Слово протоиерея Георгия Климова в 4-ю Неделю Великого поста

Для нас это будут запредельные вещи и моменты, мы будем понимать только слова, а что за ними скрывается, наш духовный опыт подсказать нам не сможет.

Но важно другое – то, что та первая ступень, которую обозначает автор «Лествицы», является фундаментом, основанием для всякого верующего. Она очень просто им объясняется. Преподобный Иоанн говорит о том, что, когда Господь поставит нас перед собою, Он не спросит, поднимались ли мы на воздух во время молитвы, не спросит о том, творили ли мы чудеса, не спросит о том, ели мы что-то или вообще не ели, когда совершали пост. Господь спросит нас только о том, плакали ли мы о грехах своих, когда подвизались в деле своего спасения.

И вот здесь нам будет нечего сказать в свое оправдание перед Господом, потому что плач о своих грехах есть неотъемлемая часть делания верующего человека. Но как же иногда бывает сложно сподвигнуть свое каменное сердце к покаянию, к тому живому чувству, когда горит и дух, и душа, когда они переплавляются, с одной стороны, в любви, в устремлении к Богу, а с другой стороны, в переживании своего недостоинства находиться перед Ним. И в чем причина очерствелости нашего сердца, где и как ее искать?

Сегодняшнее Евангелие доводит до нас очень интересный случай (см.: Мк. 9, 17-31). После горы Преображения Господь, просветившийся перед Своими учениками, засвидетельствовавший им то, что Он действительно есть «Отчее сияние», спускается с этой горы, как будто из рая в ад, из Царства Небесного в юдоль изгнания и зла. К Нему подходит человек, который просит исцелить его бесноватого сына, немого, косноязычного. Отец юноши еще говорит о том, что апостолы не смогли этого сделать по его просьбе. На это Господь говорит: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» (см.: Мк. 9, 19). Но потом исцеляет этого отрока, имевшего духа немого и глухого.

Святая Церковь, из раза в раз предлагая нам этот отрывок во всеуслышание, не хочет ли сказать о чем-то очень важном для каждого из нас? Не хочет ли она сказать, что подобного немого и глухого духа имеет всякий человек, приходящий в мир? Этот дух, как бы вселившись в нас, не дает нам возможности ни слова вымолвить перед Господом своим, ни услышать того, что Он нам говорит. Мы, действительно, как будто парализованы перед Ним. Правда, мы часто списываем свою немоту на безмолвие, а свою глухоту на то, что мы и так все понимаем, зачем нам говорить постоянно?

И встает еще другой вопрос: почему апостолы не смогли отрока исцелить? Господь говорит: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (см.: Мк. 9, 29). Но апостолы не могли не поститься и не молиться. Ведь они уже имели власть недуги исцелять и бесов изгонять! Почему же они не смогли? Господь говорит: По неверию вашему (Мф. 17, 20). Тогда это значит, что человек может и поститься, и молиться, и быть неверующим! Получается, что даже ближайшие ко Христу апостолы оказались в такой ситуации. И опять вопрос: почему? Чего не хватало в их посте и в их молитве для того, чтобы изгнать этого лукавого духа из отрока, чтобы тот смог и заговорить, и услышать?

Когда христианские добродетели и подвиги человек обращает на самого себя, когда он постится и молится только для того, чтобы засвидетельствовать перед собой свою праведность, и не устремляет эти два крыла благочестия (как называют святые отцы пост и молитву) к любви Божественной, то тогда ничего никогда не получится. Но если пост и молитва направляются исключительно на одно, на то, чтобы сердце открылось для Бога, то тогда Господь будет с тобой и по твоим молитвам, и по твоему смирению, рождающемуся от твоих подвигов, Он сможет изгнать того духа, который не дает человеку возможности ни услышать Господа своего, ни что-то внятно сказать Ему.

Как часто к священнику обращается человек за помощью, а священник понимает, что не может ничем помочь. Но в сегодняшнем Евангелии Господь дает нам внятный ответ, что следует делать. Когда подошел человек и стал жаловаться на учеников, и Господь засвидетельствовал, что по неверию апостолы не смогли ничего сделать, Он, обратившись к ним, сказал: «Приведите его (болящего отрока) ко Мне» (см.: Мк. 9, 19). Когда кто-то к нам обращается за помощью – это самый важный завет нашего Господа – мы должны для такого человека сделать все, чтобы привести его ко Христу. Не отвернуть от Христа, не отпугнуть, а именно привести. Тогда и в нашей жизни все наладится, тогда Господь и нашу молитву, и наш пост исправит. Тогда слова, которые сказал отец отрока: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24), – не будут уже принадлежностью нашего исповедания, мы будем говорить совсем по-другому: «Верую, Господи, и исповедую. Помяни меня во Царствии Твоем!».

Аминь!

10.04.2016