Слово в день праздника Рождества Богородицы

 

Неслучайно церковный календарь, как мы все прекрасно знаем, начинаясь с этого месяца, с сентября, открывает шествие церковных торжеств именно Богородичным Праздником, Рождеством Пресвятой Богородицы. Этим вселенским торжеством начинается чреда всех тех событий двунадесятых праздников, которые собирают христоименитых людей множества под своды храмов Божиих. И удивительно, и, безусловно, неслучайно, что завершается эта чреда тоже событием Богородичным, ибо Церковь завершает церковный календарный год празднованием Успения Царицы Небесной. Это имеет особое значение, поскольку в таком дивном явлении особого покровительства Пресвятой Богородицы мы видим Ее непосредственное участие в деле нашего спасения, в деле спасения всего рода человеческого.

Сегодня, воспоминая Ее святых родителей, праведных Иоакима и Анну, мы не можем с вами не изумляться той удивительной твердости духа, тому совершенно неподражаемому по человеческому разумению терпению, которое явили и засвидетельствовали эти святые угодники Божии, которых Церковь столь величественно и дерзновенно именует святыми богоотцами, поскольку они явили пример того, каковым должен быть настоящий, подлинный последователь Христов.

Будучи в честном супружестве более пятидесяти лет, они были лишены радости чадородия и не имели того утешения, которое так знакомо каждой супружеской семье, у них не было детей. Мы об этом всегда воспоминаем, когда идет речь о рождении Пресвятой Богородицы, или когда мы воспоминаем с вами личность Предтечи Христова Иоанна Крестителя, потому что нечто подобное было и в благочестивой супружеской чете и его родителей, пророка Захарии и праведной Елисаветы, которые, достигнув преклонных лет жизни, также были лишены радости иметь детей, той радости, к которой призвана каждая семья.

Но не только это было поводом к печали и скорби, и сетованию от того, что они не имели утешения в детях своих, но быть может в еще большей, превосходной степени эта скорбь выражалась тем, что по разумению того народа, к которому они принадлежали, отсутствие детей несло в себе некое проклятие Божие, знак того, что Господь отверг этих людей и не дает им возможность видеть в своем роде, в своей семье продолжение своих поколений. Учитывая то, что в то время, а это были еще пределы ветхозаветные, т.е. до пришествия в мир Христа Жизнодавца, каждая семья еврейская понимала и осознавала степень своей личной ответственности в пришествии Мессии. Они мыслили, что быть может, в их семье родится Тот обетованный Спаситель, Который соделает искупление всей земле, всего рода человеческого, поэтому отсутствие детей воспринималось не иначе как то, что Бог отверг этих супругов, отверг эту семью и они лишены возможности иметь общую часть в радости своего народа.

Именно таковое отношение было к чадородию в то время, и поэтому семья, не имевшая детей, воспринималась именно так, и поэтому много скорбей праведные Иоаким и Анна терпели в поношение своего бесчадства. Их оскорбляли, их отвергали, народная молва, злобная на осуждение всегда и везде, не лишала себя удовольствия, всякий удобный и неудобный случай избирая, каким-то образом подчеркнуть отверженность этих людей. Именно такая доля выпала этой благочестивой богобоязненной супружеской чете, праведным Иоакиму и Анне. Другое дело, если бы эти люди были бы грешниками, если бы они вели какой-нибудь совершенно безнравственный образ жизни, в этом не было бы ничего удивительного. Вполне возможно было бы сказать, поделом вам за то, что вы вели позорный образ жизни, а вот теперь получаете достойное по делам своим. Вовсе нет, это были очень богобоязненные, боголюбезные, благочестивые люди, и несмотря на все поношения, каковые были обращены в их сторону, они терпеливо несли этот крест бесчадства. Вместе с тем, они понимали и осознавали в глубине своего сердца, что для Бога нет ничего невозможного, и если воля Божия на то будет, то Господь из неживого и мёртвого может соделать жизнь и радость, и их упование и их надежда их не посрамила.

Нетрудно посчитать в каком возрасте они уже были, если прожили более пятидесяти лет в честном супружестве, т.е. они были в том возрасте, когда все физические способности и возможности человеческие были утрачены, разве воможно было бы вообще на что-то надеяться? Но тем не менее, Господь порой идет вопреки Им же созданным и утвержденным законам, потому что Он является подлинным Законодателем и Творцом, и способен из неживого соделать живое. К слову говоря, мы знаем из жизнеописания этой дивной супружеской четы о том, какими поношениями завершилась чреда тех скорбей, которые они пронесли через всю свою полувековую супружескую жизнь.

Когда от этого изнуряющего состояния поношения, даже какого-то по-человечески понятного отчаяния, праведная Анна пошла за город, она находилась в пустыни и молилась Господу, и говорила: Господи, почему Ты лишил меня этой великой радости материнства, даже птицы небесные и те имеют радость чадородия и утешения. Она посмотрела на гнездо, в котором были птенцы, которых лелеяла под своими крыльями птица-мать, и конечно скорбела и плакала об этом. И в это же самое время муж ее, праведный Иоаким, в праздник принес жертву в Иерусалимский храм, и когда первосвященник, увидев его дароприношение, сказал: ты еще будешь Богу дары свои приносить? Бог тебя отверг, поэтому недостойны и невозможны твои дары, – и отверг его дароприношение, от сердца приносимое в храм. Какою еще большею скорбью наполнились сердца этих людей, это произошло одновременно. Он ушел из храма опечаленный, в скорби, в слезах, и в это же самое время именно эти слова скорби и печали высказывала его супруга Анна.

Но и ему, и ей явился тот, который потом будет сопровождать в течение всей земной жизни их Пресвятую Преблагословенную Дщерь Богоотроковицу Марию. Архангел Гавриил, явившись им, утешил, сказав о том, что у них родится дочь и что Господь, вняв и услышав их молитву, дарует им великое утешение. Этому можно было бы не поверить, так, как этому не поверила некогда в Ветхом Завете Сарра, супруга Авраама, которая достигла девяностолетнего возраста своей жизни и говорила: разве возможно сбысться тому, что Бог обещал моему мужу. Ибо моему господину уже сто лет, а мне девяносто, разве возможно и мыслимо представить, чтобы у нас уже, омертвелых, родилось дитя? И Господь явил, ибо Бог превосходит естества чин, Господь действует по Своему всемогуществу и по Своей власти. Неслучайно святитель Иоанн Златоуст, объясняя это удивительное событие, говорит: почему Бог не давал детей Аврааму и Сарре, почему он заключил утробу Ревекки, жены сына Авраама Исаака, почему Захария и Елисавета так долго ждали рождения дитя и лишь в преклонном возрасте, претерпевая всевозможного рода искушения, поношения от своего бесчадства, Бог им дал потерпеть эту ношу, не только для того, чтобы укрепить их верность Богу, но еще и для того, чтобы убедить род человеческий в дивной Тайне Приснодевства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ибо то, что произошло пришествием в мир Христа Спасителя, воплощенного Бога, значительно и в совершенно неизмеримой степени превосходит всё то, что претерпели эти праведные супружеские пары, и Авраам и Сарра, и Исаак и Ревекка, и праведные Захария и Елисавета, и ныне чествуемые и празднуемые богоотцы Иоаким и Анна. Но зная и твердо и несомненно веруя, что не изнеможет у Бога всякий произнесенный Им глагол, они уверовали и приняли с благодарностью, что у них родится Преблагословенная Дщерь, и Господь явил, что в этой уже претрудной возрастом супружеской семье родилась Дочь, которую назвали Марией.

И мало того, мы об этом всегда говорим в Богородичные праздники, особенно в день Рождества Пресвятой Богородицы и в день Введения во храм Пресвятой Богоотроковицы Марии, казалось бы, не было бы границ их человеческого, родительского счастья, Бог осуществил им то, на что невозможно было бы надеяться, и они получают в преклонных годах наследницу свою, радость и утешение их старости и твердое и несомненное упование на то, что Она будет лелеять их старость и доходит годы их земного странствия. Но нет ведь. Они, дождавшись достижения Богоотроковицей трехлетнего возраста, сами отводят Ее в Иерусалимский храм и оставляют Ее там, потому что не может благодарное человеческое сердце оставаться эгоистичным, самолюбивым и себялюбивым. Потому что для благодарного сердца не свойственно лишь себе усваивать то, что Бог ему дарует. Это благодарное человеческое сердце желает принести подобающую благодарность Подателю этой радости, и поэтому они, не имея никакой иной возможности представить какой-либо иной дар, они Ее, свою Преблагословенную Дщерь, отводят в Иерусалимский храм и говорят вместе с псалмопевцем: «что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми», т.е. что я могу, Господи, за все Твои великие, неизреченные, несказанные милости и щедроты Тебе в благодарность отдать, только лишь то, чем Ты меня почтил. Ты даровал нам эту Дщерь, возьми Ее в благодарность от нас, пусть Она будет служить Тебе всею Своею жизнью.

Вот что значит благодарное сердце! Оно не может размениваться на какие-то гроши и какие-то скоропреходящие слова благодарности, а отдает самое дорогое, то, что наполняет сердце радостью и ликованием. Только лишь этим можно воздать благодарность Богу, и поэтому Церковь чтит и прославляет этих святых угодников Божиих. Нам с вами, дорогие братья и сестры, прославляя и празднуя это величайшее событие, есть чему поучиться, есть в чем назидаться. Многообразные и многогранные качества этих удивительных людей, родителей Пресвятой Богородицы, сегодня научают нас величайшей добродетели – смирению. Об этом мы говорим очень часто, но как мы понимаем, говорить это одно, а поступать и научаться этому, совершенно другое.

Накануне сегодняшнего торжества праздновалась память преподобного Макария Оптинского. Он говорил, что самый величайший дух, который может стяжать христианин в своей жизни – это, прежде всего, смирение. Наши молитвы, наши поклоны, чтение акафистов, канонов и т.д., выстаивание долгих богослужений, все это замечательно и конечно же спасительно, но если при этом всем мы с вами не приобретем самого главного, не приобретем духа смирения, то поверьте, всё из перечисленного будет лишь напрасным сотрясанием воздуха и ничем более, потому что самое главное, как мы знаем, и преподобный Серафим Саровский об этом говорит, что и молитвы, и посты, и поклоны, и милостыни это всё суть только лишь средства к достижению цели – стяжанию духа мирного в своем сердце. «Стяжи дух мирен, — говорит преподобный батюшка Серафим, — и вокруг тебя спасутся тысячи». Что значит дух мирный? Это дух смирения. Впрочем даже на слух видно, насколько это однокоренные понятия и однокоренные слова, корнем в слове смирения является слово мир. Мир в сердце своем, мир с Богом, мир с ближним, более того, мир с врагами – это есть стяжание Святаго Божьего Духа в своем сердце. Самая главная человеческая направленность должна быть именно к этому устремлена.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна показывают нам удивительное смирение, более того Сама Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов Божия Матерь Царица Небесная являет нам вершину этого смирения. «Яко призре на смирение рабы Своея», — говорит Она в Своей вдохновенной песни при встрече с праведной Елисаветой. Мы с вами, дорогие братья и сестры, всё в своей жизни должны положить для достижения этого главного качества. Тот же самый преподобный Макарий Оптинский говорит, что у каждого из нас есть свой жизненный крест, а может быть даже не один крест. Это внешние скорби, болезни, жизненные невзгоды, те или иные какие-то жизненные испытания, всё прочее, об этом даже не нужно говорить подробно, каждый из нас прекрасно об этом знает. Но есть еще и внутренние кресты, говорит преподобный Макарий. Какие? Мы, говорит он, очень часто сетуем на свою жизнь, прежде всего потому, что у нас нет подлинного, настоящего, духовного, сердечного внутреннего устроения, поэтому мы подвержены унынию, печали, малодушию, какой-то черствости, лености, небрежности в молитве. Мы не знаем, как со всем этим быть, как со всем этим поступать. Преподобный говорит о том, что это есть внутренние кресты каждого человека, каждого христианина. Претерпевая все эти внутренние невзгоды, человек научается смирению. Поэтому надо не сетовать, не впадать в отчаяние, и в бесполезность от того, что мы делаем порой, а надо всё более утверждаться в мысли, что всё это нужно преодолеть, потому без воли Божией никакие скорби не могут нас коснуться. И потому Господь попускает нам те или иные жизненные испытания. Иным для того, чтобы их каким-то образом отучить от греха, который иногда привязывается к сердцу человеческому, иным для того, чтобы укрепить в вере, т.е. многочисленны пути того, почему Господь попускает нам те или иные жизненные испытания. Но благодарное претерпевание всех этих жизненных невзгод научает нас самому главному –  смирению. Именно таким образом это позволяет нам научиться самой величайшей,  самой главной христианскому добродетели.          Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня воспоминая это дивное, славное, премирное событие Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, взирая прежде всего на тех, кто послужил осуществлению этого всемирного, вселенского, всеспасительного события для всего рода человеческого, будем тщиться, стараться и прилагать все усилия к тому, чтобы Господь даровал нам силы в смирении, в терпении, в преодолении всех тех жизненных невзгод и испытаний, которые посещают каждого из нас.

Сегодня чествуя и прославляя Рождество Царицы неба и земли, обращаясь к Ней с усердной, теплой, сердечной молитвой, попросим, чтобы Она даровала нам этот величайший, всеспасительный дар смирения, чтобы навыкая и научаясь ему, преодолевая все те жизненные невзгоды и испытания, которые на жизненном пути каждого из нас встречаются, Господь даровал нам преодолеть всё это, и удостоиться вечной радости и Царствия Небесного там, где нет печали, ни болезни, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Там где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу Единому, в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу, со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.