Мы видим, каким почитанием окружен этот чудотворный образ в нашем народе. Праздничное богослужение собирает в этот день множество верующих, которые с любовью и надеждой взирают на лик Пречистой Девы и молятся Ей о сохранении от всех невзгод, бед и напастей.

Такое почитание Пресвятой Богородицы имеет большое значение. Оно показывает, что как бы трудно не было, наш народ не оставляет упования на заступничество Той, от Которой воплотился и вочеловечился Бог Слово – Господь наш Иисус Христос.

Сегодняшнее Евангельское чтение обычно для богородичных праздников. В нем повествуется о двух сестрах – Марфе и Марии, которые являют собой две стороны жизни: духовную и материальную. Господь, в ответ на ропот Марфы, отвечает: Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10.41-42).

Следует ли из этого, что нам заповедано пренебрегать материальной стороной жизни, а заботиться только о духовной? И да, и нет. С одной стороны, для нас важно стараться вести духовную жизнь, которая проявляется, прежде всего, в молитве и поучении в Слове Божием. Но с другой – как же мы сможем поучаться в Евангелии, если никто его для нас не напечатает. Как же мы сможем молиться, если никто не подаст нам хоть малое утешение для изнемогающей плоти. Поэтому, признавая важность и значимость духовных упражнений, мы не можем пренебрегать нашими телесными нуждами.

Но как? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел: попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13.14).  Это высказывание может показаться чрезмерно резким, ведь далеко не всякое попечение о плоти  ведет ко греху. Но ведь апостол имеет в виду не это. Он предупреждает, чтобы наша забота о теле не стала самодовлеющей. Более того, в другом послании апостол делает замечание своим слушателям: Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»,… это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смирении и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти (Кол. 2. 20-21.23). Отсюда явно следует, что апостол Павел совсем не призывает забыть о телесном бытии. Он предлагает правильно расставить акценты, выстроить систему приоритетов: что важно и необходимо, а что второстепенно и может быть отложено.

Но об одном нельзя нам забывать. Преподобный Анастасий Синаит пишет своему ученику:  «Предложу тебе краткий путь ко спасению. Не судите, сказано, и не будете судимы (Лк. 6.37). Вот путь без поста, бдения и труда». Поэтому, глядя на образ Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, мы можем пообещать себе отложить всякое осуждение и с чистым сердцем помолиться Ей о нас и наших близких, которые, быть может, в этот день не смогли прийти в храм, а исполняют свое послушание в других местах во славу в Троице единого славимого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, которому подобает слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Владимир Александров

 1 сентября 2016 г.