Слово в 25-ю Неделю по Пятидесятнице

С одной стороны, для многих из нас это неожиданность, с другой стороны, мы как-то привыкли к тому, что самолеты падают. Но когда мы читаем о том, что погибли артисты, сердце чувствует какую-то несправедливость, мы задаемся вопросом: почему так? Но как верующие люди зная, что все бывает по воле Божьей, без которой даже волос с головы человека не падает (см.: Мф. 10, 30), мы не можем сказать, что это несправедливо, поскольку это Божественное попущение.

А что мы тогда можем сказать? В Евангелии есть эпизод, когда Христу рассказали о том, Пилат однажды смешал кровь жертв вместе с теми, кто их приносил (см.: Лк. 13, 1). И сам Господь сказал, что Силоамская башня упала и раздавила под собой многих людей (см.: Лк. 13, 4), и добавил: «Не думайте, что они были грешнее других, но если вы не покаетесь, то и вас ждет такой же конец» (см.: Лк. 13, 2-3). Наверное, сегодня мы так думать о погибших не должны.

Вместо этого вспомним слова святителя Филарета, митрополита Московского, о духовном состоянии светского общества в то время. Он говорил, что раздаются как бы дальние удары грома, да жаль, что громоотводов нет. И Иисус спит на корме, а степень развращенности людей захлестывает общество, подобно волнам, через край (см.: Мк. 4, 37-38). Но, по словам святителя, это еще не предел. А вот когда, например, врачи потеряют страх Божий и будут делать свою работу исключительно для того, чтобы получать мзду, тогда приблизятся последние времена. И чтобы продлить жизнь мира, – говорит святитель Филарет, – Божественное правосудие потребует жертв, и жертв невинных.

Задумаемся над тем, что духовное состояние современного светского общества, наверное, намного хуже, чем во времена святителя. И может быть, мы сегодня лицезреем то, что Господь, чтобы мы еще имели время на покаяние в своих грехах, продлил нам жизнь, «компенсируя» ее жизнью тех, кто неповинен. Те люди, которые летели в Сирию, какое зло совершили? В течение всей своей жизни они несли душам людей свет, радость, отдохновение, успокоение, отгоняли уныние. Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова многие из нас знают и любят. Поэтому сегодня, молясь о них, мы предстоим пред Господом с мыслями о своих грехах, и каемся в них, и испрашиваем прощения.

Сегодня мы также празднуем память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, которого Святая Церковь прославляет в том числе за то, что он многим людям помогал понять, в чем их греховные проблемы, в чем они должны каяться. Из жития святителя мы знаем, что многие, с кем он общался, не совсем и не сразу понимали, чего от них хочет святой старец.  И только благодаря молитве и мудрости святителя приходили в великое раскаяние, становились праведными людьми. Поэтому сегодня мы обращаемся ко святителю Спиридону с просьбой научить нас истинному покаянию, которое вводит человека в Царство Небесное.

 В то Царствие Небесное, о котором нам сегодня приточно повествует Евангелие от Луки (см.: Лк. 14, 16-24). И слушая, как званые не откликаются на призыв Царя прийти на брачный пир, мы недоумеваем: да как же так можно? Ведь Царь зовет. А всем приглашенным некогда и недосуг: один землю приобрел, другой волов 5 пар купил, третий женился. И Писание говорит, что Царь разгневался и послал раба пригласить тех, кто находится за пределами города. Раб пошел, и пригласил, и посадил за стол, однако места еще много осталось. И тогда Царь говорит рабу: пойди по дорогам, по перепутиям, по изгородям и всех, кого найдешь, понудь, заставь прийти и сесть за стол!

Конечно, эта притча о нас с вами. Мы, стоящие перед Богом, постоянно оказываемся именно теми, кто землю купил или волов, или женился, или мы находимся за пределами города, так что нас Божественный зов должен принудительно тащить на этот пир, разве не так? Казалось бы, да, мы верующие во Христа люди, мы чаем воскресения мертвых, мы знаем, без чего нам нельзя спастись. Но беда в том, что со своей совестью очень просто договориться на самом что ни на есть глубиннейшем уровне.

Например тот, который говорит, что купил землю, – почему он не идет на Божественный зов? Он считает свое дело важнейшим. А как такая подмена ценностей могла произойти? Да очень просто: он договорился в глубинах своей совести с самим собой, что эта земля ему нужна не сама по себе, а для того чтобы в Царствие Божие войти. «Буду растить плоды, буду продавать их, буду получать деньги, обеспечу себя, – скажет лукавый человек. – А для чего? Для того чтобы потом молиться, ходить в храм безбедно, не переживая о куске хлеба, который должен буду заработать. Меня ничто не будет отвлекать от церковной жизни, и так далее, и тому подобное». Разве мы не уподобляемся этим людям? К сожалению, уподобляемся, ведь мы постоянно находим себе оправдание.

А когда нам нужно идти в храм, разве мы не уподобляемся тем, кого раб заставляет, понуждает прийти? Ведь если быть честными, не прилагаем ли мы над собой усилия, иногда даже очень серьезные, чтобы заставить себя не остаться дома, а пойти в храм? Многие буквально насилуя свое естество это делают. И так во всем.

И вот уже накануне праздника Рождества Святая Церковь чествует святых праотцев, именно поэтому сегодня читается Евангельское зачало о званых на вечерю, которое подготавливает нас к правильному уразумению истины о самих себе. И Церковь хочет, чтобы мы осознали свою «постоянную занятость», зависимость от мирских дел, свое постоянное нежелание прийти на этот пир, куда зовет нас Господь. Почему мы не хотим прийти? Да потому, что сердце наше не ведает, что такое этот Божественный пир. Для нашего сердца закрыто это чувство. И человеку кажется: ну что там может быть особенного, если я сыт, одет и обут? Ну приду я туда, поем, посижу, посмотрю, послушаю, и все будет то же самое.

А между тем притча до каждого из нас призвана донести важную мысль: то, что самое лучшее есть в наших сердцах в начатке, та светлая радость, которую мы когда-то переживали, совершенно не зависимая от материального, то блаженство, то движение света, которое посещало наши сердца, – все это в избытке будет там. Разве не стоит ради этого постараться войти?

Еще один важный ответ на вопрос в сегодняшней притче мы находим: как все-таки перебороть себя, заставить выполнить волю Царя? Это упоминание о рабе, которого Царь просит пойти и пригласить людей на пир. Святые толкователи, в частности блаженный Феофилакт Болгарский, обращая внимание на то, что в подлинном тексте Евангелия слово «раб» стоит с определенным артиклем, говорят нам о том, что под рабом должно понимать исключительного в определенном смысле Раба.

А кто же является этим истинным Рабом Божьим? Это Господь наш Иисус Христос, потому что только Он исполнил волю Своего Отца. И лишь благодаря этому рабству, которое Он добровольно воспринял на себя, совершилось наше Спасение: по послушанию Божественному предвечному определению Сын Божий воплотился и распялся, претерпел смерть и воскрес, и каждого из нас, кто чает воскресения из мертвых, тоже воскрешает.

Но при одном условии. Каком? То, что и мы уподобляемся Ему. И раз Он Раб Божий, то и мы должны стать рабами Божьими – научиться исполнять заповеди Божьи, то есть внимательно вслушиваясь в голос совести, прозревать то понуждение, которое совершает над нами заповедь, принимать ее и стараться исполнить. И никакого другого пути для спасения у нас нет.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец,

 25.12.2016