Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Сын Божий, пришедший на землю, приходит взыскать погибшее овча (см.: Лк.15, 3-7; Пс. 118, 176). Он вместе с апостолами переплывает через Галилейское озеро, прямо туда, в Генисаретскую страну, для того чтобы иметь общение с этим человеком. И как только Господь встает перед ним, тотчас этот человек принимает покорный вид. И на вопрос Христа: «Как тебе имя?» — слышится: «Легион имя мне», — потому что бесов в этом человеке было много (см.: Лк. 8, 30). Господь посылает падших духов выйти из человека и вселиться в стадо свиное. Свиньи падают с крутизны в море, а пастухи, которые пасли этих свиней, бегут в селение и говорят жителям о том, что произошло. Люди приходят и просят Христа, чтобы Он покинул пределы их. А исцеленный человек, который уже в здравом уме, одетый и сидит при ногах Христа, просит Господа, чтобы Тот взял его с Собой. Но на это Господь ему говорит: «Пойди в селение твое и расскажи, что тебе сделал Бог» (см.: Лк. 8, 31–39). Вот и все повествование.

Оно является настолько важным, что Святая Церковь заповедует прочитывать его трижды за богослужебный год. В чем же его важность? Очень много точек приложения к нашей жизни, актуальных моментов мы можем в нем найти. Но порассуждаем о поведении жителей Гадаринской страны, которые, придя ко Христу и, наверное, во многом осознавая, Кто перед ними, все-таки попросили Его покинуть их пределы. Почему?

Потому что Он мешал им жить. Та жизнь, которая была для них сладка и драгоценна, вдруг начала колебаться: приходит Тот, Который грозит Своею правдою отнять то, что нажито ими, пусть и тяжелым трудом, но все-таки через нарушение Заповедей Божиих, поскольку разводить нечистых животных запрещал Моисеев закон. И, выходит, именно за счет нарушения закона эти люди наживались и получали хорошую прибыль.

Какое это отношение имеет к нам? К сожалению, главный мотив сегодняшнего Евангелия — обращение ко Христу Гадаринских жителей с просьбой покинуть их пределы — достаточно часто слышится и в нашей жизни.

Да, мы приходим в храм и участвуем в церковных Таинствах, богослужениях. Но как мы ведем себя за пределами, за границами этой зримой для нас Церкви? Когда страсть обуревает человека (не важно, какая: чревообъядение или винопитие, злоба или жадность, раздражительность или осуждение, — что угодно), когда подступает она к нам, а ум ясно осознает, ясно помнит заповедь Христову: не гневайся, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, — разве прислушиваемся мы к этому? Приходит Сам Христос в наши умы и в наши сердца, четко обозначая то, что мы и так прекрасно знаем. Разве, подобно Гадаринским жителям, мы не говорим Христу: «Покинь наши пределы, Ты мешаешь нам жить, Ты мешаешь нам осуществлять такую жизнь, какую нам хочется, какая нам видится правильной»?

Но беда заключается не только в этом. Тот, кто так поступает, мало отдает себе отчет в том, что такие действия он совершает под влиянием падших духов.

Конечно, страшно становится человеку, слушающему повествование о бесноватом. Но ведь еще страшней становится, когда вникаешь в суть того, что происходило с жителями Гадаринской страны! Это утонченное беснование. Оно более страшное, потому что человек, находясь в нем, никогда не задумывается о том, что он делает: как часто он прогоняет из своей жизни Христа, как часто он не хочет преклонить свою шею («выю») под ярмо, под иго заповедей Божиих (см.: Иер. 27, 2).

Основное свойство дьявола заключается в его гордости. Через эту гордость он приходит в состояние, невозможное для спасения, потому что для спасения требуется покаяние. Бес не хочет и не может покаяться. И вот человек, выдворяющий из своей жизни Христа, становится сродни падшим духам.

Но есть ли выход из этого состояния? Что нужно сделать для того, чтобы, по крайней мере, осознать, в каком страшном состоянии я нахожусь?

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что исцелённого человека Христос отправил свидетельствовать жителям Гадаринской страны о том, что сделал ему Господь. Значит, когда он вернулся, все, знавшие его как лютого, страшного человека, похожего на воплотившегося демона, вдруг увидели его в здравом уме, с улыбкой на лице, с нежностью обращения. Каждому из нас Церковь подает возможность увидеть, как должен жить человек и как нужно поступать, чтобы прославлять благость Божию: у нас есть жития святых — повествования, где говорится о том, как люди смогли победить бесовские сети. Начнем с того, что будем почаще обращаться к таким поучениям. Если мы потянемся к тем идеалам, которые в них раскрыты, то обязательно освободимся от диавольских пут.

Сейчас, когда мы находимся в преддверии Рождественского поста и каждому из нас предлежит поприще в первую очередь покаяния, постараемся расположиться к тому, чтобы искренне каяться в своих грехах, к тому, чтобы приносить покаяние и через него изменять свою жизнь.

Когда мы говорим о том, что находимся в диавольских сетях, то это не значит, что внешне с нами должно происходить что-то страшное. Нет. Все гораздо проще. Посмотрим внимательно на себя, на свое отношение к ближним и на то, как нам хочется, чтобы ближние относились к нам. Ведь в нашей личной жизни нас интересуем только мы сами — и больше никто. И отношения наши с ближними, в сущности, «кричат» постоянно об одном: как мы хотим, чтобы они нас любили. Кто задумывается о том, что мы сами должны любить тех, от кого требуем этой любви?

Возьмем наши отношения с Богом: посмотрим на свое отношение к исповеди и Причастию. Для чего мы приходим на исповедь? Для того, чтобы очиститься от греха, но зачем? Да потому, что мы любим себя как праведников, но, совершая грехи, по гордости не можем пережить осознания того, что я, праведник, стал грешником! И приходим на исповедь, чтобы выйти из-под епитрахили священника опять же праведником.

Но ведь это ложный подход к тому, чего требует от нас Святая Церковь! Зачем человеку идти на исповедь? Своею греховною жизнью я оскорбляю и предаю Божественную Любовь, Распеншуюся за меня и подаваемую мне в церковных Таинствах и через всю окружающую жизнь. И вот, предав Христа, я не могу пережить свое предательство. Да, я грешник, но я не могу без Христа! Грех разлучает меня с Ним, и для меня невыносима эта разлука! Кто из нас приходит на исповедь с таким чувствованием? Пожалуй, единицы.

Поменьше будем думать о себе, братья и сестры, и побольше о Христе! Чтобы Он стоял в центре нашей жизни. И, если мы будем любить Его и наших ближних, жертвенно служа им, то никакие сети диавольские даже не притронутся к нам. Мы всегда будем свободны от них, мы всегда будем с Богом, будем предчувствовать начало Небесного блаженного Царства.

 Аминь.