Слово протоиерея Георгия Климова в день праздника Крещения Господня

В кондаке Праздника мы воспеваем: «Явился еси днесь вселенной, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Какой свет на нас «знаменася»? Свет Божий – тот свет, который просвещает наши умы и наши сердца. Просвещает истиной о том, Кто есть истинный Бог и что нужно делать для того, чтобы спастись, наследовать Вечную блаженную жизнь.

Для человека, который не задается вопросом, есть она, эта Вечная жизнь, или нет ее, Божественный свет, входящий в сердце и ум, свидетельствует и о другом – о том, что человек бессмертен. И это очень важно. Кто ощущает себя смертным? Наверное, никто. Если бы кто-то себя смертным ощущал, то тогда бы он вел себя по-другому в этой жизни, он готовился бы к смерти. Но посмотрим на себя: кто из нас готовится, кто из нас думает о ней? Ведь если приходит мысль о смерти, человек сразу гонит ее. Почему? Потому что она противоестественна для нас, она инородна для нашего естества. А не является ли это свидетельством истинности осознания нами того, что мы бессмертны?

Откуда приходят эти мысли и эти ощущения? Мы можем смело утверждать, что они приходят от Бога, Который есть Жизнь и Источник жизни: Он вкладывает в нас этот свет Богоразумия, свидетельствующий часто против того, как мы живем, напоминающий, для чего мы созданы и как мы должны жить. И в сегодняшний день, когда мы собрались в храмы для того, чтобы прославить Творца и получить от Него великий дар – освященную крещенскую воду, мы приходим с благодарением за то, что Господь нам дает возможность ощутить руками, своим естеством дар Его Божественной благодати. Что это значит? Это значит, что со святой крещенской водой незримым и таинственным образом соединилась Божественная сила, то, что мы называем благодатью. Это сила Духа Святаго, которая просвещает нас, которая укрепляет нас, которая дарует нам здравие, духовное – в первую очередь, а затем и душевное, и телесное.

Но мы знаем, что перед тем, как крестить народ в водах Иордана, Иоанн Креститель обратился к людям с проповедью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), – тем самым обозначив главнейшее условие получения от Господа каких бы то ни было даров. Вне покаяния человек ничего не может получить от Господа доброго и спасительного. Но в покаянии любой дар от Господа становится спасительным и жизнеутверждающим. Поэтому Святая Церковь всегда утверждала, утверждает и будет утверждать, что единственным условием нашего спасения было и будет исключительно покаяние – изменение всего строя жизни, всего своего мироощущения в попытке сделать так, чтобы в центре моей жизни встал Христос, чтобы Любовь Божия, Которая распялась за меня и принесла мне великий Божественный дар спасения, заняла в моей жизни должное место. Чтобы не была Она пренебрегаема, чтобы не была Она вспоминаема лишь иногда по праздникам церковным, а всегда имела центральное место в моей жизни. Вот тогда те дары, которые мы получаем от Святой Церкви, будут нам во здравие, и во спасение, и во всяческое благое поспешение.

И в сегодняшний день, когда мы пришли в храмы для того, чтобы почерпать святую воду, обращаемся ко всем вам, дорогие братья и сестры: с благоговением это делайте, с молитвой и с благодарностью Господу за то, что Он призывает нас, приводит в святые храмы, чтобы, оказавшись здесь, мы молились, еще и еще раз задумались и о себе, и о наших ближних и о Спасении.

Всем вам желаем, дорогие братья и сестры, почерпать эту воду, как мы поем в церковных песнопениях, с веселием, чтобы благодать Господня, которой исполнена эта вода, перелилась в наши сердца и в наши умы, чтобы теплота Духа, радость о Христе и любовь Бога Отца, которые имеет Святая Церковь, стали достоянием и нашей жизни.

Аминь!