Слово протоиерея Георгия Климова в субботу 3-й седмицы Великого поста

То есть Ему так же легко воскресить мертвого, как разбудить спящего. Он всемогущий Бог и перед Ним не стоит возможности или невозможности, перед Ним нет никаких сложностей по воскрешению человека. С другой стороны, – говорит святой отец, – словами Девица не умерла, но спит Господь свидетельствует, что и для верующего, истинно верующего во Христа человека смерть становится подобной сну.

То есть если верующий человек через благодатное соединение со Христом в таинствах Церкви надеется на Господа, уповает, верит Его непреложному слову о воскрешении, то тогда человеку становится все равно, на сколько он заснет: на семь часов, или на семь лет, или на семь веков. Если я с Господом, а Господь есть Истина, которая не может обмануть и солгать, и Он обещает, что будет это воскресение, то куда мне деться? Ведь когда я сплю и не принадлежу себе, я действительно не отдаю отчета, сколько проходит времени – семь часов или семь веков.

Но легко рассуждать об этом, а попробуй сделать так, – скажем мы. А вот здесь как раз и открывается то необъятное, обширнейшее делание, которое каждому из нас предлежит для того, чтобы раскрыть в себе такие способности. Когда Господь пришел на могилу Четверодневного Лазаря, Он заплакал. Прослезися Иисус (Ин. 11, 35), – наверное, самый короткий стих из Евангелия, всего два слова. Почему плакал Господь на могиле Своего любимого друга Лазаря Четверодневного? Ведь Он не подпадал под слова апостола Павла о людях, которые скорбят, не имея упования на Вечность (см.: 1 Фес. 4, 13). Он сама воплотившаяся Истина, а главное, Жизнь и Источник Жизни. О чем же плакал Господь? Ему было жалко человека. Жалко в силу того, что человек, имея все дарованные от Бога способности в сердце своем раскрыть этот источник Жизни и черпать из него силы, и веру, и надежду, делает как будто все для того, чтобы этого не случилось: не раскрылась эта жизнь, не чувствовалась благость бытия, Божественная реальность, которая всегда находится рядом с нами. Вот что заставляло плакать Христа.

Но ведь это было тогда, когда человечество ничего еще толком не знало о пришествии в мир воплотившегося Бога, когда еще не были раскрыты, не были дарованы людям догматы о том, как все произошло и что нужно делать человеку, чтобы в Царство Небесное войти. И, может быть, поэтому Господь шел на то, чтобы совершать великие чудеса перед глазами людей, которые были погружены в неведение, в чувственность, в жестокосердие. Евангельские чудеса нашего Господа – такие, как воскрешение мертвых – извлекали, буквально вытаскивали из этих пропастей неведения и чувственности греховной людей, заставляли их верить в высшую реальность, в нечто большее – в то, что есть мир духовный, благость Божественная, в то, что Господь близок. И заставляли этих людей искать вечное, блаженное Небесное Царство.

Но нужно ли это нам? Сейчас многие ставят вопрос: почему нет чудес перед нашими глазами, мы хотим такие же чудеса, которые видели соотечественники и современники нашего Господа. Но на такой вопрос сам Господь фарисеям, которые знали законы Божественной жизни и истинное учение о Боге Едином, говорит слова жестокие: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 39). Нам не нужно никаких чудес, у нас есть Божественное Откровение, у нас есть святое Евангелие, где все, что нам необходимо исполнить, сказано.

И особенно в такие дни, как Родительские субботы, как сегодняшний день, когда мы молимся об упокоении тех, кого с нами нет, мы не можем не задумываться о том, что некогда сами переступим порог Вечности. И как оно будет там? Мы не знаем. Мир духовный закрыт для нас, он неведом. Но мы знаем одно: если в сердце наше не будет вброшено Божественное семя Вечной жизни и оно не начнет раскрываться в сердце здесь и сейчас, то, когда мы переступим порог Вечности, произойдет ли чудо, будет ли оно? Или мы останемся ни с чем, останемся неплодоносными, потому что нам не из чего будет принести плод?

Дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы учение Церкви, которое содержится в полноте, в истине, а самое главное – в предельной доступности для каждого, было нашей настольной книгой. Чтобы мы внимательно вчитывались в него, написали его на скрижалях нашего сердца, и тогда молитва об упокоении наших сродников и о Вечной блаженной жизни, которой все мы чаем, станет для нас реальностью. Тогда и мы, возможно, услышим от Господа слова, подобные тем, которые Он сказал о дочери Иаира: Эти люди не могут умереть, они могут только заснуть, потому что Я их обязательно воскрешу.

Аминь!