Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Если человек исповедует, что он верующий, что он православный, то это значит, что он не может не нести свой крест. Но как мы несем крест? Господь неслучайно обращает на это наше внимание.

Очень часто человеку бывает непонятно, что такое крест. Очень часто человеку бывает стыдно исповедовать Сына Человеческого и слова Его (то есть Его святые заповеди) перед другими людьми. Ему кажется, что гораздо проще приобрести мир. Но в глазах Божиих жизнь человека, душа человека гораздо ценнее и несоизмеримо дороже, чем все богатство мира сего: «Если человек весь мир приобретет, а душу свою погубит, какой он даст выкуп за нее?» (см.: Мк. 8, 36–37). Она бесценна! Именно об этом нам хочет сказать Христос.

 «Тот, кто постыдится исповедовать Меня, — говорит Христос, — и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во Славе Своей». Но чтобы исповедовать Его и Его слова, ведь их надо знать! А кто из нас их знает? Мы только понаслышке, поверхностно что-то знаем о Христе и Его Евангелии. Как же мы можем исповедовать Его, да еще и не постыдиться это сделать?

Чего стыдится современный человек в этом мире больше всего и почему? На этот вопрос важно ответить каждому из нас.

Когда человек теряет страх Божий, он перестает стыдиться Бога. Он перестает бояться Бога (см.: Лк. 12, 5 ; Евр. 10, 31). Тогда он начинает бояться чего-то другого: в человека вложена потребность страха Божия, но поскольку его нет, а природа не терпит пустоты, то человек начинает искать, чего бы ему бояться, как это ни странно звучит.

Мы знаем, как многие боятся мира сего. Боятся не в том смысле, что он их погубит, — нет! Они стесняются перед другими не исповедовать, что они являются поклонниками этого мира. Человек внимательно следит за модой, он очень жадно следит за международными и локальными событиями, делает из них выводы, «держит нос по ветру» и пытается быть абсолютно таким же, как и все. Он боится, что, если мир заметит, что он не такой, то ему станет от этого плохо.

Но Апостол Иаков в своём Послании говорит: «Тот, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Божиим» (см.: Иак. 4, 4). Очень часто мы незаметно для себя становимся такими врагами Божиими, ставя на главное место в своих сердцах любовь к миру. А за этой любовью в нас вкрадывается рабство миру.

Сегодняшнее Евангелие отвечает нам на вопрос, почему это происходит: у человека, который теряет страх Божий, а значит, теряет возможность и желание внутреннего делания перед глазами Божиими, начинается делание внешнее перед глазами ближних, которые смотрят на него.

Самое страшное, пожалуй, что может быть для верующего человека — это грех лицемерия. Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (см.: Лк. 12, 1), – сказал Господь. Но эти слова слышим не только мы. Их слышит еще и диавол, и в отличие от нас он эти слова прекрасно понимает. Он понимает, что самая главная его задача — повернуть человека в сторону лицемерия.

Посмотрим на себя внимательно. Ведь достаточно легко мы убедили себя, что мы праведники, что мы верующие — в силу того, что ходим в храм, участвуем в церковных таинствах, общаемся с ближними, исполняем заповеди Христовы. Так ведь? А если это так, тогда что нам остается – продолжать играть эту роль…

Господь говорит: «Тот, кто постыдится исповедовать Меня в роде сем прелюбодейном и грешном…». Если я исповедую, что я грешник (а по-другому у верующего человека быть не может, потому что он и ждет Христа как Спасителя, Который пришел в мир грешников спасти), то это значит, слова об исповедовании Христа перед родом грешным говорят в первую очередь о том, что я должен перед самим собой как грешным человеком исповедовать Христа как Спасителя Своего. А исповедовать можно только единым образом: исполнять безжалостно по отношению к себе заповеди Божии.

Христос сказал: «Тот, кто погубит душу свою ради меня и Евангелия…». И вот ветхозаветный человек, находящийся во мне, всячески этому противостоит. Он не хочет, чтобы его заколали, убивали. Он делает все, для того чтобы жить безбедно и комфортно. Но исповедовать Христа я могу, только доверившись Его Слову, а Господь призывает распять такого (ветхого) человека в себе самом.

Каким образом это сделать? В определенном смысле сегодняшняя притча о прощенном должнике (Мф. 18, 23-35), говорит о том, с чего надо начинать.

Мы очень удобопреклонны к осуждению и ко гневу. Каждый из нас легко может подтвердить, как просто мы вспыхиваем по самым разным мелочам. И, как это ни странно, почему-то именно по мелочам нас легче всего «завести», т. е. сделать злыми и ожесточенными. Но притча указывает на то, что Господь гораздо большее нам прощает в сравнении с теми мелочами, которые выводят нас из себя.

Ведь, если мы посмотрим внимательно на свои отношения с Господом, то мало кто из нас ощущает себя должником перед Ним и даже, как ни странно, многие из нас считают Бога должным нам. Кто-то очень усердно молился, разбив лоб, но не получил просимого. И считает такой человек, что Бог рано или поздно уже должен дать ему то, о чем он так сильно просил. Другой человек, получивший массу талантов и пользующийся ими, считает, что так и должно быть, и совершенно забывает благодарить Господа за эти великие дары.

Встает человек на молитву или приходит в храм — и уже считает, что Господь должен ему почему-то дать молитвенное, благостное настроение, влить в его сердце радостнотворное состояние, любовь к ближним. Очень часто приходит человек на исповедь и буквально жалуется — как бы на обстоятельства, но получается, что на Бога: не дает ему Бог того, что он просил у Него! Но разве человек и Бог сравнимы между собой? Разве человек, когда-нибудь сможет быть действительно достойным того, чтобы Бог по заслугам посетил его? Конечно, нет! Бог спасает нас исключительно по Своей любви к нам и надеется, что ответная любовь зажжется и в наших сердцах.

В сегодняшний день, когда мы еще раз поклонились Животворящему Кресту Господню, когда мы слышим слова Христа о том, что должны бесстрашно исповедовать Его и Слова Его перед родом сим прелюбодейным и грешным, будем более внимательно относиться к этому призыву. Будем стараться глубже познать свою жизнь и ответить на вопрос, исповедуем ли мы Его, готовы ли мы это делать, или своим внешним видом, пусть даже очень православным, мы исповедуем исключительно мир, лежащий во зле, и то, что мы рабы этого мира.

Хочется пожелать всем нам, чтобы ум Христов, который призывает стяжать всех верующих апостол Павел, располагал нас иметь любовь и к Богу, и к ближнему, готовность пожертвовать собой, чтобы получить прощение от Господа. Чтобы наших сердец и наших умов коснулось Царствие Божие, пришедшее в силе, о котором упоминает Христос в сегодняшнем Евангелии, (см.: Мф. 9, 1). Тогда все в нашей жизни будет по-Божьему, тогда мы, действительно, будем исповедниками Христа.

 Аминь.