СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ КЛИМОВА В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Сейчас очень многие православные люди почитают святых Кирилла и Марию, преподобных схимонахов, как покровителей православной семьи; испрашивают в святых молитвах, чтобы они перед Престолом нашего Господа возносили свои воздыхания о семьях православных людей. Каждый верующий человек, имеющий семью, и даже не имеющий семьи, а со стороны наблюдающий, как живут эти малые церкви, знает, как это бывает непросто. Все предугадать, все предсказать, проверить, предузнать представляется невозможным человеку, и можно сказать, что без помощи Божией здесь никак не обойтись. Но, по слову Священного Писания, «Тот, Кто Сам искушен был, может и искушаемым помощи» (см.: Евр. 2, 18). Потому мы обращаемся к этим угодникам Божьим и испрашиваем у них заступничества в молитвах о нас.

Если ставить вопрос, какую самую главную добродетель воспитали они в преподобном Сергии, то, наверное, можно было бы смело сказать, что это любовь к Богу и к ближнему. Но с чего начинается эта любовь? Как закладывается эта самая главная добродетель? Здесь, пожалуй, фундаментом был страх Божий. Неслучайно то, что осталось нам от преподобного Сергия, совсем немногие слова — призыв к тому, как спасаться, — начинается именно с этого, главного. «Имейте прежде всего страх Божий», — обращается преподобный Сергий и ко всем нам.

Конечно, следует признать, что именно страх Божий — это самое важное, чего сейчас всем нам в нашей жизни недостает. Да, это именно тот страх, который постоянно держит человека в духовном напряжении, который постоянно человеку свидетельствует, что Жив Господь и видит все, все знает и может наказать.

И вот сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 5, 1–11) в определенном смысле подсказывает нам, с чего человеку нужно начинать, чтобы этот страх Божий стяжать.

Когда апостолы, ловящие рыбу, вдруг видят, что Господь находится среди них, в силу того, что ловитва оказывается огромной, так что уже не в состоянии вдвоем Петр и Андрей вытащить сети и вынуждены позвать на помощь себе других апостолов, к Петру приходит осознание того, Кто перед ним. И Петр падает в ноги Господу и говорит: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8).

Для каждого из нас это свидетельство того, что мы часто неправильно ведем себя по отношению к Богу. Апостолы, почувствовав, Кто перед ними, сразу исповедуют перед Господом свою немощь и свою греховность. Они не могут вытерпеть присутствие среди них Бога всяческих. Так ли ведем себя перед Господом мы?

Да, когда мы живем и находимся вне церкви (вне храма), вне исполнения заповедей Божиих, мы ведь вообще, напрочь забываем о Боге, — Он нам не нужен абсолютно! И только в определенные дни, воскресные, поскольку мы знаем, что надо идти в храм, или когда крепко начинает нас прижимать жизнь, мы обращаемся к Богу.

Мы приходим в храм и начинаем буквально требовать от Него, чтобы Он нам помог, чтобы Он избавил нас от бед, скорбей, болезней и всего того, что связано с нашей плохой жизнью.

Мы встаем на молитву, читая: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины» и затем слова: «Прииди и вселися в Ны». Но ведь как страшно их произносить истинно верующему человеку! Он призывает, чтобы Господь неба и земли пришел и вселился в него. Абсолютно пустой скороговоркой, произнося имя Божие всуе, мы произносим эти слова, совершенно не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Нет ни страха, ни благоговения!

Но Святая Церковь имеет великую мудрость, утверждая, что внешнее переходит на внутреннее, что сердце не может долго противиться уму. А это значит, что, если человек, доверившись призыву Церкви, будет приходить в храм и благоговейно вставать и молиться, каясь в своих грехах мысленно или на исповеди, будет вести себя скромно и аккуратно, не будет допускать осуждения по отношению к ближним, не будет развлекаться, глядя на тех, кто его окружает, то обязательно это внешнее благоговение, это внешнее делание перейдет на сердце, согреет его и даст, вложит в сердце человека истинный страх Божий. И это будет началом премудрости (Пс. 110, 10).

Будем всегда с большим вниманием и благоговением относиться ко всему тому, чему нас учит Церковь в вопросах воспитания и стяжания добродетелей! Будем стараться стяжать истинный страх Божий — начало не только премудрости, но и истинного вечного спасения.

Аминь.