Слово в 21-ю Неделю по Пятидесятнице

 

Когда страсть овладевает сердцем человека, то он становится практически неуправляемым существом. Он становится зависимым от того или иного порока, который овладевает его сердцем и волей, он становится рабом этого греха, рабом жалким, несчастным, не способным сопротивляться своему грозному, им же, заметим это, самим человеком выбранному владыке, потому что диавол не может владеть нашей волей без нашего на то согласия и соизволения. Только лишь тогда, когда мы позволяем ему войти вглубь нашего сердца, тогда он становится грозным, неумолимым царем, который, не спрашивая нашего согласия, не спрашивая нашего желания, требует служения себе. Заметьте, какая диаметральная разница между отношением Бога по отношению к человеку и диавола, который овладевает человеческой волею и сознанием.

Господь лишь говорит, призывая человека к спасению, единожды, дважды, трижды, деликатно, не нарушая нашей свободы, предлагает нам радость вечной жизни. Он говорит ему о том, что ожидает его за исполнение воли Божией и следования за Ним и что его может ожидать, если человек отказывается и отрицает для себя эту всеспасительную и всеблагую волю Божию.

Диавол же поступает совершенно иначе. Найдя доступ к сердцу человеческому, он, если грубо выразиться, просто вышибает двери нашего сердца и воцаряется в нем. Он не спрашивает, не предлагает, он сначала тонко обольщает человека теми или иными своими предложениями, пытаясь как бы навязать то или иное греховное удовольствие. Человек, прельщаясь, пленяясь этой внешней оберткой, принимает грех в свое сердце, и тогда, найдя через этот грех доступ к сердцу человеческому, диавол гнездится в этом сердце и властвует в нем безраздельно. Сегодняшнее евангельское повествование удивительным образом  свидетельствует об этом и говорит.

В силу того, что мы с вами достаточно часто вспоминаем это евангельское место и об этом говорим, сегодня мне хотелось бы сказать о других проявлениях власти страстей над человеком, о тех вещах, которые как правило не воспринимаются страстями. Речь идет о двух состояниях, которые очень свойственны каждому из нас, – это печаль и уныние. Когда мы говорим с вами о страсти, то мы воспринимаем ее в сознании своем как нечто очень темпераментное, горячее, бурлящее в жизни человека. Например, блудная страсть, страсть к играм, или например, страсть сребролюбия, гневная страсть, это всё говорит о том, что кровь в человеке бурлит, кипит. Когда же мы говорим о печали и унынии, то какая же это страсть, скажете вы, это нечто холодное, скучное, безжизненное, тоскливое, но, тем не менее, святые отцы называют уныние и печаль именно страстями, которые овладевает сердцем человеческим. В этом кроется некое коварство врага рода человеческого. Нам кажется, что это просто какая-то хандра, отсутствие настроения, но это две страсти, которые глубоко взаимосвязаны.

В нашем словоупотреблении кажется, что это слова синонимы, но это не совсем так, потому что первоначальное состояние – печаль, – это то, когда человек расстраивается по разного рода поводам, а поводов для этого вполне достаточно в нашей жизни. Мы огорчаемся от того, что нам грубое слово сказали в общественном транспорте, начальник нахамил, нагрубил, сделал замечание, сделал выговор, в семье неблагополучно, дети огорчают и так далее, и тому подобное. Всё это вызывает некую печаль в жизни человека, человек огорчается. Признаками печали является отсутствие какой бы то ни было радости, какого-то жизнелюбия, мы начинаем роптать, мы начинаем малодушествовать, мы начинаем осуждать, начинаем делиться со своими близкими своими неудачами и так далее, и тому подобное. Все эти печали возобновляются из раза в раз.

Мы должны всегда понимать, что враг рода человеческого ведет с каждым из нас непримиримую борьбу, и если мы воспринимаем это просто как случайность, просто как очередную жизненную неудачу, то мы глубоко в этом заблуждаемся, потому что самая главная цель лукового заключается в том, чтобы привести человека к состоянию, при котором он не захочет молиться Богу, он не захочет быть с Богом, более того, он способен будет восстать на Бога. Одним из таких основополагающих средств в арсенале диавола является печаль. Он внушает нам мысль о несправедливости, которая с нами происходит, о том, что нас напрасно, несправедливо уничижают, обижают, огорчают и так далее, мы начинаем поддаваться этому состоянию, мы начинаем портить настроение окружающим нас людям, потому что наше настроение испортили.

Если мы с вами не вооружаемся против печали, то мало-помалу эта печаль переходит уже в наиболее страшное состояние, имя которому уныние. Если для печали есть какие-то причины, то для уныния порой и причины не нужно, человек настолько свыкается с этим состоянием, что уже ему нисколько не сопротивляется и находится в нем постоянно. Выражаясь современным языком, человек находится в депрессивном состоянии, ему ничто не в радость, человек живет в замкнутом круге своих бесконечных проблем, и эти проблемы для него никогда не кончаются. Если человек не вооружается борьбой против этих страстей, тогда враг рода человеческого достигает своих целей, потому что он привел человека в нужное для него состояние.

Некоторые люди пытаются решать это состояние тем, что ищут утешение в винопитии, в блуде, в наркомании, в каких-то страстях, которые, как им кажется, могут помочь им в их состоянии. Но это еще большее заблуждение, еще большая пагуба, потому что диавол действительно торжествует победу, видя, что человек принял это состояние и согласился с ним. Мне однажды приходилось видеть человека, который мне сам говорил, что он испытывает даже некий комфорт в состоянии уныния и отчаяния, он никого видеть вокруг себя не хочет, ему всё постыло, он уже настолько сжился и смирился с унынием в своей жизни, что он подобно улитке, заползающей в свою раковину, закрывается от всех и ничего и никого ни видеть, ни слышать не желает. Мы сегодня слышали в Евангелии о похожем состоянии того самого гадаринского бесноватого, которого пытались окружить любовью и пониманием люди, находившиеся рядом с ним, но он все эти узы любви и человеческого доброго отношения разрывал и бежал прочь, ему всё было постыло и ненавистно. Его пытались связывать веревками и сковывать цепями, но и эти узы он разрывал как несуществующие и бежал прочь от человеческого общения. Это крайняя  степень человеческого отчаяния.

Иные, бывает, решают более радикально свою собственную человеческую судьбу, находясь в этом страшном, поистине демоническом состоянии, они даже руки на себя накладывают. Несчастные самоубийцы, они именно этим движимы, что им всё ненавистно, всё невозможно, им нечего предложить, что могло бы их утешить и каким-то образом рассеять их состояние. Диавол, действительно, имеет здесь решающую роль, он говорит и внушает: найди в себе единственное мужество, сделай этот мужественный поступок, чем такая жизнь, так вовсе не жить. И человек, идя на поводу внушенного состояния, разрывает всё, разрывает все связующие связи и разрывает свою собственную жизнь. Это самые несчастные существа в поднебесной, которые так поступают. Человеку кажется, что тем самым он избавится от этого состояния, избавится от этой бессмысленности и бесцельности, а одним из синонимов слова уныния как раз и является слово бессмысленность. Человек теряет смысл своей жизни, теряет цель своего земного существования, ему кажется, что вот сейчас, поступив так решительно, он избавится от всех мучений и страданий. На этом и ловит его лукавый, потому что все те страдания, которые здесь он претерпевал, эти муки, потому что отчаяние и уныние по-другому и не назвать, это настоящая мука, это ад уже здесь на земле, всё это переходит с человеком туда. Здесь на земле любые страдания, любые неудачи, любые скорби имеют свой предел, по крайней мере, временной. Господь призовет нас и всё это закончится, прервется, как неспособное существовать там, в вечности, но тот, кто совершил такой поступок, кто наложил на себя руки, он переходит в этом состоянии, возведенном в бесконечную степень, туда, где нет никакого завершения мукам и страданиям.

Какой же выход? Ведь нам очень свойственно малодушествовать, мы все падаем духом, мы малодушествуем, мы печалимся по самым разным поводам, по поводам объективным и совершенно надуманным, выдуманным, потому что наши печали не соответствуют причине их возникновения. Мы сами себе нафантазировали, сами себе надумали, в какую-то превосходную степень возвели те неприятности, которые нас окружают в нашей жизни. Святые отцы говорят нам о нескольких возможностях вырваться из плена этого страшного состояния. Надо сказать, что для нашего современного состояния, уныние и отчаяние являются, наверное, одними из самых страшных искушений, потому что им подвержены все без исключения. Еще святитель Игнатий Брянчанинов говорил замечательные слова о том, что христиане первых веков спасались тем, что их гнали за Христа, их распинали на крестах, их обезглавливали, их в узилища и темницы садили, но они претерпевали всё это, потому что понимали, что страдают за Христа, и это в еще большей степени вселяло в их сердца мужество и уверенность в правоте того, что они делают. Другие христиане воодушевлялись их подвигами, видя как их собратья по вере умирали за Христа, они ревновали о славе Божией. Наше же время иное, с одной стороны, по милости Божией нас с вами никто не гонит за наше исповедание, нас не преследуют, нам никто не мешает в Церковь ходить, никто не препятствует быть христианами, но, как говорит святитель Игнатий, христиане последних веков будут спасаться скорбями, они будут спасаться этой рутиной, печалями и унынием, которые враг всячески вселяет в наши сердца. Здесь сложнее спасаться, потому что мы не видим смысла в том, что с нами происходит, мы не видим в этом подвига, цели, потому что всё это банально, обыденно, повседневно. Мы даже не воспринимаем в наших жизненных неудачах и скорбях особый Промысл Божий по отношению к нам, потому что этими скорбями, перенесением этих невзгод нам с вами надлежит войти в радость Господа своего.

Святоотеческое понимание всех скорбей, печалей, уныния отвечает на вопрос следующим — одним из самых мощнейших средств для христианина, находящегося в унынии или в печали, является милосердие, которое он может оказывать окружающим его людям. Каждый из нас знает на своем собственном жизненном опыте, что сделай доброе дело кому-нибудь, милостыню подай человеку, и у тебя на сердце воцаряется какое-то тепло, тебе светло становится. Вот ты сделал благодеяние, от себя чуточку оторвал, кому-то дал, и ты чувствуешь совсем иное состояние. Я много раз приводил один замечательный пример из русской эмиграции. В Париже есть парк Бют-Шомон, достаточно популярное место, где любят гулять горожане, там есть пруд и через этот пруд опрокинут мост с очень страшным названием «Мост самоубийц». Он так страшно назван потому, что бросаясь с него, очень многие кончали бесславно свою жизнь. Очень известный в литературном мире русской эмиграции Дмитрий Мережковский рассказывал такую историю, как однажды, проходя через этот парк, он увидел одного достаточно богато одетого молодого человека, по его лицу было понятно, с какой целью он стоит на этом печально известном мосту. Он понял, что этот юноша намеревается покончить жизнь самоубийством, бросившись с этого моста. Он подумал, что же ему нужно сделать, как можно предотвратить эту катастрофу, подойти к нему и сказать, что это безумие, сумасшествие, страшный смертный грех, наверное, это не будет убедительным, потому что все названные аргументы этот молодой человек, наверное, в себе уже переступил. И тогда он, помолившись Богу, чтобы Господь вразумил его, подошел к этому молодому человеку и задал нелепый вопрос:

–    Простите, можно к вам обратиться?

Да, – тот недовольно обернулся на него.

Мне кажется, у вас есть деньги?

Молодой человек был ошеломлен этим нелепым вопросом.

Ну, предположим, да, есть, а вам что до того?

Да ничего собственно, просто здесь неподалеку квартал бедноты, вы пойдите, отдайте свой кошелек этим бедным людям, а потом возвращайтесь сюда и делайте то, что вы задумали.

Молодой человек несколько оторопел от такого предложения, потом пошел и уже не вернулся к этому мосту, потому что доброе дело, милостыня, поданная бедному нуждающемуся человеку, сделала свое благодатное дело. Господь коснулся сердца этого юноши и, наверное, совершенно по-другому он воспринял свои печали, проблемы, скорби, которые подвигали его так бесславно и бездарно закончить жизнь самоубийством. Это не вымысел. Когда человек пытается делать добрые дела другим людям, милостыню подавать, даже тем, кто, казалось бы, ее не заслуживает, всё это совершает в нашем сердце удивительное преображение, по-гречески это слово означает «метаморфоза», по-русски –  «преображение».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, и давайте запомним эти слова навсегда, до последнего вздоха, он говорит, что в милостыни нуждаются не тот, кто ее просит, а тот, кто ее подает. Мы в ней нуждаемся в этой милостыне, и даже не важно, кому мы ее подаем, любому человеку, пьянице, пропойце или какому-то обманщику, это уже его собственные проблемы. Господь говорит в Евангелии, что Он дает солнце на праведных и на грешных, и дождь проливается на злых и на добрых, и поэтому, когда мы подаем даже какому-нибудь проходимцу, то в конце концов по мысли святителя Иоанна Златоуста мы уподобляемся Богу, который дает Свои блага всем, и хорошим, и плохим, и через эту добродетель, через это сострадание и милосердие мы с вами становимся лучше, мы исцеляем наши скорби. Казалось бы, оттого что мы подали милостыню, ничего не изменилось в нашей жизни: как были неприятности на работе, предположим, так они и остались, но в сердце совершенно другое состояние, радость, покой и мир, и твердая уверенность, по слову апостола Павла, что любящему Богу всё споспешествует во благо. Это второе средство, которое способно утешить нас в печали и унынии, это твердая и несомненная вера в Промысл Божий, вера в то, что даже если сейчас, в данный момент, с нами происходят какие-то жизненные неудачи, то это нужно потерпеть, потому что Бог благословил мне потерпеть это ради исцеления моей несчастной, истерзанной, больной души. Запомним эти замечательные слова апостола Павла: любящему Богу всё, что происходит с ним в жизни, всё содействует ко благу.

Помните Иосифа Прекрасного, которого братья продали в рабство? Какое несчастье, трагедия, мало того, проданный в рабство во Египет, он был оклеветан нечестивою женой Потифара и был заключен в темницу, где провел еще несколько лет. Какой в этом мог быть смысл? Но Бог преуготавливал через эти скорби и страдания его, как спасителя не только своего семейства, но и всего своего народа, потому что он, пройдя путь скорбей и невзгод, воцарился над Египтом. Или Псалмопевец Давид, который был гоним от Саула и который был впоследствии гоним от своего собственного сына Авессалома, всё это претерпевая, принимал это как должное и поделом своим восприемлемое, и через это стал тем, кто на устах каждого верующего человека в ежедневном молитвословии поминаемым, потому что мы должны, по крайней мере, каждый день читать святую Псалтирь, составленную и написанную святым Псалмопевцем Давидом.

Поэтому если нас, дорогие братья и сестры, преследуют какие-то жизненные невзгоды и испытания, мы всё это должны претерпевать, твердо уповая на то, что Бог так мне сейчас в данный момент благословил претерпеть. Есть замечательные слова у преподобного старца Паисия Святогорца, который говорит: всё зависит от того, как человек принимает скорби и болезни, как он принимает жизненные  испытания, потому что по-разному люди принимают их, один принимает их с благодарностью Богу и говорит, что поделом он приемлет это и благодарит Бога за посланные ему испытания, другой отчаивается, впадает в дикую депрессию, через которую ему жизнь не мила и постыла. Он приводит в замечательный, смешной пример бедуинов, племена которых живут и сейчас в Палестине. Представляете, говорит старец Паисий, бедуин, который всегда при любых жизненных обстоятельствах жизнерадостен, у него один единственный зуб во рту, но ему кажется, что у него этот зуб перламутровый, а у кого-то одного зуба не хватает, и ему жизнь не мила, он готов счеты с жизнью свести. Вот как мы реагируем порой на то, чем мы обладаем и на то, чего не имеем, это действительно очень серьезный момент, о котором должно каждому из нас задуматься. Но даже если мы чувствуем, что мы молимся и просим Господа, чтобы Господь даровал нам терпение и силы в преодолении тех или иных жизненных испытаний, но не видим выхода и всё равно эти скорби продолжаются, то святые отцы говорят, что и это есть часть жизненного креста. Если мы будем нести его, доверившись Богу и возложив на Него всё свое упование, то через несение жизненных испытаний Господь дарует нам венец вечный.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит замечательные и известные многим слова, он говорит так, что христианин, подвижник, познается в унынии, как он его переносит, как он его претерпевает. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем всегда помнить, что печаль и уныние, это страсти, которые сеются врагом рода человеческого в наше сердце, никогда не будем с ними соглашаться, никогда не будем верить этим помыслам, которые внушаются нам извне, но будем твердо знать и твердо уповать на то, что Промысл Божий, попускающий нам эти жизненные невзгоды и испытания, ведет нас прежде всего к тому, чтобы наша душа закалилась в этих испытаниях, чтобы она стала способной к претерпению любых жизненных невзгод и испытаний, мало того, чтобы наша душа была способна, претерпев всё это, откликаться на чужую боль, на чужие страдания, чужие невзгоды, и всё это стяжав в своем сердце, удостоиться вечной радости и Царствия Небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.