Слово протоиерея Георгия Климова на Рождество Пресвятой Богородицы

В кондаке этому празднику мы слышим такие слова: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем». То есть не только поношения бесчадства избавились родители Пресвятой Девы, родив Ее, но и Адам и Ева освободились от смертной тли. «Смертное тление» – это и есть поражение человеческого естества вечной смертью, как проказой. Каждый из нас заражен ею, как бациллой, и избавиться от нее человеку самому не представлялось абсолютно никакой возможности. Только пришествие в мир нашего Господа могло человека освободить, избавить от нее, сделать воистину свободным от власти греха, рабства греху.

Пресвятая Дева послужила непосредственным орудием для того, чтобы Слово стало плотью (Ин. 1, 14). Но ведь и Пречистая Дева была кем-то рождена. Поэтому в сегодняшний день в величании Самой Божией Матери мы величаем и Ее родителей: «и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».Святая Церковь придает большое значение именно родительскому подвигу, то есть тому, что делают родители, для того чтобы правильно, для Бога, воспитать свое дитя. В современном мире очень много самых различных учений о том, как нужно воспитывать детей, как их нужно обучать, как их нужно вразумлять, как с ними нужно общаться. Мы знаем, что гиперсовременное учение поддерживает положение о том, что дети – полноправные члены общества, что они могут жаловаться на своих родителей в судебные органы, и не только в судебные.

Но так ли учит Святая Церковь? В этой ли плоскости Она вообще говорит? Каждый из нас может убедиться, во-первых, на своем личном опыте, во-вторых, на опыте своих родителей и, в-третьих, на опыте своих детей (у кого есть дети), особенно, если они подросли, как много ошибок делает человек, не доверяя церковному учению о том, как воспитывать детей: «Я смотрю на себя и вижу в себе грех и понимаю, что, если бы в свое время родители бы меня покрепче вразумили, заставляли бы более тщательно посещать храм Господень, вычитывать молитвенные правила, исповедоваться и причащаться, то, может быть, из меня вышло бы что-то другое, потому что я сам страдаю от того греха, который насилует мое естество. Я смотрю на своих детей и вижу то же самое. Ребенок уже подрос, и как жалко, что в свое время я не послушал голоса Церкви, такого простого и понятного. Я доверился больше себе, своему разумению, своей любви, которая, как мне казалось, была направлена на ребенка, а оказалось, что она была направлена на его грех и на потворство греху. И вместо того чтобы вырасти достойным членом общества и Церкви, верующим человеком, ребенок вырос даже сложно сказать, кем».

И как часто люди, приходящие на исповедь, жалуются именно на это: что не смогли в свое время сделать того, что сделать было несложно, если бы они доверились голосу Церкви, если бы они признали, что у них самих нет мудрости житейской!

В самом деле: откуда двадцатипяти- или тридцатилетний человек, рождающий ребенка, может знать, что с ним делать? Он может только принять это на веру. Но кому верить? Можно поверить Богу и Церкви, а можно поверить еще кому-то. Но эта вера «еще кому-то», к сожалению, в современном мире ведь и называется знанием, она рекламируется как знание «провереннейшее», поэтому мы ему доверяем. И вот мы, постоянно ему доверяя, оказываемся ни с чем. Мы сами перед Богом будем отвечать за своих детей, невоспитанных, недружелюбных, гордых, злых, драчливых, пьяниц и так далее. Да и детям придется отвечать за себя, за свои грехи. А кто знает, вспомнят они нас добрым словом или нет!

Поэтому в сегодняшний день мы особенно задумываемся об этом. И те, кому еще только предстоит иметь детей и внуков, конечно, должны оказывать большее доверие Церкви, потому что ребенок может вырасти нормальным, истинным человеком, только имея правильное мировосприятие. Какое оно? Об этом нам говорит Святая Церковь, об этом свидетельствует Божия Матерь и сегодняшним праздником, и всей Своею жизнью, а также ее святые родители, Иоаким и Анна, память которых совершается завтра.

Из древнейшего предания, которое сохранилось для нас, как драгоценная жемчужина, мы знаем, что Иоаким и Анна были уже в преклонных летах, когда посетил их Господь  и открыл им важную весть о том, что у них родится Дщерь. До этого они были в поношении, до этого они, как Захария и Елизавета, скрывались от людей, потому что в народе было поверье, что, если Господь не дает детей, то, значит, Он проклинает человека.  А они были праведниками, но никому не говорили об этом, не показывали своих добродетелей и были чисты только перед Богом. За это Господь посещает их: Архангел Гавриил открывает им весть о том, что от них имеет прийти в мир Святое Дитя.

Мы можем только догадываться, как они любили плод своих молитв, свое дитя – маленькую девочку Марию. Но когда приходит повеление Господне посвятить Ее Богу и отдать в храм Иерусалимский, они мужественно и твердо, хотя можно представить, что они испытывали при этом, оставляют Ее там, посвящая Богу. Вот их подвиг.

 В сегодняшний день, прославляя Пречистую, дорогие братья и сестры, будем молиться Ей в сердцах и умах о том, чтобы Она вразумляла нас быть более ответственными в вопросе воспитания своих детей (тех, кто их еще воспитывает) и в молитвах о детях (тех, кто их уже воспитал или не смог воспитать). Труд и молитва на этом поприще смогут сделать многое. И тогда Господь некогда и нас утешит Своим утешением: тем, что, по крайней мере, хоть в одиннадцатый час, согласно притче (Мф. 20, 1–16), мы сможем присоединиться к Его истинным работникам, и, может быть, за наше смирение исправит и жизнь наших детей. Аминь.