Слово протоиерея Георгия Климова в Неделю о мытаре и фарисее

Фарисейство губительно потому, что человек, обольщенный собой, вместо того, чтобы покланяться Богу, покланяется своей собственной самости, он делает все для того, чтобы возвеличить себя самого, хотя при этом твердо убежден, что возвеличивает Бога. 

В Евангелии мы находим много важных слов самого Господа об этом страшном недуге: и в Нагорной проповеди, и в обличительной беседе Христа в Великий вторник. Очень важные уроки преподносит нам Спаситель. Он, например, говорит так: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18).  

Что это значит – фарисейское помрачение лиц? В церковной среде фарисеями чаще всего выступают такие люди, которые пытаются всячески, как фарисей из притчи, выделиться из числа других. Они «помрачают лица свои», то есть принимают на себя нарочито особенный, выделяющийся из числа других вид. Если все люди ходят в обычной одежде, то фарисей обязательно подчеркнет свою особенность, он «несть якоже прочие человецы-грешницы» (см.: Лк. 18, 11). Фарисей оденется так, чтобы люди обязательно, хотя бы мельком, обратили на него внимание и еще подумали: «Да он духовен, этот человек!». Внешне это чаще всего такая аскетичная личина, принимаемая человеком.

Также Христос говорит: Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 5). Лицемеры получают награду в виде тщеславия, потому что люди восхищаются их молитвенным видом. Господь говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). О чем здесь идет речь? Эти слова относятся, в первую очередь, к индивидуальной молитве. Но значат ли они, что должно упразднить общественное богослужение? Как принять эту заповедь: «Ты же, когда молишься, не показывайся людям молящимся»? Святые толкователи говорят, что эта заповедь в применении к общественному богослужению утверждает следующее: во время общественной молитвы выделяться из числа других не следует. 

Если, например, в храме в воскресный день человек, нарушая общепринятую традицию, не имея исключительных к тому поводов, встает на колени, уничижая тем самым величие Дня Господня, то, скорее всего, это фарисей. Такой человек назидается мыслью, что он молится усерднее других, но еще слаще для него сознание того, что на него смотрят люди и он своим молитвенным видом показывает всем пример. Для истинно верующего человека завет другой: не выделяться из числа других, делать так, чтобы люди, глядя на нас, как можно меньше давали нам цены. И если кто-то вам говорит, что он умеет молиться, если кто-то обещает, что за вас помолится,  без вашей к нему просьбы, даже смущает или пугает тем, что он за вас будет усиленно молиться, – знайте, что перед вами фарисей.

Святая Церковь призывает остерегаться фарисейства, не входить в эту топь, в эту прелесть на языке святых отцов, советует каждому из нас особое внимание обратить на свой внутренний мир, постараться прийти в сознание, которое имел мытарь. Он не смел даже войти в храм, он стал сзади и, бия себя в грудь, не поднимая глаз, молился самыми простыми и в то же время, наверное, самыми великими словами, которые может произнести человек, живя и спасаясь в этом мире: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). 

И эти слова дошли до Небес и привели в духовный восторг Самого воплотившегося Бога, и Он возвеличил мытаря. Почему? Потому что нет в этом мире ни одного человека, который бы не должен был молиться так. Мытарь понимал, что он недостоин общения с Богом по той жизни, которую он ведет. Он понимал, что Духа Святаго даже близко рядом с ним не может быть по той греховности, которую он имеет. Но за счет осознания своей греховности мытарь доходит и до более высокого сознания того, что Бог есть Милосердие. И если по закону, по праву он этого недостоин, то Господь «по великой милости Своей» может снизойти к человеку ради его смирения.

Господь, обличая фарисеев, произнес в их адрес очень страшные слова. Мы слышим их в Великий Вторник на Страстной Седмице, когда Господь восемь раз скажет: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! (Мф. 23, 13-31). А закончит Он Свои слова выражением: Змии, порождения ехиднины! (Мф. 23, 33). Что это значит? И в чем опасность фарисейства? 

Обличая фарисеев, Господь неоднократно свидетельствовал об их жестокосердии: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13). Если Бог хочет милости, а не жертвоприношений, то тем более человек должен помнить об этом. Жестокосердные фарисеи не терпят не только тех людей, которые, на их взгляд, виноваты пред ними, но даже и невиновных. А Бог хочет, наоборот, того, чтобы мы не судили не то что невиновных, но и даже тех, кто виновен, любили их и снисходили бы к ним.

Начиная подготовку к Великому посту, призывая всех постараться, чтобы исправиться, стать лучше, Святая Церковь доводит до нас в сегодняшний день образ истинного покаяния в лице мытаря и образ ложной праведности молитвы в лице фарисея. Хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы поменьше обольщались собой, чтобы мы поменьше надмевались над нашими ближними. 

Более ревностно будем относиться к своему спасительному подвигу, который называется Великим постом. Более решительно будем действовать против себя, против своего самолюбия, против своего обольщения. Тогда слова нашего Господа о том, что «всякий, смиряющий себя, вознесен будет» (см.: Лк. 18, 14), будут относиться и к нам. И каждого из нас Господь сможет вознести в Царство Небесное за подвиг смирения Своею великою и могущественною десницею.

Аминь!