Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

За истинное покаяние Господь обетует нам великую награду. Сегодня в Евангелии от Марка (см.: Мк. 8, 34-38, 9, 1) мы слышали слова Спасителя, которыми Он для нас пытается оценить значимость человеческой души или жизни в глазах Божиих. Он говорит: «Какая будет польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душу свою отщетит? Что он даст взамен души своей?» (см.: Мк. 8, 36-37). Значит, в глазах Божиих душа или жизнь одного человека больше, чем все сокровища мира, вместе взятые.

Но так ли мы относимся к своим душам и к своим жизням, которые дарует нам Господь? Мы очень часто действуем в противоположном направлении. Человеку хочется, наоборот, приобрести весь мир, и ему кажется, что именно в этом заключается его счастье и его блаженство.

А далее Господь говорит еще более жестокие для миролюбцев слова: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34-35).

Святая Церковь говорит нам о том, что грехопадение настолько глубинно вошло в недра человеческого естества, грех настолько сильно срастворился с нашей сущностью, что для человека отречение от греха, по сути дела, стало равнозначным отречению от своего естества, от своей плоти и крови. И поэтому, борясь с грехом, воюя против греха, человек воюет с самим собой, он режет часто по живому самого себя. Как это терпеть? И вот именно от этой боли, от этого страдания возникает ощущение, что человек себя губит ради Господа и ради Его Евангелия, то есть ради того спасения, которое Он принес. И Господь говорит: Да, именно так и должен поступать всякий верующий, истинно верующий в Господа. А тот, кто пытается удовлетворить потребности своей плоти, развивает и раскрывает в ней владычество вечной смерти, думая, что тем самым доставляет себе жизнь, очень глубоко ошибается, – говорит Господь.

А дальше мы находим слова Господа: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Но предваряет Он эти слова другими: «Тот, кто постыдится меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Своей. А тот, кто исповедует, того исповедует и Сын Человеческий» (ср. Мк. 8, 38 и Мф. 10, 32-33).

Господь соединяет два момента: с одной стороны, необходимость не постыдиться Христа в роде сем прелюбодейном и грешном и, с другой стороны, возможность увидеть, пребывая еще здесь, в теле, Царство Божие, пришедшее в силе, – то, чего все мы чаем, к чему все мы устремляемся.

Что значит «не постыдиться Христа в роде сем прелюбодейном и грешном?» Можно, конечно, это вывести в очень внешний аспект делания: я пощусь, я молюсь, я особым образом одеваюсь – так, чтобы видели люди, какой я молитвенник или подвижник. Я могу, проходя мимо храмов, постоянно креститься и тем самым свидетельствовать и себе, и другим, которые меня видят, что я исповедую Христа. Да, может быть, и так можно понимать слова Христа, и это важно.

Но ведь самое главное другое. Если Святая Церковь утверждает, что взять свой крест и пойти вслед за Господом – это значит являть миру свою жертвенную любовь в исполнении заповедей Божиих и по отношению к Богу, и по отношению к ближнему, то, оказывается, самое в этом мире сложное – эту любовь сохранить и пронести, не дрогнуть, не сломаться. Ближнему ведь часто бывает смешно, как ты пытаешься исповедовать свою любовь, ему часто бывает не по себе от того, что ты делаешь, он часто просто не понимает, зачем тебя просит это делать Христос, а ты пытаешься, потому что знаешь – в этом заключается смысл твоей жизни. И вот только в этом смысле несение креста открывает перед нами великую тайну Божию и тайну нашего спасения. Крест – это символ любви. Там, где есть крест, там есть любовь. И если нет креста, какой смысл в любви? И наоборот: если нет любви, какой смысл в кресте?

Утверждая это и свидетельствуя об этом в такой день, как сегодняшний, износя Честный Животворящий Крест Господень для лобызания и поклонения, Святая Церковь еще и еще раз призывает каждого из нас более самоотверженно, более ревностно, более ответственно нести свой крест. Да дарует Господь каждому из нас в этом подвиге крестоношения, по обетованию Своему, еще здесь, на земле, хотя бы краешком сердца почувствовать духовную зарю, почувствовать Царство Божие, приходящее в силе.

Аминь!

03.04.2016