Слово протоиерея Георгия Климова в Прощеное воскресение

Это есть и предательство святых угодников Божиих, которые своею жизнью засвидетельствовали перед каждым из нас, что нет человека в Новом Завете, получающего дар благодати, который бы, если бы захотел, перестал грешить. То есть мы не можем в принципе ничем оправдаться перед Господом. Но еще мы приходим в храм для того, чтобы попросить прощения друг у друга. Конечно, не только у тех, кто находится здесь перед нашими глазами, ведь не все мы друг друга и знаем. Мы молимся Господу, чтобы Он простил нас за то зло, которое мы совершаем против наших ближних – тех, кого мы знаем, и тех, кого мы знали, тех, кто живет сейчас среди нас, и, может быть, тех, кто уже переступил порог Вечности, а мы не успели сказать этому человеку ни доброго слова, ни бросить доброго взгляда, ни показать своего доброго расположения. Как компенсировать эту утрату и этот грех против них? Милосердие Божие каждому из нас дает возможность, в том числе в сегодняшний день, в молитве соборной и в молитве церковной испрашивать благословения на прощение абсолютно у всех.

Начиная Великий пост, Святая Церковь дает нам очень важные наставления. Это слова самого Господа, и нет в мире проще слов, которые бы дали каждому из нас возможность понять, как просто спастись. Господь говорит: «Если вы будете прощать вашим ближним прегрешения их, то и вам Отец Ваш Небесный простит прегрешения ваши. А если не будете прощать, то и Отец Ваш Небесный не простит вам прегрешения ваши» (см.: Мф. 6, 14-15). А затем Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, потому что они помрачают свои лица. А вы, когда поститесь, помажьте голову свою и умойте лице свое, и явитесь постящимися перед Отцом, который втайне, а не перед человеками» (см.: Мф. 16-18).

И вот удивительно: если человек имеет зло по отношению к ближнему своему – недовольство, недоброжелательность, раздражительность, осуждение, то так уж складывается, что человеку не надо и поститься, он все равно помрачает свое лицо перед ближними. Поскольку Бог прост, то, конечно, и познание Бога на путях простоты человеческого сердца полагается самим Господом. А простота сердечная – это именно отсутствие памятозлобия. Судя по сегодняшнему Евангелию (см.: Мф. 14-21) памятозлобие в глазах Божиих является самым страшным с нашей стороны грехом, потому что Господь не сказал ни о чем другом, кроме этого: «Простите вашим ближним то зло, которое они совершают против вас, и Отец Ваш Небесный простит вам согрешения ваши» (см.: Мф. 16, 14).

И в сегодняшний день перед началом поприща Великого поста мы стоим друг перед другом для того, чтобы испросить это прощение. Испросить прощения за ту нелюбовь, которую мы проявляем друг по отношению к другу, или, может быть, за ту чрезмерную любовь, которую мы изливаем друг на друга, и одни страдают, а другие обижаются. Но в любом случае сердечная простота, которую заповедует нам стяжать Евангелие, это действительно очень важное для каждого из нас делание. И если человек молится и постится в дни Великого поста, но не имеет этой простоты, если он от всего своего сердца не отпускает своему ближнему зла, которое тот совершил против него, то, наверное, грош цена будет таким подвигам. Этот человек будет всегда ходить с помраченным лицом и даже в праздник Пасхи, которого мы ждем не дождемся, он не сможет возрадоваться, потому что сердце его, как в железной крепости, будет находиться в злобе и в раздражительности.

Но Господь, говоря о том, что «Отец Ваш Небесный простит вам согрешения ваши», как будто чего-то недоговаривает. А чего недоговаривает Господь? Каждый из нас сможет узнать, что скрывается за этой недоговоренностью в конце Великого поста, перед самым праздником Пасхи, когда Господь осиявает всех верных своих даром особой радости и торжества. Нам есть ради чего подвизаться: чтобы вкусить эту временную радость, но и, конечно, через нее, как через знамение, увериться в том, что есть Вечная блаженная радость, которая называется Царством Небесным.

Аминь!

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, поскольку очень часто ваши взоры устремлены на нас, священников этого святого храма, мы тоже от всего сердца испрашиваем у вас прощения за все то, что мы совершили или согрешили перед вами или по вашим понятиям и делом, и словом, и помышлением, и всеми нашими чувствами. Простите нас, Христа ради!