Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

Законник спрашивает: «Что я должен делать, чтобы наследовать Вечную блаженную жизнь?» Примечательно, что вопрос был задан тотчас после того, как Христос поставил перед апостолами ребенка, и, указывая на него, сказал: «Если не станете, как дети, то не сможете войти в Царство Небесное, потому что таковых есть это Царство» (см.: Лк. 18, 16-17). И вот на фоне этих слов Христа законник ставит свой вопрос о спасении. Мы видим, что он себя ощущает уже избранником из числа прочих людей. Как будто все, что говорит Христос, обращаясь к своим ближайшим ученикам, к апостолам, на него не распространяется. Ему нужен особый чин, ему нужен особый ответ, ему нужно особое Царство Небесное.

Господь отвечает ему так: «Исполняй заповеди: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать» (см.: Лк. 18, 20). Юноша отвечает: «Все это я исполнил от юности моей» (см.: Лк. 18, 21). Тогда Христос говорит: «Возьми, продай все, что имеешь, и раздай нищим, и следуй за Мною, и будешь иметь сокровище на небесах» (см.: Лк. 18, 22). И Писание говорит, что этот человек отошел в печали, потому что был очень богат. То есть он не смог решиться сделать так, как сказал ему Христос.

А что это значит? А это значит, что заповеди, о которых говорил Господь, – не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать – им не выполнялись. В каком смысле? Конечно, в первую очередь, в духовном смысле. Этот человек как законник, как иудей должен был знать, что заповеди имеют и духовный аспект. Пророки, например, неоднократно называли Израиль блудницей. По какой причине? По причине того, что Израиль не хранил истинную веру в истинного Бога, веру, за которой, конечно, открывается для человека к Богу любовь. Изменяя этой любви, Израиль имел любовь к чему-то другому. И Господь открывает, к чему была эта любовь у вопрошавшего – к богатству, которым он обладал. К богатству «прикипело» сердце этого человека. Он сделал для себя это богатство богом и ему поклонялся. И не смог отрешиться от возможности перестать это делать.

Сегодняшнее евангельское повествование читается неоднократно в течение всего богослужебного года, и это свидетельствует о его чрезвычайной важности – оно должно быть обязательно применимо к жизни каждого из нас. Но ведь у нас нет богатства. Многие, стоящие здесь, могут засвидетельствовать, что едва сводят концы с концами. Какое же это богатство? Но мы также должны задуматься о духовной составляющей этого понятия.

Если мы внимательно посмотрим на то, как осуществляем свое православие, свою веру, свое спасение, то можем увидеть, что часто уповаем не на То или не на Того, на Кого следует уповать. Мы поставляем для себя, как бы мысленно договариваясь с Богом, что мы должны выполнить то-то и то-то, и взамен получить спасение. Но Бог нам этого не обещает. Мы можем долго молиться и считать, что наша молитва что-то значит. Мы можем очень долго поститься и считать, что и пост наш что-то значит. И за это потом, с течением времени буквально требовать от Бога того, чтобы Он посетил нас, открыл наши сердца, дав благодать и ощущение того, что Он близок нам и спасение от нас недалеко.

Но что говорит нам Божественное откровение и откровение святоотеческое, как и через что мы спасаемся? Главнейший, стратегический момент нашего спасения развернут в послании апостола Павла к Римлянам. Апостол говорит о том, что Бог нас спасает через веру, оправдывает через веру (см.: Рим. 3,21-30). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, рассуждает так: одной веры недостаточна для спасения; но, чтобы не спасать нас без нас, Бог требует от нас веры. Вера спасает, но не сама, а через Бога; Бог хочет – и вера спасает.

Поэтому самое главное – понять, какой веры от нас хочет Бог, через какую веру Он нас спасает? Ведь, не договорившись о терминах, верой можно назвать, что угодно. Иначе Священное Писание, Божественное откровение, Церковь Христова будет требовать от нас одной веры, а мы под верой будем понимать нечто другое – то, что придумали сами для себя. Мы будем думать, что поняли Церковь, находимся в вере и спасаемся, а на самом деле до спасения нам будет так же далеко, как до неба.

И именно в этом смысле ошиблись ветхозаветные иудеи: они были уверены в том, что имеют веру истинную в истинного Бога. А Христос, полемизируя с ними, говорит следующее: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44). То есть оказывается, что все израильское ветхозаветное общество, со всей своей национально-религиозной гордостью, находилось в прелести, находилось в лжеверии – в нечестии.

С чего начинается истинная вера в истинного Спасителя для тех, кто ищет спасения, которое предлагает Святая Церковь? Святитель Игнатий Брянчанинов говорит так: для человека, не осознающего свою греховность и свою погибель, закрыто небо. Он не может уверовать в Христа, он не может принять Христа как Спасителя, то есть истоками истинной веры для человека является осознание своей греховности, своей немощи, которые ходатайствуют нам вечную погибель. Посмотрим внимательно на себя: кто из нас может исповедовать свою немощь и греховность? Кто хочет это сделать? Очень немногие.

Законник, который был богат, и верил, возможно, что это богатство – благословение Божие за его праведную жизнь, вдруг оказывается далеким от спасения. И апостолы, слыша это, недоумевают и спрашивают Христа: Кто же может спастись? (Лк. 18, 26). И тогда Христос говорит: «Легче верблюду пройти сквозь угольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное. Но невозможное человекам возможно Богу» (см.: Лк. 18, 24-27). Спасает нас Бог! И всякое мудрование, опирающееся на придуманное, созданное по собственному своеволию богатство, исключающее абсолютность упования на Бога, есть важнейшая преграда для спасения, одна из самых драматичных и часто встречающихся ошибок.

Да поможет всем нам Всемилостивый Господь прийти в осознание этих простых евангельских истин, да дарует мудрость отрешиться от ложного богатства, да сподобит обрести истинное упование на Того Единственного, Кто дарует вечное спасение!

Аминь!