Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю 17-ю по Пятидесятнице. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Учение Церкви о Кресте Господнем тесно связано с учением о кресте каждого человека, приходящего в мир. Оно утверждает, что нет человека, который мог бы спастись без крестоношения. «Без Креста и нет Христа», – так говорит народная мудрость, и в этом очень многое сокрыто для каждого из нас.

«Господь пришел в мир, для того чтобы умереть», — так сказал святитель Иоанн Златоуст, память которого мы сегодня совершаем. То есть изначально, целенаправленно пришествие в мир Сына Божия заключалось в том, чтобы взойти на Крест и спасти нас через принесение бесценной, безмерной цены Жертвы, которая могла бы удовлетворить Правосудию Божию (или, иными словами, которая могла бы примирить Бога и человека). Господь всходит на Крест, распинается за каждого из нас и призывает всех нас нести свой крест вслед за Ним.

Самое важное здесь, конечно, — правильно понять человеку, что является его жизненным крестом. Часто бывает, что человек придумывает себе крест: формирует свое собственное представление о кресте, который ему нужен, который бы он с радостью понес и который, соответственно, ввел бы его в ту вечную блаженную жизнь, которую он так же для себя придумал.

 Но в нашей жизни премудрый Промысл Божий устраивает все совсем по-другому и гораздо проще. Не надо мечтать ни о чем. Не надо воображать и фантазировать. Нужно принимать ту жизнь, в которую Господь тебя  поставляет. Именно все то, что окружает тебя по жизни, и, самое главное, не хорошее, а плохое, ты должен научиться терпеть. Ты должен через это научиться свидетельствовать себе, какой ты духовно немощной, хилый, слабый и невоздержный: ведь все тебя раздражает, и все для тебя не так. И только когда при осознании всего этого, в моем сердце рождается молитвенный вопль о том, я не могу терпеть, нахожусь на пределе своих сил, но исповедую, что это и есть тот спасительный крест, который Ты мне, Господи, дал, — вот только тогда я и встаю на путь спасительного крестоношения.

Да, действительно, современный мир, современная жизнь поставляет человека в очень сложные духовные условия — это факт. И ничего здесь не поделаешь. Объективные внешние обстоятельства, буквально как хищные волки, как мы читаем иногда в молитвах, раздирают нас страстями и похотями. Но ведь Господь  взошел на Крест! Через это Он дал каждому из нас благодатные силы совершать свое крестоношение, поэтому никто не может заставить нас поддаться на соблазны и искушения мира.

Смотрит человек на Крест, когда ему тяжело бывает в жизни, и вспоминает народную мудрость: «Господь терпел и нам велел!» — и как ему становится легко на сердце и на душе! Как просветляется его ум, куда-то уходит усталость, и то, что казалось невозможным, воспринимается уже как нечто помогающее ему находиться в общении с Господом. Но ведь это общение с Господом через наши скорби, пожалуй, и есть одна из важнейших Божественных Премудростей! Так мы устроены, что без этого нам не нужен Господь. Только когда нас посещают искушения и соблазны, болезни и скорби, тяжелые обстоятельства, мы вспоминаем о Господе. И, вспоминая, сближаемся с Ним. На самом деле, ничего в нашей жизни нет ценнее, чем это богообщение.

В сегодняшний день будем молиться и прославлять  Господа за тот великий дар, который Он дает каждому из нас. Будем благодарить Его за то, что мы являемся носителями Православия, Русского Православия. Будем благодарить Его за то, что Он открывает нам простую мудрость: через крестоношение совершается наше преображение.

В сегодняшний день хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы Крест Христов, который во всех храмах находится постоянно перед нашими глазами, был духовно начертан и срастворен радостью в наших умах и в наших сердцах!

Аминь.