Слово протоиерея Георгия Климова на Введение во храм Пресвятой Богородицы

В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает событие, которое не нашло отражения в текстах Священного Писания. Ни один евангелист не говорит нам о том, как случилось Введение во храм Пресвятой Богородицы, и в этом зрится мудрость Пречистой, которая, по преданию, запретила апостолам и евангелистам писать что-либо, возвеличивающее Ее. Но Предания древнейшей Иерусалимской Церкви доносят до нас трогательные моменты Ее самого раннего детства.

Святые праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, – супружеская чета, которая удостоилась благословения от Господа уже в преклонных летах родить Дитя. Рождение Приснодевы было плодом молитвы – всю жизнь они молились о том, чтобы Господь сподобил их этой великой радости.

Важно отметить, что сокровенным желанием супругов было не только рождение ребенка, но и пришествие в мир Мессии. И для этих праведников одно соединилось с другим. Плод их чрева становится Той, Которая впоследствии даст Свою плоть и кровь для возможности Боговоплощения. Их любовь, с одной стороны, к Богу, с другой – друг к другу засвидетельствована церковным иконографическим преданием. Лишь одна икона Православной Церкви (чаще всего она помещается слева в праздничном ряду иконостаса) целомудренно изображает поцелуй мужчины и женщины. Это и есть икона святых праведных Иоакима и Анны.

Трехлетнюю Богоотроковицу родители приводят в Иерусалимский храм – конечно, это свидетельство их высочайшей любви к Богу. Можно только догадываться, что переживали эти святые угодники Божии, которые всю жизнь молились о том, чтобы Господь дал им плод чрева. Спустя всего три года после рождения младенца последовало повеление Божие привести Ее в храм и оставить там, отдать навсегда, хотя по традиции в Иерусалимский храм приводились девочки, чтобы жить и воспитываться при нем только до двенадцатилетнего возраста. Но Предание говорит нам о том, что вскоре после того, как Пречистая была приведена в храм, святые праведные Иоаким и Анна мирно почили о Господе.

Сегодняшний день часто называется детским праздником, поскольку Церковь свидетельствует о важности того, чтобы ребенок был вовремя приведен к Богу. Чтобы и внешне, и внутренне он почувствовал Божественную силу Творца, Промыслителя и Спасителя. Через пример Пречистой Девы мы видим, как много Господь может дать человеку, который доверяется Ему полностью, как говорит нам Священное Писание, и всею мыслию своею, и всю крепостию своею, и всею душою своею, и всем сердцем своим (Лк. 10, 27).

Среди стоящих и молящихся в храме людей немало родителей, приводящих сюда своих детей. В сегодняшнем празднике для каждого из нас есть пример того, какое безграничное доверие может иметь человек ко храму: праведные Иоаким и Анна ведут отдать свою трехлетнюю Мариам в храм Господень с полным доверием, что Господь не оставит Ее.

В нашей жизни, к сожалению, часто происходит по-другому. И причин здесь может быть несколько. Часто люди, приходящие в храм, незнакомы между собой и не знают, чего друг от друга ожидать. Но главное – любовь, которую человек имеет в своей семье между мужем и женой, между детьми, он проецирует и на отношение к храму Господню. Охлаждение человека к храму, недоверие к тому, что в храме происходит, есть следствие того, что в семьях наших часто нет доверия, любви, расположенности друг к другу, того тепла, которое мы называем свидетельством любви. И человек хотел бы довериться, но не может. Такой человек думает в самом себе: если самый близкий мне – муж, или жена, или ребенок – является таким злым или таким скверным, то чего ожидать в храме от незнакомых людей?

В идеале храм – это наша большая семья. И когда наступает праздник, человек с радостью должен стремиться туда домой, в храм, к своим родным. Так говорил преподобный Серафим Саровский, указывая на иконы Господа и Божией Матери, – вот мои родные! И когда человек живет свято, ведет чистую и непорочную семейную жизнь, его отношение к храму совсем другое. В сегодняшний день, когда мы чествуем Пречистую Деву и прославляем подвиг святых праведных Иоакима и Анны, Господь призывает каждого из нас задуматься, как мы строим свою семейную жизнь, свои отношения с детьми, все ли мы делаем, чтобы расположить их к Богу.

Предание говорит, что Пречистая, приведенная в Иерусалимский храм, чудесной силой поднялась по огромным пятнадцати ступеням. Даже взрослому человеку представлялось трудным подниматься по ним вверх, а Она была вознесена. Далее священник Захария проводит Богоотроковицу не только во Святая, куда нельзя было входить мирянам и только левитское сословие могло посещать это святое место, но и во Святая Святых, за завесу, туда, где находился Ковчег Завета. С одной стороны, мы можем увидеть, что священник Захария духовной интуицией понимает, что и Ковчег Завета, и сосуд с манной небесной, там находившиеся, – это прообразы Пречистой, и поэтому именно там, во Святая Святых, Ее место. Но, с другой стороны, мы можем сказать, что Пречистая Дева впервые в истории человечества после грехопадения являет такую чистоту и непорочность своей жизнью, что Господь вселяется в самые глубины Ее естества. Он допускает Ее до теснейшего молитвенного общения с Собой.

И когда мы жалеем своих детей, боясь возлагать на них труды молитвы и поста, кто знает, что они переживают при этом. Здесь нужно быть очень внимательными к ним. Если дети имеют эту тягу к молитвенному предстоянию перед Богом, пусть это не выражается прямо в словах молитвы или определенных действиях, не будем им мешать. Господь говорит: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Лучше будем следить за собой. Будем выстраивать нашу и внутреннюю, и внешнюю жизнь по подобию Церкви Христовой, потому что семья есть малая Церковь. Чтобы дети наши росли и в доме, и при храме Божием с памятью о молитве, о спасении, о Царствии Небесном.<

Аминь!