Слово в день память святителя и чудотворца Николая

Но, впрочем, конечно же, я буду далеко несправедлив, если буду ограничиваться только пределами нашего национального отношения к этому великому угоднику Божьему. Не только христиане православные, но и инославные, и даже иноверцы и те, как мы с вами знаем, и тому подтверждением является неисчислимое количество примеров, чтут и прославляют этого великого угодника Божьего.

Мы всегда задаёмся вопросом, и сегодняшний день не будет в этом смысле исключением, мы вновь будем говорить и спрашивать себя, чем он стяжал эту удивительную любовь и удивительное почитание? Ведь, действительно, трудно себе представить, чтобы ту или иную историческую личность праздновали, прославляли, чествовали и величали в течение 1700 лет. Это действительно необыкновенное явление. Конечно же, нам известны имена людей, которые жили и в более далёких веках, но чтобы к ним было такое же отношение, такое особое почитание, не нахожу ни одного из имён, чтобы его можно было сравнить с Николой угодником.

Мы сегодня с вами не единожды во время сегодняшнего Богослужения воспевали тропарь этому святому угоднику Божьему, первыми словами которого уже ответили на вопрос, который был задан, чем же он стяжал эту особую любовь людей, не только своих современников, но ещё и прочих последующих поколений даже до днесь. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю», – эти категории, эти качества являются главенствующими в прославлении и чествовании этого великого угодника Божьего. Он был поистине правилом веры.

С одной стороны, мы с вами видим в нём очень доброго угодника Божьего, всемилостивейшего старца, который спешит во едином часе многажды помочь всякому, кто обращается к нему. И с другой стороны, наравне с этими качествами – сердоболия, сострадания, милосердия, любви всепрощающей, мы видим очень жёсткий, бескомпромиссный взгляд этого угодника Божьего, когда попираются истины веры Христовой. Наверное, нет необходимости пересказывать о его участии на Первом Вселенском Соборе, ибо это всем известно и всем знакомо. Нет необходимости, быть может, говорить о каких-то его других добродетелях, которые выражены в его жизнеописании, так как знаю по собственному опыту, да и думаю по опыту каждого, кто читал жизнеописание святителя и чудотворца Николая, что то, каковым образом он свидетельствовал свое Христоподражательное житие в своём земном пути, не может оставить никого равнодушным и безразличным. Поистине его жизнь пленяет, чудеса, которые он творил, которые он являл, заставляют благоговейно трепетать и смиренно колени свои преклонять перед этим великим угодником Божиим. Нет ни одного человеческого нуждающегося сердца, которое обращалось бы к нему и оставалось бы не услышанным и не утешенным, настолько он милостив, щедр, человеколюбив и сострадателен. И вместе с тем, он был отчасти иногда и грозен, даже неумолим тогда, когда речь шла об истинном прославлении Господа. Например, когда Арий-богохульник начал своими нечестивыми устами хулить Христа, и был попран этим святым угодником Божьим.

Мне хотелось бы сегодня сказать не столько о тех общеизвестных свидетельствах его жизнеописания, сколько о событиях, можно сказать, современных. Они имеют относительную удалённость от нас, но в сравнении с четвёртым столетием после Рождества Христова они к нам гораздо ближе и более понятны. Все эти многочисленные, неисчислимые свидетельства, об этом я говорю неустанно, и нисколько не преувеличивая, основываясь и на своем личном опыте, и на опыте здесь присутствующих людей, показывают нам, насколько святитель Николай скоропослушен в своём дерзновенном предстательстве перед Богом за любые, самые, казалось бы, ничтожные житейские дела. Мы говорим сейчас не о государственных масштабах, ни о масштабах того или иного человеческого общества, отдельно взятого, которому споспешествовал святитель и чудотворец Николай, хотя таких примеров в истории тоже много.

Мы говорим о нас с вами, о наших житейских нуждах, о наших человеческих скорбях, требующих помощи и очень часто. Так вот, одна старушка рассказывала о том, как во время Великой Отечественной Войны, она, находясь в прифронтовой зоне, попала в эвакуацию вместе с прочими простыми жителями, штатскими людьми. Конечно же, это была суматоха, канонада, наступали немцы, они бомбили, уничтожая всё, и эта женщина рассказывала о том, что её вместе с прочими сельчанами эвакуировали из этой, можно сказать, завоёванной фашистами территории, в руках она несла единственное сокровище, которые она взяла из своего дома – икону святителя Николая, ничего другого она не взяла, потому что у неё не было ни возможности, ни способности, она просто несла эту икону. Какой-то комиссар, который руководил эвакуацией, вдруг увидел эту старушку и говорит ей: Что ты там держишь, в тряпке завёрнутое? Она отвечают: икону святителя Николая. А тот, комиссар, коммунист, приказывает ей: ну-ка выбрось! А она ему: нет, не выброшу. Он опять кричит: Я тебе говорю, выбрось эту икону! – Нет, я её не выброшу, – отвечает старушка. Тут он вынимает наган и прямо ко лбу этой старушке приставляет, – такой герой, молодец среди овец! И вдруг происходит необыкновенное, разрывается снаряд и ему, этому комиссару, сносит голову здесь же. Понимаете? Как угодно к этому можно относиться, но мы, несомненно, видим с вами то, что святитель Николай, когда речь идёт о богохульстве, о кощунстве, он грозный святой угодник Божий.

Рассказывают замечательную историю, которая произошла в начале большевистского лихолетья, после революции. Храмы были поруганы, закрыты, многие из них были разрушены, взорваны. Действительно, страшная, кровавая страница нашей истории, нашего многострадального Отечества. Так вот, православные люди, а их было в подавляющем большинстве в нашем народе, ходили на кладбище, они возле крестов молились и там поминали своих усопших. Раньше действительно старались благоукрасить могилу, и даже до сегодняшнего дня на московских, в том числе, кладбищах видны благоукрашенные часовни. Раньше, до революции были очень распространены семейные склепы, в которых специально устраивались иконы. При Донском монастыре и сегодня есть остатки знаменитого Донского кладбища, там даже очень известные личности похоронены, и люди приходили туда на Донское кладбище просто помолиться Господу, не имея возможности пойти в храм. Там была очень почитаемая часовенка, где было из мозаики выложено изображение святителя Николая, такое замечательное, чудесное иконографическое изображение. В то время красноармейцы, глумясь над святыней и показывая своё бесшабашное безумие, упражнялись в стрельбе, использывали священные изображения в качестве мишени. Рассказывают, что там, на этом Донском кладбище на глазах у многих людей, один такой бравый красноармеец решил, так сказать, поупражняться в умении стрелять. Он выстрелил из нагана в мозаичную икону святителя Николая, и пуля ударилась о смальту мозаичную, выбила её и рикошетом ударила ему прямо в лоб, он тут же упал от своей же собственной пули.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, что хуже, чем мы сами себе сделаем, нам никто не сделает, это действительно так. В народе нашем говорят по-другому: если Господь хочет наказать человека, то Он отнимает у него разум. Эти безумные люди, которые восстали против Бога, которые восстали против Церкви Христовой, вооружившись против святых угодников Божиих, они ведь потом и сами страдали, и сами же заканчивали жизнь очень и очень горько и плачевно. Вместе с тем святитель Николай, будучи грозным угодником Божиим, однако же, всегда милостиво принимал кающегося грешника, любого, кто обращался с покаянием к нему.

Недавно я услышал такую замечательную историю, она мне кажется очень поучительной и очень важной, потому что все мы больны теми или иными страстями. Есть у нас, к сожалению, общеизвестная, не теоретически, а опытом нашей собственной жизни известная, страсть гневливости, страсть раздражительности. Я думаю, что многие из нас больны именно этим состоянием. И вот одна женщина рассказывала о том, что у неё были приступы такой ярости, что никто и ничто не способны были её ограничить в её раздражительности. У неё был маленький ребёнок, девочка маленькая, и если приступ ярости её настигал, по любой причине – девочка положила карандашики на стол не так или что-то еще не так сделала, ложку не той рукой взяла — это вызывало такое бешенство у этой женщины, что она была готова избить маленькую крошку, и она не способна была никак сама себя контролировать. Если муж попадался на пути, то и ему места было мало в квартире. Кто угодно, родители пытались увещевать её, но тщетно. Помните, как гадаринский бесноватый, безумие, которого ничем невозможно было остановить. Может быть, это утрированное сравнение, но вместе с тем очень узнаваемое. Пусть и не в такой безумной, дикой степени, но многим из нас это понятно, по крайней мере. Такие безотчётные приступы гнева, приводящие в бешенство человека.

Эта женщина ходила в Церковь, она молилась Богу, она ходила к священникам, рассказывала об этом, сама рада этому не была. После этих приступов у неё появлялось непреодолимое желание либо с балкона сброситься, либо петлю на себя надеть, либо удариться лицом о ванну так, чтобы размозжить голову. Понимаете, как диавол мучает человека, сначала он одолевает его страстью, любой страстью, в данном случае, страстью гнева, но это может быть любая страсть: пьянство, блуд, воровство, осуждение, гордыня, всё что угодно. А потом, когда диавол добивается от человека того, что человек начинает исполнять его волю, вот тогда наступает отчаяние, и вот тогда человек готов на что угодно. Потом ему стыдно, он глаза не может поднять, вот почему Златоуст говорит, что диавол не столько радуется нашим грехам, сколько отчаянию. Грех – это средство, благодаря которому он пытается достигнуть самой главной, основной цели – погубить окончательно человека. А потом у человека приступы совести настолько бывают тяжелейшими, что человек не видит выхода, он не мыслит по-другому, нежели что-то с собой сделать. И вот эта женщина, мучимая лукавым духом (наша современница, в одном городе живём, в один храм ходим) говорит: благодарю Господа бесконечно и угодника Божьего святителя Николая, что мне посоветовали читать акафист святителю Николаю. Читаю, – говорит, – просто читать было невозможно, всю переворачивает, чтобы только не читать. Ну это тоже очень знакомая история, как тяжело себя подвигнуть на молитву, каким трудом себя нужно заставить порою молиться, тем более, если есть страсти, есть пороки, с которыми нужно бороться на жизнь, а на смерть. И это не преувеличение, это не шутки, здесь речь идёт о нашей жизни. И она взяла и принудила, заставляла себя, за шкирку себя брала и читала акафист святителю Николаю. Вы, понимаете, – рассказывает, – Господь мне дал исцеление, я почувствовала, что ушло это от меня, даже сейчас появилась такая удивительная особенность, начинаю гневаться, только открою рот для того, чтобы гадость какую сказать, тут же начинаю кашлять, и так кашляю, что не могу ни слова вымолвить. Вот так Господь по молитвам святителя Николая избавил эту женщину от ярости, от приступов гнева, злобы.

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы видим с вами, сколь близок нам великий угодник Божий святитель Христов и чудотворец Николай. Он не только, повторяю, спасает народы и племена людские, он спасает каждого из нас, и не только в ключевых жизненных ситуациях, когда решается ребром вопрос жизни и смерти, а даже, казалось, в обыденных вещах, когда мы не можем победить той или иной страсти в своей жизни.

Поэтому будем всегда ему молиться, будем верить и знать, что его святые молитвы никогда не оставят никого, кто с верою, любовью и упованием к нему обращается, потому, что он поистине есть и правило веры, и образ кротости, и воздержания учитель, и молимся ему, чтобы он всем этим добродетелям, приводящим душу человеческую ко спасению, нас с вами научил, чтобы мы благодаря его святым и богоприятным молитвам стяжали и правило веры, и образ кротости, и воздержание в своей жизни. Аминь.