Слово протоиерея Георгия Гуторова в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Мы видим с вами удивительное событие, иконографически отображенное на иконе этого праздника. Мы знаем с вами из Предания о том, что Матерь Божия, будущая Пресвятая Богородица, будучи обручницей претрудного старца Иосифа, находилась в богомыслии и в молитвенном пребывании в Назаретской горнице, куда была отведена старцем Иосифом уже после того, как вышла из стен Иерусалимского храма, где пребывала в глубоком размышлении о тайнах Божиих. Предание нам свидетельствует о том, что в самый момент Благовещения Она читала те самые удивительные, необыкновенные, пронизанные таинственным смыслом, пророческие слова пророка Исаии, говорящие: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил; т.е. слова пророчества, благовествующего из глубины веков о воплощении Спасителя мира.

Мы с вами много раз вспоминали эти слова в связи с теми или иными событиями празднуемыми Церковью, но удивительное обстоятельство, лишь единственный раз, а именно сегодня, мы видим с вами не недоумение поврежденного грехом человеческого разума, по поводу того, как могло это произойти. Разве возможно было бы Деве принять во чрево и Деве родить? — это немыслимо,  это выходит за границы и рамки человеческого понимания, и об этот камень преткновения спотыкались многие, не могущие понять и постичь этой величайшей тайны. Это привело впоследствии к тому, что иудейские раввины, как не могущие принять и понять этого слова, они его просто вычеркнули и заменили обыкновенным словосочетанием «молодая женщина». Но что же удивительного в том, что молодая женщина приняла во чреве и родила? Ничего абсолютно удивительного и заслуживающего никакого ровным счетом пророческого вмешательства. В этом-то и чудо, что «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил».

Заметьте, все спотыкаются об эти слова богоглаголивого Исаии, и лишь одна Пресвятая Владычица Богородица, Богоотроковица Мария, абсолютно не замечает  человеческого, суетного, многогреховного разумения этих слов. Она думает о другом, Она размышляет о том, сколь велика будет Та Дева, которая удостоится радости родить Спасителя мира. Как желалось бы Мне, — размышляла Она в Себе, — быть хотя бы последней из служанок у этой прекрасной Девы, чтобы послужить Ей или хотя бы издали на Нее взирать.

И в этот момент происходит событие, которое является главизной нашего с вами спасения. В этот самый момент с круга небесного нисходит некий дивный небожитель, который приводит в недоумение Пречистую Деву. Но надо сказать, что Она не испугалась этого откровения и видения, потому что Священное Предание повествует нам о том, что этот небожитель посещал Пречистую Деву тогда еще, когда Она была в Иерусалимском храме, т.е. он Ей был знаком. Другое поразило Ее. Ее привело в недоумение то благовестие, то приветствие, с которым он обратился к Ней, восклицая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего. Как же могла не смутиться эта дивная Дева столь странному и необыкновенному небесному приветствию, Она в недоумении ответствует дивному небесному посланнику, назвавшемуся Архангелом Гавриилом, о том, что как может вообще это быть, если Она мужа не знает? О каком плоде чрева идет речь? Но вместе с тем тот, настаивая на правде Божией, которую он Ей благовествует, архангел говорит о том, что не изнеможет у Бога всякий глагол, ибо Она обрела благодать у Бога, и говорит Ей утвердительные глаголы: Сила Вышняго найдет на Тя и осенит Тя.

Эти слова, которые благовествовал святой Архангел Божий Гавриил Пресвятой Богоотроковице, вошли вглубь Ее сердца, и Она, как смиреннейшая, ответствовала Ему на эти странные, недоуменные и, более того, страшные небесные глаголы только лишь со скромностью и смирением: се раба Господня, будет Мне по глаголу твоему.

Святые Отцы, в частности, святитель Иоанн Златоуст, размышляющий о тайне Боговоплощения, о тайне Благовещения, говорит, что самое Благовещение произошло именно благодаря этим словам: Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Святитель Григорий Палама, память которого мы так недавно с вами почитали и праздновали, размышляя о том же предмете говорит, что Благовещение не способно было бы произойти и совершиться, если бы Пресвятая Богородица не произнесла бы этих слов.

Мы знаем с вами, что спасение рода человеческого заключается во всеблагом, всеспасительном, всесовершенном Промысле Божием, который Господь являет через намерение принять естество человеческое и стать человеком, дабы на Кресте пригвоздить Своею плотию грехи всеродного Адама. С другой же стороны, необходимо и свободное изъявление того, через кого должно осуществиться это величайшее событие, т.е. Той, Которая избрана быть Материю Божиею. Поэтому с одной стороны, мы видим с вами творческую всемогущую Божественную десницу, которая направлена во искупление всего рода человеческого, с другой же стороны, мы видим с вами покорность, смирение, доверие и готовность Той, Которая способна принять эту величайшую и неизреченную тайну, превосходящую разум не то, чтобы человеческий, а даже разум ангельский. Поэтому эти слова, братья и сестры, являются ключевыми и основополагающими в искупительном деле нашего спасения, и именно эти слова произносит Пресвятая Богоотроковица Мария, внемля благовестию Архангела Божьего Гавриила.

Святитель Димитрий Ростовский, тоже размышляя по поводу этой-же удивительной тайны Боговоплощения и Благовещения Пресвятой Богородицы Архангелом Божиим Гавриилом, как бы задается вопросом и сам пытается на этот вопрос ответить. Он говорит: почему же Бог так долго медлил с исполнением Своего обетования, с пришествием Своим, ведь еще согрешившим прародителям было сказано, что семя жены сотрет главу змия. Почему же так долго, а именно более пяти тысячелетий, человечество томилось в ожидании Той, Которая станет достойным вместилищем Того, Кого небеса вместить не способны? Сам же отвечает на поставленный им же вопрос: потому, что не было Той единственной, Которая была достойна вместить в Себя предвечное Слово Божие.

Мы с вами всегда вспоминаем в день Благовещения события той ветхозаветной истории, которые произошли вскорости после грехопадения. Когда согрешившие прародители были отторгнуты и отчуждены от Рая сладости и от живого общения с Богом, то Ева понесла во чреве и родила сына, которому нарекла имя Каин в переводе означающее «приобрела я человека от Бога», она буквально воспринимала пророчество, еще так недавно Богом данное, о том, что семя жены, а она именно свое семя имела в виду, сотрет главу змия и разрушит оковы греха, в который они впали.

Нам известно, как поспешно и как опрометчиво было чаяние нашей согрешившей прародительницы, поскольку мы знаем, кем послужил в руках человекоубийцы искони диавола тот, кого она назвала Каином, кого она чаяла видеть Спасителем рода человеческого, говоря «приобрела я человека от Бога». Не того человека приобрела, потому что тот, кто стал плодом греха и беззакония, плодом ослушания, стал первым убийцей, поднявшим руку на своего родного брата, и более того, восставшим против Господа не только братоубийством, но еще и дерзостью и хамством, словесами «разве я сторож брату своему?», дерзко и нагло отвечая Господу на вопрос «где брат твой?». Т.е. мы видим, что грех без покаяния, грех без сокрушения, грех без осознания степени своего падения,  начинает развиваться в прогрессии геометрической, т.е. совершенно в иных стихиях и иных масштабах. Он собою охватывает все вокруг себя, что и произошло с несчастным родом человеческим.

Сегодняшний-же день дарствует всему роду человеческому возможность несомненной надежды в то, что Та, Которую человечество ожидало столь долгое время, Она удостоилась от небесного вестника чести Благовестия тайны, через которую Бог нас ради человек и нашего ради спасения сходит с небес.

И сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, прежде всего покланяемся Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов Деве Пречистой Богородице, ибо это церковное, усвоенное Ей наименование поистине является таковым, поскольку Она чистотою и святостью Своею превзошла даже небесные ликостояния. Сегодня, прославляя Царицу неба и земли, мы с вами земно кланяемся Ей и молимся Пресвятой Владычице нашей Богородице, послужившей избранным сосудом Божиим, чистейшей Царевой палатой, вместившей в Себя Того, Кого небеса вместить не могут. Благодарно молимся Ей потому, что Она одна из нас, Она из рода человеческого, и Ей так знакомы все наши человеческие скорби, невзгоды, болезни и печали; молимся, несомненно веруя, что кров Ее святых и богоприятных молитв коснется и наших с вами истерзанных грехом душ и телес.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, уповая на Ее святое дерзновенное предстояние Престолу Благодати, Престолу Сына Ее и Бога нашего Господа Иисуса Христа, из глубины любящего и благодарного сердца со всею полнотою православною взываем Ей: Пресвятая Богородице, спаси нас! Пресвятая Богородице, помогай нам! Аминь.