Слово протоиерея Георгия Гуторова в Неделю о Страшном суде

Мы с вами живем ожиданием этого грядущего на человечество события, об этом мы с вами говорим, знаем, читаем в Священных книгах. Но насколько таинственен этот страшный момент в истории мироздания, завершающий собой человеческую историю. Его дата только лишь единому Богу ведома, но она является не какой-то статичной, окончательно Богом объявленной датой, а является событием в определенном смысле подвижным, и подвижность несомненного Страшного суда Божия зависит, как мы все понимаем, от самого человека. Не от Бога, определившего ту или иную веху в истории рода человеческого, тем более в заключительной фазе этой истории, а от человека, поскольку покаяние наше, исправление наше является тем критерием, который приближает или удаляет от нас это несомненное событие, Страшный суд Божий.

Как один священник очень остроумно сказал, что повестка на суд нам с вами уже выдана, только дата суда еще неизвестна, но каждый из нас уже вызван на этот суд.

Мы знаем с вами, что это произойдет частным образом тогда, когда смерть касается каждого человека в свое, ему назначенное время, и для человека уже наступает страшный суд Божий, потому что он предстает этому судилищу, нелицеприятному, неподкупному страшному суду, страшному еще и от того, что невозможно будет ни уговорить, ни задобрить, ни каким бы то ни было образом вывернуться, как это бывает иногда в человеческих взаимоотношениях и даже в человеческом судилище, когда те или иные знакомства, средства, возможности могут изменить несомненную, казалось бы, участь человека на суде.

На том же суде ничего подобного не будет, все мы с вами, представ пред Страшное судилище Божие, будем прекрасно понимать и осознавать, что каждого из нас будет за что осудить, и несмотря на свойственное нам самооправдание мы прекрасно будем понимать, что с каждого из нас есть что спросить Господу.

Что же делать и каким образом избавиться вечного осуждения и вечной погибели? Сегодняшнее евангельское повествование нам очень красочно об этом благовествует. Сегодня мы слышали слова, которыми Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, незадолго до Своих крестных страданий обращается к ученикам и апостолам, Он говорит о том, что когда Сын человеческий придет в мир судить его, то Он подобно пастырю отделит праведников от грешников. Как пастух отделяет стадо овец от козлищ, также и Господь и Спаситель разделит человечество на две совершенно неравные количеством категории праведных и грешников, и тем, кто будет стоять по правую сторону от Господа, Он скажет эти дивные и благоуветливые словеса: Приидите ко Мне, благословенные, и наследуйте Царствие Небесное, уготованное вам прежде создания мира, ибо Я жаждал, и вы напоили Меня, Я был голоден, и вы накормили Меня, Я был наг, и вы одели Меня, Я был болен или в темнице, и вы посетили Меня. И те, к которым будет обращен этот божественный зов, это божественное приглашение они, недоумевая, спросят Господа: Господи! когда Ты к нам приходил, и мы Тебе все это дали? А Он им скажет: вы, сделавшие это ближним вашим, вы Мне это сделали. А тем, кто ошуюю, т.е. по левую руку стоящим, Он скажет: Уйдите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо Я жаждал, вы не напоили Меня, Я был голоден, вы не накормили меня, Я был наг, вы не одели Меня, Я был болен и в темнице, вы не посетили Меня. И те тоже воскликнут в недоумении: когда, Господи, Ты к нам приходил и всего этого просил, и мы Тебе этого не дали? И Он в свою очередь и им скажет: вы, не сделавшие ближним своим этого, вы Мне этого не сделали.

Поражает в этом евангельском повествовании, безусловно, многое, но мне хотелось бы обратить ваше внимание на качество, которое, быть может, мы не тотчас же обнаруживаем в этом евангельском отрывке, а именно искренность, заметьте, искренность и с той и с другой стороны. И те не могут в толк взять и понять, когда же они Господа приветили  в своей жизни и то, в чем Он нуждался, они ему подали. Они не понимают, когда это было, для них было настолько естественно творить добро, что они даже не знают, за что их награждают. Какая удивительная непосредственность и искренность! И в этом смысле мы должны учиться тому, как должно делать добро. Ведь мы, бесспорно, стараемся делать добро, мы стараемся подавать милостыню, но очень часто это бывает вынужденно, в том смысле, что мы понимаем, что есть заповедь, и что Бог с нас спросит, три шкуры с нас снимет, если мы не будем милостивыми и сострадательными.

Мы проходим мимо бомжа, и вот все наше существо брезгливо от него отворачивается, но мы тут же вспоминаем, а Господь скажет тебе: лукавый и ленивый раб! уйди от Меня, ибо ты не подал Мне. Вот в лице этого бомжа Христос сидит, и мы, конечно же, скрипя сердцем, начинаем считать свою мелочь, какие-то копейки, чтобы все-таки выполнить заповедь Божию, подать ему, но делаем это не по любви, а по некоему, пускай даже духовному, но расчету и духовной корысти, чтобы нас Бог не осудил. К сожалению, нам всем это очень знакомо, мы боимся суда Божия, мы боимся наказания и потому вынуждены не пренебречь этим несчастным существом. А Господь другого ждет от нас, Он другого от нас требует, того, чтобы мы по любви это делали, и вот тогда, если мы будем это делать по любви, вот тогда действительно Господь нам скажет: войди и ты в радость Господа своего.

Искренность мы видим также и с другой стороны, потому что те, которые были осуждены, были отринуты Христом, они тоже, недоумевая, говорят Господу: когда Ты Господи, к нам приходил, когда Ты всего этого просил у нас? Мы не помним, чтобы в нашей жизни Ты являлся нам, неужели Господи, если бы Ты явился во славе Своего Божественного величия и попросил бы у нас денег, мы бы Тебе не дали их, конечно же, дали бы. Но Господь говорит им, что если вы не сделали этого ближним вашим, то вы Мне этого не сделали. Какая удивительная тождественность Христа Спасителя, Творца неба и земли, который благоволит являться нам в лице нищих, убогих, калек, тех, кто нуждается в нашей помощи.

Нам всем, свойственно, к сожалению, судить таких людей, которые с протянутой рукой  к нам обращаются, и мы говорим: откуда нам знать какая жизнь довела их до такого состояния? они пьяницы, они распутники, и прочее и прочее. Наверное, по- человечески это в какой-то степени справедливо, но, тем не менее, читая святителя Иоанна Златоуста, приходишь в ужас от того, что он говорит нам всем, и священникам и мирянам. Он говорит о том, что даже если ты видишь и находишь полную правду того, что человек не заслуживает, чтобы ему подавали, ты все равно обязан ему подавать. Почему? Да потому что даже то, до какого состояния он опустился, уже требует от тебя сожаления. Это очень трудный вопрос, это очень сложная тема для разговора, мы можем найти тысячу контраргументов и возражений против того, о чем сегодня идет речь в Евангелии, но если об этом Сам Христос и Господь нам  говорит, то это совершенно уже не требует никакого спора, никакого возражения, потому что Слово Божие неложно, оно нам в сердце обращено с тем, чтобы мы с вами творили дела сострадания и милосердия. Ибо если мы их не будем делать, то Господь и к нам, не дай Бог этого никому из живущих в поднебесной, обратит эти страшные, грозные, неумолимые глаголы: уйди от Меня, проклятый, не знаю тебя! будь вместе с тем, кто творил беззаконие и всяческое зло.

Как-то однажды к преподобному Амвросию Оптинскому подошла одна женщина и сокрушалась и скорбела, говоря: батюшка, у меня нет любви к ближнему.

Мы, к сожалению, говорим на исповеди о другом. Очень часто мы приходим на исповедь и говорим не о самом страшном, что есть в нас, а это, наверное, самое страшное, если в нас нет настоящей любви к ближним нашим и к Богу. Мы начинаем на исповеди говорить какие-то глупости, например, у меня сердце больное, я поститься не могу и т.д.. Конечно, у каждого своя мера, способности и возможности, но когда мы с вами воспринимаем исповедь как просто беседу по душам со священником, мы бесконечно далеки от того, чем является покаяние. Так вот эта женщина, в отличие от многих из нас, которые не умеют и порой не хотят научиться каяться, она говорила о самом главном, о самой страшной беде в своей жизни: батюшка, я людей не люблю, я ближних не могу любить по-евангельски, по-христиански. И чудесный батюшка Амвросий сказал ей: если ты не умеешь любить людей, то хотя бы научись делать дела любви, сострадай им, подавай им милостыню, благотвори им и мало-помалу и чувство к тебе придет, если ты будешь стараться благотворить. Какой удивительный мудрый совет.

Помните замечательный общеизвестный пример про Петра Хлебодара, был такой подвижник благочестия, но подвижником он стал гораздо позже, а поначалу он был человеком достаточно состоятельным, богатым, можно сказать, и очень жестокосердным и немилостивым. Однажды с ним такой случай произошел, он занимался тем, что хлебом торговал, потому и был назван Церковью в последующем Хлебодаром, но поначалу он торговал, а не даровал хлеб, и вот какой-то нищий подошел к нему и просил у него милостыни, умолял подать ему кусок хлеба. Петр же в такую ярость пришел невероятную, что разве что не побил этого несчастного от раздражения и злобы на него, а тот все-таки не отходил от него. Он его злословил, всячески сквернословил и поносил, прогонял прочь, а нищий (как говорится, голод не тетка) отойдет на шаг назад, а потом опять приступает и просит милостыню. Тогда Петр хотел камень в него бросить, но камня под рукой не оказалось, и он булкой хлеба швырнул в него так, как бы, если бы это был камень, а тот с благодарностью принял эту  милостыню и ушел от него.

А через некоторое время Петр заболел смертельной болезнью и уже находился на грани жизни и смерти, и вдруг видит страшную картину, которая ему открылась: он видит суд Божий, видит грозного Судию, восседающего на престоле, и видит ангелов, которые взвешивают, измеряют его добродетели и его беззакония. Беззаконий столько было, что по ним одним возможно было ему снизойти в геенну огненную, но ангелом-хранителем на противоположную чашу весов была положена та самая булка хлеба, которая была брошена в качестве камня в назойливого нищего, и, представьте себе, эта булка хлеба перетянула и перевесила все прочие его беззакония и грехи, которые у него были. Это необыкновенное откровение его так поразило, что он, придя в себя, стал совершенно иным человеком. Он стал из человека жестокосердного милосердным и сострадательным и всякому, кто приходил к нему не то, чтобы продавал, а даром раздавал свои хлебы, и считал, что это крайне недостаточно, чтобы угодить Богу во искупление своих прежних грехов, своего прежнего жестокосердия. Посчитав это крайне недостаточным, он себя, представьте только, продал в рабство, чтобы ради Христа послужить ближним своим.

Или помните еще подобный пример, можно сказать, современный тому, который был приведен, речь идет о галльском святом, святом Мартине Милостивом, Турском. Он был некогда римским воином и был некрещеным человеком, язычником, хотя он уже слышал проповедь о Христе, и она была ему очень близка и дорога, но как-то с крещением он еще медлил. И вот однажды в зимнюю стужу он увидел нищего, который подошел к нему и просил подаяния. Был мороз, было очень холодно, а этот нищий был в каких-то тряпках драных, и Мартин, не имея ничего, поскольку он был обыкновенным рядовым солдатом, спешился со своей лошади и рассек мечом единственное, что у него было — плащ солдатский, и половину этого плаща он отдал этому нищему. Ночью он видит удивительное видение во сне: он видит Христа Спасителя в неизреченной, небесной, божественной, блистательной славе, облеченного в эту половину грубого солдатского плаща, а ангелы Ему говорят: зачем Ты, Господи, в это тряпье оделся? А Господь отвечает: да потому что это Мартин Меня одел в этот плащ, ему самому не чем было согреться, но половину имевшегося плаща он отдал Мне. Это поразило этого человека и конечно, как вы прекрасно понимаете, в дальнейшем это определило путь всей его жизни, и потому-то Церковь знает его под именем Милостивого.

Вот эта сострадательность, это удивительное чувство жалости к людям, которые нуждаются в помощи, оно должно быть свойственно каждому человеку, а уж тем более христианину, если мы дерзаем называть себя последователем нашего Господа, ибо Он милосерд и сострадателен паче всякого. Он и нам являет пример и образец того, каковыми быть должно. Мало того, в сегодняшнем евангельском повествовании Господь говорит нам о том, что именно эти качества – сострадание, милосердие, жертвенность, и являются главным условием для того, чтобы Бог и наши грехи простил и нас помиловал. Он Сам говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Мы с вами творим множество всевозможных грехов и беззаконий, им же и числа несть, но есть удивительная возможность, которую Господь по Своему неисповедимому Божественному смотрению даровал всем нам, и каждый из нас имеет таковую возможность — быть сострадательным и милосердным. Для этого необходимо не богатство, не множество имений, а прежде всего доброе, сердобольное сердце, которое способно откликаться на человеческую нужду.

Если мы говорим о том, что мне нечего подать, мне не из чего творить милостыню, то давайте устыдимся той самой вдовицы, бедной, нищей, которую вознес Христос Своею похвалою, которая всего лишь два жалких гроша бросила в сокровищницу церковную, а Господь, взирая на нее, сказал, что эта бедная вдовица положила больше, чем все те, кто до нее сюда вкладывал свои щедрые и богатые пожертвования. Среди этих людей были и богатые, и весьма имущие люди, которые от преизбытка своего щедро жертвовали, но Христос превознес жертву этих двух лепт, которые положила в церковную сокровищницу бедная и нищая вдовица. Т.е. не количество поданного, а прежде всего благорасположение нашего сердца дарствует человеку благоволение Божие.

Поэтому, дорогие братья и сестры, слыша сегодняшнее евангельское повествование, а Господь премудро нас еще терпит Своим долготерпением и милосердием и дарует нам еще вновь и вновь слышать обращенные вглубь нашего сердца эти удивительные евангельские слова, чтобы мы, внемля им, исправляли себя, меняли себя в то оставшееся нам время нашей жизни, потому что лишь Богу ведомо, сколько еще каждому из нас осталось жить здесь, в поднебесной, до своего частного Страшного суда пред Богом, а всем нам до второго пришествия нашего Господа.

Потщимся это время провести не втуне, не даром, а прежде всего, в приобретении этой величайшей, поистине Христоподражательной добродетели милосердия и сострадания, тогда и к нам Господь, когда мы с вами доживем до этих страшных воспоминаемых Церковью ныне событий, обратит Свой Божественный, преисполненный любовью зов: Приидите, благословенные, и будьте наследниками Царствия Небесного, которое Я уготовил вам прежде создания мира. Аминь.