Слово в день праздника святителя Николая Чудотворца

Мы знаем с вами, чем стяжал эту удивительную любовь народа Божьего Христов святитель и чудотворец Николай. Казалось бы, человек жил в начале столетия, и невозможно даже представить себе, чтобы такое совершенно необыкновенное количество лет, почти что 1700, отделяет нас от земной жизни этого святого угодника Божьего, и чтобы мы с таким трепетом, с такой любовью, с таким благоговением, усердием и несомненным упованием обращались бы к этому святому. Удивительное, поистине  Христоподражательное  свойство его сердца, которое вмещало в себя каждого человека, оно и до днесь и до скончания века будет вызывать всегда благодарные ответные чувства людей, обращающихся к нему. Мало того, мы знаем, что обращаясь к этому святому угоднику Божьему, мы никогда не останемся без ответа, так как этот святой угодник Божий вспомоществовал и вспомоществует всем тем, кто обращается к нему за помощью.

Из того же дивного акафистного пения, которое все мы с вами, дорогие братья и сестры, вчера едиными устами и единым сердцем совершали, мы слышали о тех удивительных  свидетельствах его любви к людям, нуждавшихся в его помощи. Мы с вами слышали о том, как он избавил и оградил от страшного падения одного впавшего в нищету человека, который был на грани отчаяния и готов был ради разорения, которое он претерпел, отдать в непотребство трёх своих дочерей. Святитель Христов Николай приходил каждую ночь и подбрасывал узельцы с деньгами, с тем, чтобы этот несчастный, впавший в отчаяние отец, мог обеспечить жизнь своим несчастным дочерям.

Мы слышали с вами о том, как этот дивный угодник Божий вмешался особенным образом в судьбы невинно осужденных людей, которые были приговорены к смертной казни. Ночью он явился в устрашающем, грозном видении императору, ни кому-то, а самому равноапостольному Константину, и сказал ему: если ты завтра не освободишь этих трёх невинно осуждённых на казнь, то я подниму народный бунт, народ восстанет против тебя и свергнет тебя с твоего престола. – Кто ты? – спросил император, в ужасе и трепете взирая на таковую дерзость и дерзновение. Такие очень созвучные два слова,  но  разные по своему значению, они в данном случае вполне совпадают с поведением святителя Николая, он и дерзновенный, и дерзкий вместе с тем, явившись императору, грозит ему низвержением его с престола: Я – архиерей Мир Ликийской кафедры, Николай имя моё, — был ответ этого дивного святителя. Пробудившись от столь грозного видения, император велел исследовать более детально и подробно обвинение, которое привело к смертному приговору трёх вельмож, и было выяснено, что они были неправедно, несправедливо оклеветаны. Вот таким образом он вмешался в судьбу невинно осуждённых людей. Т.е. слава о нём, вера в него была не только после его блаженной кончины, но ещё и при жизни. Эти люди, будучи осужденными на смертную казнь, они, находясь в темнице, молились ему, своему архиерею, чтобы он избавил их от этого страшного поругания и смерти, и это действительно было осуществлено.

Мы знаем с вами множество иных примеров, и нам с вами не хватит никакого времени, чтобы просто пересказывать обзорно то, что соделал этот дивный святитель, этот дивный угодник Божий в своей жизни своим заступничеством и милосердием. А если уж нам не хватит времен пересказать то, что он творил и осуществлял помощью Божию во дни своего земного странствия и жития, то насколько ещё более невозможно и немыслимо перечислить все те чудеса, которые он творил, творит и будет милостью Божию творить до скончания века всякому, кто обращается к нему с просьбой и молением.

Удивительный пример, всем  нам известный, когда он, тот же самый Христов святитель и чудотворец Николай, избавил от неминуемой смерти приговорённых к смертной казни, находящихся уже на эшафоте, когда он, будучи человеком, достаточно хрупким, невысокого роста, как об этом свидетельствуют летописные свидетельства, растолкав сгрудившуюся толпу, собравшуюся на место казни, схватил меч палача, готовый уже быть занесённым над головою невинно осуждённых, и таким образом, спас и этих людей, осуждённых на погибель и смерть от неминуемой казни. Т.е. даже в самое последнее мгновение этот угодник Божий всё равно вмешивается  в судьбы человеческие и избавляет от смерти, от несчастия,  и  от скорби. 

Но мы должны с вами, дорогие братья и сестры, обратить наше внимание на очень важное обстоятельство, на то, что он не только помогает в осуществлении той или иной  временной человеческой задачи, но любое чудо, которое совершает Христов святитель Николай, прежде всего, обращёно к тому, чтобы не только от временной напасти избавить человека, но и спасти его для вечной жизни и Царства Небесного. Поэтому для нас с вами этот святой угодник Божий, к которому мы с вами обращаемся в молитве, является тем путевождем, который приведёт нас к вечному спасению и к вечной радости с Господом. Любая наша человеческая нужда, любая человеческая скорбь, любая болезнь, то есть любое прошение, обращенное к нему, даже если носит временный характер, в любом случае назидает и вразумляет нас к тому, чтобы мы с вами, будучи избавленными от того или иного испытания или искушения, прежде всего извлекли для себя урок и назидание, чтобы эти искушения и эти скорби способны были бы послужить нам к исцелению нашего сердца и ко спасению нашей бессмертной души.

Мы знаем с вами, что имя святителя Николая является известным всему миру, и не только христианскому, но и инославному, но, к сожалению, мы видим с вами, как эта обмирщённость и обывательство превратило его, особенно в западной Европе, в Америке, в такого доброго Санта-Клауса, в некоего Деде Мороза, который с мешком подарков приходит под Новый год и раздаёт эти подарки. Расхристанное европейское общество перестало видеть в нём, прежде всего, того, кто ведёт человека к вечной жизни и к вечному спасению. Этот некий лубочный образ, который настолько сейчас распространён, что даже в нашей среде, в среде православных иногда именно таким, чуть ли не Дедом Морозом,  воспринимаем этого великого угодника Божьего. Но мы видим с вами, насколько он был твёрд в вере, насколько он был непогрешим в истинном, чистом исповедании святого Православия.

Вспомним с вами, дорогие братья и сестры, о том, как он засвидетельствовал веру православную на первом Вселенском  соборе в Никее. Всем нам с вами известно это удивительное свидетельство о том, как он, видя глумление и богохульство, изрыгаемое Арием, Александрийским пресвитером, подошёл к нему и ударил его по лицу. Сколь необыкновенное и сколь невозможное поведение для христианина, а тем более для архиерея. Представляете: подошёл и ударил наотмашь богохульника Ария. Тот всё, что угодно мог ожидать, он мог ожидать каких-то философских заявлений и рассуждений, вступлений в полемику, в спор, но вот такой реакции он не мог ни от кого предполагать, а этот дивный, ревностный, дерзновенный, порывистый угодник Божий, уже старец к тому времени, подошёл и ударил его по лицу, чтобы его нечистые уста перестали из себя изрыгать эту скверну и нечестие на Христа. Как мы знаем, святитель Христов Николай после этого был низложен архиерейского достоинства, с него сняли архиерейские одежды, сняли панагию и заключили в темницу, потому что апостольские правила совершенно справедливо говорят о том, что аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из церковного чина ударит кого-либо, да будет извержен из сана. Но этою же ночью всем архиереям, а их было, как известно, 318 — участников первого Вселенского Собора, явились Спаситель мира и Пресвятая Владычица наша Богородица и засвидетельствовали им о том, что ревность этого архиерея Мир Ликийского была угодна Богу. Поэтому ни на одной иконе какого бы то ни было угодника Божия, мы с вами не увидим этого удивительного предстояния. Одесную  Спасителя, который вручает Евангелие, слово Божье, чтобы он и впредь проповедовал его, а ошую, т.е., слева, Матерь Божия возлагает на его рамена, на его плечи омофор — знак архиерейского достоинства. Т.е. Сам Господь и Пречистая Богоматерь возвращают святителю Николаю отнятое у него архиерейское достоинство, которого он лишился из-за своего поступка, из-за своего дерзновенного поведения. Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, видя ревнующего о славе Своей, возвращает это достоинство и Матерь Божья споспешествует в этом служении Христову святителю и чудотворцу Николаю.

Мне хотелось сказать еще о том, что в последнее время, быть может, кому-нибудь из вас доводилось подобные глупости читать или слышать о том, что нашлись даже в церковной среде либерально мыслящие существа, которые говорят, что ничего подобного не было и не могло быть, да и вообще личность святителя Николая больше собирательная. Мол, да, действительно, был когда-то, где-то, в четвертом веке в Мирах Ликийских епископ Николай, но те подробности, которые, в общем-то, ему усвоены, они абсолютно исторически не подтверждены. Заметьте, раньше об этом атеисты говорили, что, дескать, вообще не было личности такой, а сейчас даже в церковных кругах мы видим некие либеральные, неообновленческие настроения, которые посягают на личность именно этого святого угодника Божьего. Почему так? Да потому,  что он заушил того самого Ария, выступил дерзновенным, непримиримым поборником и защитником святого Православия, и любая хула, воздвизаемая  на  Господа и Спасителя, на Его Пречистую Матерь, на Церковь Христову им воспринимается как своё собственное личное оскорбление. Поэтому вольнодумцы и говорят, что не было этого события и быть не могло, чтобы он ударил Ария по щеке вопреки апостольским канонам. Но мы с вами только что об этом сказали. Да, действительно,  вопреки тем же самым канонам он поступил именно так, но его ревность была угодна Богу, и его ревность была угодна Пресвятой Богородице, так, как некогда ревность святого пророка Илии была угодна Богу, когда он истребил 400 пророков Вааловых, хуливших истинного единого Бога. Вся эта толерантность в вере, о которой мы сегодня слышим, дескать, ну какая разница, разве имеет значение, как веровать, или, к примеру, какие замечательные католики, как хорошо нам с ними быть, братьям, лучше быть в мире и вкупе и тому подобное. Но это тоже лживые, лицемерные потуги соединить то, что не связуемо.

Вы знаете о том, что совсем недавно, лет 30 назад, я могу ошибиться в какой-то точной цифре, но это не имеет принципиального значения, это на нашей памяти, католики деканонизировали святителя Николая, то есть они его разжаловали, он у них был святым, а сейчас перестал быть святым. А почему? Потому, что его имени не нашлось в списках отцов Первого Вселенского Собора, а почему его имени не нашлось в этих списках, сейчас только что было объяснено. Потому, что он был низложен архиерейского достоинства, ударив Ария по щеке. Католики посчитали, что раз нет его имени в списках, значит и святым он быть не может, хотя его мощи находятся у них в Италии, в городе Бари, а они его деканонизировали.

Вот к чему приводит либеральность суждений, то есть свободомыслие, особенно в вопросах веры и благочестия. То, что отцами нашими было нам вручено, что Церковью Христовой было веками засвидетельствовано, мы с вами, дорогие братья и сестры, должны хранить незыблемо и ни на какие такие пошлые рассуждения не должны обращать внимания, а твёрдо исповедовать то, что действительно Христов святитель Николай, это тот самый угодник Божий, который  помогал, помогает и будет помогать всем тем, кто обращается к нему. Это тот дивный  Мир Ликийский архиерей, который во едином часе в разных концах мира может появляться для  того, чтобы помочь тому, кто обращается к нему.

Я думаю, что каждый из нас, по крайней мере, очень многие здесь присутствующие имеют личный жизненный опыт того, что значит молитва, покровительство и заступничество этого великого во святых угодника Божьего, Христова святителя и чудотворца Николая. Посему, пусть это святое имя будет начертано на скрижалях нашего сердца, чтобы вместе с призыванием имени Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и это святое имя всегда благоговейно, со страхом и несомненным упованием произносилось нашими устами и нашим сердцем. И никогда этот святой угодник Божий, память которого сегодня мы празднуем и прославляем, не посрамит нашего человеческого христианского упования.

 Сегодня со всею полнотой святого Православия, чествующего и прославляющего память этого великого во святых угодника Божия, и мы с вами, дорогие братья и сестры, любящими, благодарными устами и сердцем воскликнем: святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.