Слово  священника Андрея Кудрина в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных.

 

Во времена Ветхого Завета, в Древнем Израиле заболевание проказой делало человека исключенным не только из общественной жизни, но и не давало возможности участвовать в богослужении. Об этом подробно описывается в 13-й главе библейской книги Левит. Всё это невыносимо увеличивало страдания человека, больного проказой. Такому человеку могло казаться, что его избегают не только люди, на что от него отвернулся и Сам Бог.

И вот однажды, десять несчастных прокажённых, среди которых был один самарянин, встречают Господа Иисуса недалеко от входа в одно из селений. Наверное, они уже от кого-то слышали об этом Божественном Человеке, и их души загорелись верой и надеждой на то, что Господь помилует их. Они «остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас!» (Лк. 17. 12-13) И дальше мы видим необыкновенную, мгновенную и чудесную силу веры. Господь не спрашивает их ни о чём, не ставит им каких-то трудных условий, Он всё прекрасно знает Сам: знает их боль, страдания, годы, проведенные в скитаниях, вдали от человеческих жилищ. Он говорит им: «пойдите, покажитесь священникам», то есть исполните то, что предписывалось в книге Левит, когда наступало очищение от проказы (Лев.13.17). «И когда они шли, очистились» (ст. 14). Перед нами потрясающий пример немногословной и доверчивой веры, пример Божественного чуда, которое совершается тихо, без суеты и шума, как ответ на терпение и искреннее доверие этих десяти человек. Но как важно, когда человек ждёт чуда, ждёт облегчения своих внешних страданий, чтобы одновременно исцелилась и его душа, его сознание и воля, чтобы теперь всегда быть с Богом и прославлять Его своей жизнью. На это. к сожалению, оказался способным лишь один из десяти, ем «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (стт. 15-16).

Быть самарянином, в сознании иудеев, это даже хуже, чем быть прокаженным. Иудеи с самарянами не сообщались (ср. Ин. 4, 9) и глубоко презирали друг друга. Только общая болезнь и беда свела этих прокаженных друг с другом. Эта общая болезнь привела их ко Христу и к чуду. Но дальше их пути, к сожалению, разошлись. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности…но тот Иудей, кто внутренно таков… по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» — говорит св. апостол Павел (Рим. 2. 28-29). Этот бывший прокаженный самарянин не только исцелился от ужасной болезни, он духовно перерос своих собратьев по несчастью. Он смог преодолеть вековую вражду, гордыню и обиды и «воздать славу Богу»,(ст. 18), припадая к ногам Богочеловека Иисуса, родившегося среди Иудеев. Мы видим здесь чудо исцеления не только от болезни тела, но очищение и от внутренней проказы, вражды и зла, которая живет в сердцах людских. Вера и благодарность воистину спасли его.

Оглядываясь на окружающую нас современную жизнь, мы видим, что болезни, страдания, вражда, конфликты и противостояния на национальной и религиозной почве, не ушли в прошлое. Они всё более растут, являясь, как правило, свободным выбором людей, живущих без Бога или лукаво отвергающих Его Закон. Но в то же время, размышляя над сегодняшним евангельским чтением, мы видим, что выход есть. Этот выход в том, чтобы преодолев гордыню и вражду, учиться принимать друг друга, поддерживать друг друга в болезнях и скорбях, и вместе всем идти ко Христу Спасителю и Богу, прославляя Его своей верой и верностью. Аминь.