействующу, плоды этого покаяния и удостоиться небесной радости, которую Бог уготовил всем любящим Его. Аминь.

17.04.2016