Слово протоирея Георгия Гуторова на праздник Возвижения Креста Господня

И действительно, из тьмы веков, из глубины Ветхого Завета человечество в лице лучших своих представителей — пророков и святых Божиих человеков, предрекало это величайшее чудо из чудес, которое мы сегодня празднуем и прославляем, чудо Крестного Древа, чудо Креста, чудо той величайшей, ни перед чем не останавливающейся и ничем не гнушающейся Божественной любви, которую Господь явил и засвидетельствовал Своим восшествием на Крест. Один проповедник, задаваясь вопросом, спросил слушающих его: почему Господь избрал именно крестную смерть, почему каким-то иным образом Он не искупил род человеческий; и сам же ответил очень необыкновенно на поставленный им же вопрос: Крест — это то средство, каковым Господь показывает всем Своим существом насколько Он любит каждого человека. Именно самое положение и существо Крестного Древа позволило Христу, будучи вознесенным на него, быть распростертым Своими объятиями, чтобы каждый верующий и взирающий на миролюбезное Древо Крестное видел, что Бог не только умер на этом Кресте, но и Своею смертью Он всех, весь род человеческий призывает в Свои Божественные Отеческие объятия. Удивительный образ того, чем для каждого из нас является Крестная смерть нашего Спасителя.

Сегодня апостол Павел в Послании к Коринфянам, чтенном за сей Божественной Литургией, произнес удивительные слова, он сказал, что слово крестное для погибающих является безумием, юродством, а для нас, спасаемых, это сила Божия. Неслучайно, что знамения крестного трепещут и содрогаются темные силы. Мы с вами порой этого не осознаем и не отдаем себе в полноте отчета, чем для нас является Древо Крестное, чем для нас является крестное знамение. Очень нередко можно, к сожалению, видеть, когда люди православные, пытаясь осенить себя крестным знаменем, вместо благоговейного изложения на себе Креста, как бы нечто машут пред собою. Такое ощущение иногда создается, что человек не крестным знаменем себя осеняет, а как будто от себя мух отгоняет.

Святитель Иоанн Златоуст, к слову говоря, память которого сегодня Церковь празднует, не так широко и не так полно, поскольку событие Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста является, безусловно, самым главным событиям сегодняшнего дня и все остальные события, пусть и важные, и для нас значимые, уже отходят в некую тень от Древа Крестнаго, так вот он говорит о том, что такому маханию, т.е. небрежному осенению себя Крестом, бесы радуются. Радуются от того, что видят небрежение к тому, через что Господь сокрушил их державу, через что Господь разрушил узилища адовы, поскольку Господь, распявшись на Кресте и предав Свой бессмертный Божественный Дух в руце Бога и Отца, сошел душою во ад и там разрушил заклепы и оковы адовы и через это искупил Своею Кровию весь род человеческий. И мы с вами видим в Кресте величайшую цену нашего спасения.

Люди имеют обыкновение ознаменовывать то или иное происшедшее событие, или того или иного человека сооружением в честь него какого-нибудь памятника, и мы можем с вами привести бесчисленное количество всевозможных памятников, посвященных героям, всевозможным воителям, освободителям и так далее. Существует множество причин, побуждающих человека возводить то или иное памятное сооружение в честь того или иного события, но над всем миром высится памятник, имя которому Крест Христов, и в отличие от каких-то других сооружений, напоминающих нам о том или ином событии, этот Крест воздвигнут не любовию человеческою, а ненавистью и злобою людской, поскольку движимые этим чувством, люди распяли Христа, в более широком смысле этого слова, это сделали людские грехи, грехи всех нас без исключения.

Когда бы человек не жил пределами своей земной жизни, до пришествия в мир Христа Спасителя, или после, или будучи подобно нам и нашим современником, если он творит грех и творит беззаконие, то через это он умножает то зло, ради которого Бог сошел на землю и взошёл на Крест. В большей степени, без всякого сомнения, мы, живущие в пределах Нового Завета, приемлем большее осуждение за творимый нами грех, потому что люди, которые жили до пришествия в мир Христа Спасителя, они по слову апостола Павла, как бы гадательно, как бы сквозь тусклое стекло разумели, что должен прийти в мир Спаситель, мы же с вами имеем полноту знания того, что Бог так возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Зная все это, зная какою ценою совершено наше с вами спасение, мы, к сожалению, не прекращаем творить зло в нашей жизни, в каком бы масштабе это зло себя не выражало и не обнаруживало, коль скоро оно есть в нашей жизни, следовательно, мы с вами вновь и вновь пригвождаем Христа к тому Крестному Древу, которое сегодня воспеваем и величаем.

Здесь происходит удивительный парадокс: человеческая ненависть пригвождает Господа к Древу Крестному, но Бог из этого, казалось бы, предельного зла извлекает не только благо, а извлекает спасение всем нам. Мы с вами знаем хотя бы исторически о том, чем являлся для людей современных земной жизни нашему Господу крест: это было самое страшное, самое мучительное и вместе с тем самое позорное средство смерти. К распятию на кресте приговаривали самых страшных разбойников, преступников, т.е. людей на которых в буквальном, или фигуральном смысле этого слова человеческое общество ставило крест, т.е. этих людей извергали из общества нормальных людей.

Такою мучительною страшною смертью, которая могла длиться от нескольких часов до нескольких суток, приговаривался умереть человек, совершивший какие-то совершенно чудовищные преступления и беззакония пред человеческим обществом, и именно эту смерть избирает Христос, как самую позорную, самую мучительную и самую страшную, чтобы чашу своих страданий за искупление всего рода человеческого до последней капли испить. Именно на Кресте Он умирает и соделывает Крест из орудия позорной и страшной смерти ключом, которым Он отверзает врата Царствия Небесного для всех тех, которые веруют в Него и всех тех, которые готовы нести свой жизненный крест вслед за Господом и Спасителем.

Неслучайно в Евангелии Господь не единожды говорит всем нам, т.е. Его последователям: кто не берет Креста и не отвержется себя, и не следует за Мною, тот недостоин Меня. И поэтому для каждого православного человека должно быть совершенно понятно, что крест, т.е. те жизненные испытания, невзгоды и страдания, которые выпадают на долю каждого из нас, это не есть какие-то мучительные и досадные недоразумения, которые случаются в нашей жизни, а по слову одного замечательного проповедника — это есть некие ступени, восходя по которым и преодолевая свои жизненные невзгоды и скорби, человек восходит на небо и становится жителем рая. Поэтому для нас с вами, дорогие братья и сестры, крест это непременное условие спасения, поэтому пусть не страшит нас то или иное жизненное испытание, та или иная жизненная невзгода, болезни ли, скорби ли, лишения ли, какие-то иные утраты и потери, все это совершается с одной главной и основной целью, прежде всего, спасения всех нас для вечности и бессмертия.

Мы с вами знаем на примере страданий нашего Господа, извлекая это из страниц Священного Писания и Божественного Евангелия, что может быть три рода креста, которые могут соприкасаться с жизнью человека, с жизнью каждого из нас.

Первый крест — это крест безумного разбойника, который был распят со Христом по левую руку, и мы все помним о том, как он тяготою своего хуления сошел во ад. Страдал, мучился в равной мере со Спасителем, который был рядом с ним на таком же кресте, но этот крест ничего не дал ему кроме еще более страшных страданий и более страшных мучений, так как будучи приговоренным за свое беззаконие к смерти на этом же кресте, он хулил, злословил, глумился над Христом и Господом.  Так миллионы и миллионы людей несут крест безумного, как мы его называли, разбойника. Наверное, нет ни одного человека в поднебесной, кто не страдал бы, не скорбел, не претерпевал тех или иных лишений и невзгод, но когда эти страдания не ради Христа и не с покаянием, и более того, как совершенная мера сказанного, не с благодарностью Богу приемлются, тогда они действительно низводят страдальца вослед того, который хулил Христа, будучи тоже распятым на кресте.

Есть другой крест, крест разбойника благоразумного, ибо так называет его Церковь. Мы с вами тоже можем понять и в какой-то мере к себе применить это уподобление, потому что сначала и он был подобно своему товарищу безумным, ибо одно имя ему было — разбойник, а после того, как увидев, и как сам это засвидетельствовал на кресте своему товарищу и подельнику: мы достойное по делам нашим, приемлем, т.е. заслуженно страдаем, потому что вся наша предшествовавшая жизнь тому является подтверждением, а это кровь неповинная проливается; и обратившись к Спасителю воззвал, говоря Ему: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. И для нас с вами это является самым величайшим примером того, как не опускать руки, не унывать и не падать духом. И мы знаем с вами, что самый последний грешник, если он осознает свой грех, свое неразумие, свое беззаконие и, сокрушаясь в этом, кается пред Богом, то он будет непременно наследником той радости, в которую вошел благоразумный разбойник своим крестом.

И есть среди нас таковые, которые, живя беззаконно, живя вне правды Христовой, уверовали однажды в Него и, увидев ужас того, что творили в своей жизни, сказали, что все те скорби, все жизненные испытания, которыми окружает меня моя жизнь, я приемлю по делом своим, т.е. совершенно справедливо и заслуженно: верую и исповедую, Господи, что подобно тому благоразумному покаявшемуся разбойнику, Ты и меня не лишишь вечной радости и Царствия Небесного, которого его сподобил и в которое первому ему благоволил войти.

И, наконец, третий крест, Крест Самого Христа Спасителя.

Мы спросим, как можно по отношению к нам его применить и мыслимое ли это дело, наши скорби, человеков грешных и недостойных, уподобить тем страданиям, которые претерпел Сам Владыка Господь? Однако же отцы Церкви говорят о том, что если христианин готов нести страдания за других людей, например, ухаживать за своими больными родителями, нести крест своих детей, неразумных или больных, или какие-то другие благодеяния творить другим людям, его окружающим, то его подвиг может уподобиться Кресту Христову в той мере, в которой мы по человеческому своему разумению и в силу своих человеческих возможностей можем уподобиться в своем следовании Христу Спасителю, потому что Господь умер за весь род человеческий, Невинный умирает за виновных. И если человек несет бремя чужих скорбей и чужих невзгод и болезней, не ропщет, не проклинает свою долю, не сетует на свою судьбу, как многие из нас делают, а с благодарностью приемлет и говорит подобно многострадальному Иову: Бог дал, Бог и взял, пусть имя Господне будет благословенно отныне и до века; то таковой Христоносец может быть уподоблен Самому Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу.

У каждого из нас, дорогие братья и сестры, есть свой жизненный крест, каждый из нас прекрасно понимает и осознает, в чем этот крест выражается и заключается. Мы с вами не так давно говорили об этом, и мне хотелось бы вновь эту мысль предложить вашему боголюбивому вниманию, что тогда возможно нести свой жизненный крест, если мы бы будем просить у Бога и стяжать в себе это поистине Христоподражательное качество – терпение. Если мы будем в этом себя воспитывать, если мы будем приобретать и стяжать в своей жизни терпение по отношению ко всему тому, чем Господь нас в нашей жизни посещает, то кольми проще будет каждому из нас нести ношу, которую Господь возложил на рамена каждого из нас.

Пусть Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, Кресту Которого мы сегодня благоговейно покланяемся и лобызаем, научит нас тому, как должно нести свой жизненный крест и свою жизненную ношу, чтобы пройдя путь этого маловременного жизненного поприща, неся свой человеческий жизненный крест на свою мысленную человеческую Голгофу, силою Честнаго и Животворящего Креста, молитвами Пресвятыя Преблагословенныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, от века Богу несением своего Креста угодивших, удостоиться и нам этой неизреченной радости, которую Бог уготовил всем нам, верующим в Него прежде сложения мира, сподобиться той радости, которое око человеческое не видело и ухо человеческое не слышало, и которое на сердце человеку не приходило, той небесной радости, где пребывает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.