Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю 37-ю по Пятидесятнице

В нем повествуется о том, что однажды Христос проходил через городок Иерихон, находившийся рядом с Иерусалимом. И вот, когда Христос шел, окруженный толпой людей, то один из жителей Иерихона, человек не из простых, знатный, известный, хотя слава о нем шла недобрая, некто Закхей-мытарь очень заинтересовался тем, Кто проходит через город, поскольку взбудораженный народ говорил, что идет великий пророк, Мессия и чудотворец. Священное Писание говорит, что Закхей был старшим над мытарями и он был богат. Этот человек имел власть и силу, наверное, имел авторитет и почет в народе, хотя и насильственный, но не имел стыда и совести. Но когда он услышал, что проходит Христос, он поставил ни во что все то, что имел в глазах мира. И не боясь, не стесняясь того, что над ним будут смеяться, издеваться, Закхей, маленький, возможно, толстенький, смешной человек небольшого роста, залезает на большое дерево – смоковницу, чтобы увидеть за головами людей Того, Кто проходит по дороге.

И тогда Господь останавливается, смотрит на Закхея снизу и говорит: «Закхей, сегодня Мне надлежит быть в твоем доме. Пожалуйста, постарайся и слезь со смоковницы» (см.: Лк., 19, 5). Писание говорит: и потщався слезе (Лк. 19, 6), то есть Закхей, постаравшись, не сразу, слез с дерева. Так же, должно быть, с трудом он и забирался на эту смоковницу. И Христос приходит в дом Закхея, и вступает с ним в теснейшее общение, и садится за трапезу с этим мытарем, со многими мытарями. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая об этой трапезе мытарской, говорит, что несмотря на то, что все в доме Закхея было приобретено обманом и воровством, Христос не отрекается быть участником трапезы, потому что знает, что Его общение с этими людьми может принести великую пользу.

А люди, смотревшие на Христа, на Его поведение, начали роптать и говорить: «Да как же может такое быть? Разве истинный Мессия вступает в общение с отъявленными грешниками?» Действительно, мытари наводили ужас на людей, поскольку занимались выколачиванием денег из их карманов в пользу, как они говорили, Римского государства, хотя, конечно, немалую часть клали себе в карман. Их работа на иноземное, чужеземное государство свидетельствовала о том, что они оставили веру своих отцов, отреклись от богоизбранного народа, от сознания того, что есть Бог над всеми людьми, по крайней мере, над ветхозаветным Израилем, и были изгоями среди своего народа.

И вот, люди ропщут. Но Закхей-мытарь, оказавшись перед Христом, возможно, встретившись с Господом взглядом, пообщавшись с Ним, совершает величайшее покаяние в истории человечества. Он говорит: «Господи, если я кого чем обидел, воздам четверицею и пол-имения своего отдам нищим» (см.: Лк. 19, 8). И Господь в ответ говорит слово, возможно, такое же невероятное в глазах присутствующих и роптавших на Христа иудеев: «Днесь, то есть сегодня, спасение дому сему бысть, потому что и он (Закхей) сын Аврааму есть» (см.: Лк. 19, 9). А дальше добавляет очень важные и для каждого из нас слова: «Потому что Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (см.: Лк. 19, 10).

Вот, пожалуй, самое важное: Закхей в глазах Божиих был уже погибший человек для Вечной блаженной жизни. И, казалось бы, все предопределено: человек не готов и не способен к изменениям, которые могли бы вывести его из состояния погибели, но приходит Христос, встречается с этим человеком, и происходит переворот в его жизни. И человек ставится Богом в чреду тех, кто может быть спасен. Господь свидетельствует: «Сегодня спасение этому дому».

Очень важно каждому из нас помнить об этом: о том, что делает Закхей, о том, что произносит Христос. Мы знаем, что самым главным учением церковным о спасении человека является учение об истинном покаянии. Но что такое истинное покаяние? Ведь не так просто ответить на этот вопрос. Для кого-то это прийти на исповедь, назвать пару грехов или десять грехов и уйти из храма, не ощущая духовной перемены, опять таким же. В каком-то смысле для человека и это может быть подвигом. Но другой человек духом своим не может не понимать, что такая исповедь абсолютно не «пробирает», совершенно не трогает его омертвевшее сердце.

Что делает Закхей? Он кается. Он видит, что перед ним Тот, с Кем рядом может находиться только человек с чистой совестью или человек, хотя бы стремящийся к такому очищению. И то, что Закхей переживает это, свидетельствует о том, что он осознает свою нечистоту, и главное – он совершает дела, достойные покаяния. Он говорит, что отдаст пол-имения своего нищим и всем, кого обидел, воздаст четверицею. И он действительно это сделает. Ведь если бы это были только слова, а не дело, Христос бы не признал исповедания его. И не засвидетельствовал бы того, что Закхей поставил себя этим исповеданием, этим обещанием в число тех, кто может быть спасен.

Слова Христа Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее свидетельствуют и еще об очень важном моменте. Можно много говорить о Закхее-мытаре, о всех тех евангельских персонажах, которые истинно покаялись и спаслись, но верующий человек, погруженный в мирскую суету, возможно, похожую на суету, в которой находились ветхозаветные иудеи, наверное, часто задается вопросом: а все-таки, как же быть? Ну да, Закхей встретился со Христом, а как же я-то встречусь? Что-то ведь тоже должно сподвигнуть меня к такому жертвенному обещанию, которое дает Закхей. Что это может быть?

Учение Церкви говорит нам о том, что всякий верующий, приходя в храм, приходит на встречу с Богом. И вступая с общение с Ним в святой Евхаристии, делается частью Его, и Бог делается частью человека. И если мы внимательно посмотрим на то, как рассуждали, как молились святые отцы, которые видели главным моментом своей жизни святую Евхаристию или, иными словами, святое Причастие, то мы поймем, что Господь действительно давал им возможность переживать общение с Ним. А общение со Христом и делает человека счастливым, самым счастливым в этом мире, блаженным.

Казалось бы, Закхей имел все: он был богат, он был славен, он был силен, он мог бы иметь еще больше, поскольку был начальником над мытарями. И уже был погибшим, но душа его не погибла. Ведь Закхей переживал именно отсутствие того глубиннейшего удовлетворения, для которого создана душа, через порабощение своими страстями: сребролюбием, самолюбием, славолюбием. И ничего не могло удовлетворить этого человека. Но приходит Христос, и во мгновение ока достигает взгляд Господа до глубины сердечной, и человек понимает: оказывается, не нужно ничего из того, что он имел, все это тщета и суета. А нужен ему только Господь. И человек открывает для себя: чтобы быть с Господом, не нужны земные блага. Вечность, блаженство, здоровье абсолютно никак не определяются богатством и славою земною.

Святая Церковь, предлагая нашему вниманию евангельский рассказ о Закхее-мытаре, просит нас правильно расположиться к Великому посту, начать свое покаянное делание. И не только утверждением того, что мы хотим, желаем встретиться с Господом, но самое важное – свидетельством того, что мы готовы к этому. Закхей многое пообещал Господу. Пообещаем и мы, что помимо того, что мы будем каяться, перечисляя грехи, мы будем еще и свидетельствовать о желании исправиться нашими делами: это могут быть дела милосердия, дела жертвенного служения, дела любви и молитвы. Самое главное, чтобы наши дела были направлены на ближнего в добром, хорошем, жизнеутверждающем расположении. Иногда нужно очень много потерпеть себя, чтобы не наговорить неприятных слов, не сотворить зла ближним. Но именно к этому нас призывает Святая Церковь. Если мы не научимся этого делать, то как мы предстанем пред Господом с желанием приобщиться к Нему, если Он есть свет и добро, есть истина и жизнь, а в нас и грех, и зло, и тьма, и смерть.

Святая Церковь желает нам с пользой пройти поприще Великого поста, чтобы достойно встретить Праздник Светлого Воскресения Христова. Да, уже сейчас можно говорить о том, что мы начинаем к этому дню готовиться. Но готовиться нужно так, чтобы торжество Воскресения Христова не потерялось в чреде прочих праздников, а стало именно тем днем, который блеснул бы для нас вечностью, сообщил нам реальность ее существования и сделал бы нас не только на дни Великого поста, но и на все дни нашей жизни достойными общения с нашим Господом.

Аминь!