Слово в день праздника преподобного Серафима Саровского

 

Мы очень часто идеализируем дореволюционную жизнь, в реальности же там были свои сложности, свои проблемы. Те грозовые тучи, которые разразились при так называемом октябрьском перевороте 1917 года, они появились не мгновенно, не неожиданно для всех, были целые десятилетия предпосылок этого события. Представьте себе, батюшка Серафим, пользовавшийся всенародной любовью, всенародным почитанием, но при этом его канонизация осуществлялась с большими сложностями, было много ее противников из числа лиц, даже в священном сане, среди иерархов. И только лишь тогда состоялась канонизация, когда Государь Николай Александрович, царь-мученик, ознакомившись с житием преподобного старца Серафима, наложил свою высочайшую резолюцию: немедленно прославить. Эти слова, связанные с прославлением преподобного Серафима Саровского заставляют нас вспомнить дивное пророчество самого батюшки Серафима, который сказал: царь, который меня прославит, и я его прославлю. Эти слова остались и оставались в течение долгого времени в абсолютном непонимании. Что же они означают? А мы видим с вами, что преподобный Серафим немало послужил прославлению царя-мученика.

Именно с этими событиями было связано первое обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Второе, и этому все здесь присутствующие были очевидцами и современниками, произошло зимой 1991 года, когда в соборе Казанской Божией Матери в Петербурге, величественная колоннада которого потрясает всех, кто взирает на нее, в том самом соборе на Невском проспекте, который был обезображен и превращен безбожниками в музей с уродливым наименованием «музей атеизма и религии», были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. Какая радость! Думаю, что, по крайней мере, кто-то из присутствующих здесь, помнит эту радость, это ликование народа Божьего о том, что мощи батюшки Серафима найдены, обретены. Какое торжество наполнило всю русскую землю, и вот сегодня мы празднуем это событие – второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Я много раз рассказывал эту удивительную, совершенно потрясающую историю, связанную именно с этими днями, которым мы были с вами очевидцами и свидетелями, а кто-то, быть может, был даже и участником этих событий, когда из Ленинграда (таким нечестивым именем тогда назывался этот город), были привезены на Ленинградский вокзал Москвы мощи преподобного батюшки Серафима. Его встречали не только Святейший Патриарх и архиереи, но и неисчислимое число духовенства и конечно же, беспредельное море православного народа. Площадь возле трёх вокзалов была запружена народом, народ встречал батюшку. Есть замечательное свидетельство одного из очевидцев происходящих торжеств, человека неверующего, только лишь потом этот человек сам осознал, что ему Господь открыл по молитвам преподобного Серафима. Один таксист, который стоял здесь на стоянке такси сам рассказывал: я не понимаю, — говорил он, — что происходит, попы собрались, откуда их всех понабрали, народу – толпа, какой-то гроб несут, на гробе какой-то старик в фуфайке сидит и всех крестит… Что происходит? не понимаю.

Представляете, что произошло? Он увидел самого преподобного Серафима, Господь открыл ему, неверующему, ничего не понимающему, ничего не смыслящему человеку, самого преподобного Серафима, который сидит в фуфайке поверх своих мощей и всех крестит. Никто его не видел, а этот человек увидел, увидел духовным взором, которым Господь ему позволил узреть этого дивного старца, живого старца.

Сегодня празднуя это совершенно удивительное событие, связанное со вторым обретением мощей преподобного Серафима, мы с вами знаем и не только знаем, но и поражаемся этой удивительной Христовой любви, которую стяжал батюшка Серафим в своём сердце. Он каждого человека, приходящего к нему, приветствовал неизменно с ликованием и улыбкой и говорил: Радость моя, Христос воскресе! Не иначе он встречал всякого человека, и плохого, и хорошего, и поэтому православный русский народ, любящий и благодарный, отвечает неизменной взаимностью этому святому угоднику Божьему. Наверное, каждому из здесь присутствующих известны подробности жизнеописания этого великого угодника Божьего. Все мы читали, слышали, умилялись, были тронуты всем своим существом тем, что можно так Христа возлюбить, чтобы через эту любовь любить всех, кто окружает тебя.

Помните, когда его избили в его келье разбойники, которые внушаемые врагом рода человеческого дьяволом, пришли в надежде найти у него какие-то сокровища, как им казалось, какие-то деньги. Они избили старца в его келье, где он пребывал в уединении и молитве, а он нисколько этому не препятствовал, хотя надо сказать, что он был недюжинной физической силы. Батюшка Серафим был крестьянином из Курской губернии и физически был богатырского сложения. Когда мы смотрим на его икону, мы этого не видим, и вовсе не потому, что эта икона стилизована под определенные стандарты какого-то аскетического образа, отнюдь нет, он так себя уморил ради Христа. Когда узнали, что этот уже претрудный старец втайне всегда носил на себе мешок с песком, под монашеской мантией, его спросили: батюшка, а зачем вы это делаете? Он ответил: томлю томящего меня. То есть таким даже физическим изнурением он себя порабощал, смирял себя. Нам это трудно понять, мы малого понести не можем, мы какого-то прицепившегося насморка понести не можем, тут же унываем, тут же печалимся. Мы не знаем, куда деваться от каких-то жизненных сложностей, невзгод, совершенно ничего не значащих, но мы даже малого потерпеть не можем, а здесь такая мощь духа в этом удивительном человеке. И вот когда разбойники пришли в его келью, избили его, у преподобного под рукой был топор, которым он рубил сучья, чтобы топить печку в своей келье, он мог воспользоваться этим оружием, а он напротив ещё дальше его от себя отбросил. До конца своих дней он носил эти раны, они так и не зажили, но он посчитал, что вот так Бог судил ему это претерпеть ради Христа и ради Господа.

Совершенно поразительный пример, и если бы мы имели с вами возможность, терпение, силы, то можно было бы до вечера говорить, и нашлось бы что сказать об этом дивном старце. Конечно же, мы не имеем такой возможности по разного рода причинам, но хотя бы основные моменты, связанные с личностью этого великого русского святого, этого великого угодника Божьего, мне хотелось бы сегодня вспомнить.

Преподобный Силуан Афонский, который по моему разумению чем-то напоминает Серафима Саровского, говорил, что святые угодники Божии имеют такое величайшее дерзновение от Бога, что порой они своими молитвами вмешиваются в судьбы целых народов. Это действительно так по отношению к преподобному Серафиму Саровскому Известно, что неудавшийся переворот в декабре 1825 года, который мы называем декабрьским восстанием, а его участников «декабристами», по молитвам преподобного Серафима Саровского не осуществился, и Господь пожалел Россию и дал ей ещё на 100 лет отсрочку до тех страшных кровавых лихолетий, которые последовали после октябрьского переворота 1917 года. Святитель Филарет Московский писал в одном из писем, что вот только сейчас мы начинаем понимать, от какого ужаса, и какой мерзости нас избавил Господь, воцарив 14 декабря 1825 года государя Николая I. От каких страшных бездн Господь избавил нас, и не случайно, а по молитвам преподобного Серафима Саровского. Потом когда, что называется, по слову Псалмопевца, «оскуде преподобный», спустя почти без малого 100 лет произошла страшная трагедия в нашем народе – Октябрьская революция, когда наш народ был буквально потоплен в крови святых новомучеников. Но тогда по молитвам преподобного батюшки Серафима эта страшная, неминуемая, казалось бы, чаша и участь миновала Россию. Преподобный умолил Господа. Кстати, романтический поэт Кондратий Рылеев, один из участников этого декабрьского переворота (почитаешь его стихи, как они умиляют, как они трогают) говорил такие слова: если нам удастся осуществить наши планы, тогда всех, кто был не с нами, мы утопим в крови. Это говорил подражатель Байрона, Кондратий Рылеев, один из повешенных декабристов.

Конечно наша историография очень многие страшные, чудовищные страницы нашей Российской истории романтизировала и идеализировала, и мы, действительно, воспринимаем это даже до сегодняшнего дня как некий свободолюбивый порыв. Ничего свободолюбивого за этим не было, это был заговор, который был нацелен на уничтожение святого Православия и святой Руси как таковой. Так вот преподобный батюшка Серафим своими молитвами умолил Господа. Мы помним и знаем с вами удивительный иконописный образ, когда он тысячу дней и тысячу ночей стоял коленопреклоненно на камне, взывая молитвою мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», и мы веруем, что это не только какой-то частный монашеский подвиг, который подъял на себя этот великий угодник Божий, но это молитвенный подвиг за всю землю русскую. Для нас с вами, людей живущих уже на отстоянии почти, что уже двухсот лет от его жизни, мы можем с вами нисколько не сомневаться в действенности его святых и Богоприятных молитв.

До сегодняшнего дня, и думаю, до скончания века, всякий православный человек, стремящийся ко спасению своей бессмертной души, будет назидаться этими дивными поучениями преподобного батюшки Серафима Саровского. Нам с вами в наследие досталось удивительное свидетельство его боговдохновенности, существует много поучений преподобного Серафима Саровского, в числе которых осталось удивительным, поистине святоотеческим наследием, его беседа с Николаем Александровичем Мотовиловым, которая очень многим известна. И вот я думаю, что каждому из нас должно не то чтобы прочитать эту беседу, а время от времени возвращаться к ней и отрезвлять себя тем, что говорил преподобный Серафим не только своему, как Мотовилов себя называл «служке», но и всем нам. И самое главное, конечно я не могу себе позволить пересказать подробно эту беседу, но на три основных момента мне хотелось бы обратить и свое, и ваше внимание, дорогие братья и сестры, – это отношение к молитве, это отношение к слову Божьему и отношение к святой Евхаристии Божественной Литургии. Постараюсь быть кратким, у меня это не всегда получается, но постараюсь это сделать.

Молитва, говорил преподобный Серафим, должна исходить из сердца человека, и своих духовных чад он наставлял и научал всегда произносить сладчайшее имя Иисуса Христа Спасителя нашего. До обеда, говорил преподобный Серафим своим духовным чадам, старайся читать Иисусову молитву, насколько это возможно, постоянно это делай: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. А после обеда призывай в молитвенное покровительство Царицу неба и земли, говоря: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Всепречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, помилуй мя грешного. Неслучайно, как называет Серафима Саровского Церковь, он был любимцем Божией Матери и мы знаем с вами, что в течение его земной жизни Матерь Божия двенадцать раз являлась ему для укрепления его в вере. Она исцелила его от тяжкого неисцелимого недуга, а началось это ещё тогда, когда, помните, он маленьким ребёнком залез на строящуюся колокольню Курского собора в честь Казанской иконы Божией Матери, где особым усердным ревнителем этого строительства был его отец – Исидор. И он, этот маленький ребёнок, его звали до монашества Прохором, сорвался с колокольни и упал вниз, конечно же он должен был по всем законам разбиться, но Матерь Божия явилась ему в первый раз тогда, Она подхватила сорвавшегося ребёнка и поставила его невредимым на земле. Какое дивное чудо явила Царица Небесная своему избраннику, и это избранничество не было напрасным, потому что всю свою жизнь он исповедовал и веровал, и учил этому, что если христианин молится Божией Матери, тогда у него есть много надежд на спасение своей бессмертной души. Вот это то, что касается молитвы, которой научал преподобный Серафим Саровский.

Коснёмся его поучений о чтении Священного Писания и Слова Божьего. Он говорил так, что христианина, даже не имеющего никаких добродетелей в себе, одно только лишь ежедневное чтение Священного Писания способно будет исправить и исцелить. Поэтому для каждого из нас, дорогие братья и сестры, чтение Священного Писания, а в первую очередь Евангелия, должно быть непременным и обязательным. Сам преподобный Серафим в день прочитывал, кроме всего прочего монашеского молитвенного правила и непрестанной Иисусовой молитвы, одного евангелиста в день, т. е. получалось, что в неделю он прочитывал два раза всё Евангелие. Конечно, у нас нет с вами ни дерзновения, ни сил, ни способностей следовать именно таковым правилам великого угодника Божьего, но подражание ему в ежедневном чтении Евангелия должно для каждого из нас быть непременным и обязательным. Как это трогательно, когда для христианина, для христианской семьи день заканчивается именно этим, когда благочестивые родители вместе со своими детьми читают хотя бы одну главу из Евангелия на сон грядущий. Это величайшее приобретение, когда в семье читается Евангелие. И наконец, мне хотелось бы сказать о поучениях преподобного Серафима, касающихся Божественной Литургии и участия в ней всех верующих людей. Преподобный батюшка говорил, что если христианин будет причащаться святых Христовых Таин, то он спасётся, а тот, кто не будет причащаться (он сам так говорил): не думаю, что тот спасётся. Замечательные слова, а ещё он говорил, и мы с вами нередко эти слова вспоминаем, особенно когда поминаем наших с вами усопших: благодать Пречистых Таин Христовых столь велика, столь неизреченна, что не только тот, кто причащается сих Пречистых Таин получает освящение, но и весь его род освящается.

Я много раз говорил о том, что я не могу вместить в своё понимание, скудное и ограниченное, этих слов, но я верую, что если святой угодник Божий об этом говорит, то мы, когда причащаемся, не только сами освящаемся благодатью Пречистых Таин Христовых, но и весь наш род, и живые, и умершие, они этой радостью пользуются. Когда мы говорим, что дети, сродники наши, муж или жена не хотят ходить в Церковь, не веруют в Бога и так далее, но если хотя бы один существующий в семье христианин причащается, то эта Христова благодать, она неизреченным образом касается и тех, кто пока ещё не хочет об этом ничего слышать. Дивны дела твои Господи! Это касается и усопших, которые умерли без покаяния, без напутствия святыми Христовыми Тайнами, если мы причащаемся, то это радость прещедро Богом даруется и им. Повторяю, каким образом – не вем, не знаю, не могу этого объяснить, но верую бесконечно в свидетельство преподобного Серафима Саровского. И поэтому, он говорил, что христианин должен причащаться как можно чаще, но при этом нерадиво причающиеся, они могут причащаться здесь, но у Бога причащены не будут. Причащаясь, постоянно видя свой грех, постоянно осознавая свое несовершенство, свое недостоинство, и только лишь при этом условии можно будет удостоиться той радости, о которой говорит преподобный батюшка Серафим.

Он умер, как мы знаем с вами, коленопреклоненно, в молитве, об этом даже он сам говорил задолго до своей смерти, что узнаете мою смерть по пожару в келье. Так оно и произошло, он молился пред иконой Божией Матери, любезнейшей сердцу своему Владычице неба и земли, коленопреклоненно, так и скончался, предав свой бессмертный дух в руки Господу, и от свечи, которая прогорев, воспалила аналой, на котором стояла, произошел пожар в его келье. Пошел дым, и увидев этот дым, исходящий из кельи преподобного Серафима, кинулись туда, открыли и увидели батюшку, коленопреклоненно предавшего свой бессмертный дух Господу, Которому служил он верою, честью и правдою всю свою жизнь.

И вот мы с вами имеем в лице этого великого угодника Божия дивного молитвенника, дивного ходатая и покровителя, и это не просто какое-то экзальтированное ощущение, но думаю, в вполне в трезвом разумении того, о чём мы с вами сегодня говорим, каждый, кто молится батюшке преподобному Серафиму, кто не оставляет его в своей молитве, кто взывает к нему с теми или иными человеческими просьбами, то наверняка он является причастником той радости, к которой прикосались приходившие к нему, к которым он обращался «Радость моя, Христос Воскресе!»

Посему, дорогие братья и сестры, сегодня празднуя память этого великого во святых угодника Божия, этого поистине пасхального батюшки, потому что вся его жизнь была исполнением любви Христовой, любви воскресшего Господа ко всем, кто к нему приходил, кто к нему обращался, будем всегда молиться ему и просить, чтобы и нашим скудным любовию и оледеневшим бесчувствием сердцам Господь даровал хотя бы каплю этой любви, чтобы она способна была растопить тот лед, который сковал наше сердце и не дает нам поистине всех и каждого вокруг возлюбить любовию Христовою, чтобы по молитвам батюшки преподобного Серафима Господь даровал нам это утешение и эту радость, а наипаче по его святым и богоприятным молитвам Господь всем нам даровал радость вечной жизни, вечного спасения в Боге и наследия Царствия Небесного. Аминь.