Слово в день Преображения Господа нашего Иисуса Христа

Для многих людей день сегодняшний называется, – не хочу даже с этого святого места называть его так, как его называют в нашем простонародье, но придется, – «яблочный Спас». Спас не может быть яблочным, Спас не может быть медовым, Он – Спас душ наших! Поэтому когда мы говорим, по моему глубокому убеждению, такие кощунственные словосочетания, мы говорим вещи очень страшные. Мы не задумываемся над этим, мы превращаемся в банальных язычников, когда мы говорим, что сегодня «яблочный Спас». Как у нас, у христиан, язык поворачивается говорить такие слова. Он не может быть яблочным, потому что Он Спаситель наших грешных душ, Он на Крест взошел, и сегодня это главное объяснение сегодняшнего праздника.

Всем нам известны подробности этого небольшого евангельского повествования, которое вчера в устах евангелиста Луки звучало в Церкви, а сегодня евангелист Матфей нам об этом же говорил. Удивительная литургическая особенность сегодняшнего дня: мы с вами слышали апостольское чтение, которое передал нам самовидец этого события апостол Петр. Именно в своем Соборном Послании он повествует: мы сами своими глазами видели то, что произошло на святой горе, мы своими ушами слышали с небес голос Отца Небесного, обращенный ко всем нам: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте. Это удивительное благовестие Священного Писания, которому все мы с вами, присутствуя за сей Божественной Литургией, были очевидцами.

Конечно же, плоды человека должны быть благословенными. Почему мы освящаем те или иные приношения? Да потому, что это выражение нашей благодарности Богу за то, что Господь даровал нам новый урожай, Господь благословил нас этими же яблоками, Господь благословил нас этим же виноградом, Господь благословил нас новым урожаем хлеба, поэтому всегда, испокон веков, было совершенно естественно приносить Богу в благодарность плоды Его благодеяний по отношению к нам, и для любого верующего человека совершенно естественно выражать эту благодарность. Сегодня мы выражаем эту благодарность тем, что мы приносим первый плод урожая этого года, чтобы Бог его благословил. Мы с одной стороны, благодарим Господа за Его дароприношение нам, с другой стороны, мы вкушаем эти плоды с благодарностию, потому что Господь нас питает и милует ими. Но ведь не этим исчерпывается наша человеческая жизнь, не земным лишь только, и каждый из нас призван к тому, чтобы трудясь здесь на земле, принести такой плод, который даровал бы нам в наследие вечную жизнь и вечную радость. В этом заключается смысл сегодняшнего праздника.

Быть может, и не было бы необходимости пересказывать подробности сегодняшнего праздника, но они настолько удивительны и изумительны, что об этом невозможно умолчать. Господь возводит на вершину Фаворской горы трех своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и преображается пред ними. Ученики Христовы сначала взирали на привычную картину для себя, так как очень часто Господь удалялся в уединенные места и молился Отцу Своему Небесному, и нечто подобное происходит и здесь. Господь восходит на вершину этой горы и ученики находятся поодаль, как бы из некой деликатности, чтобы не мешать Своему Божественному Учителю в Его молитве. И поскольку час был, не сказать, чтобы поздний, правильнее было бы сказать, что час был ранний, уже был рассвет, и глубокая ночь приближалась к утру, ученики, исходя из своей человеческой усталости, задремали, в то время как Господь молился. И вот Петр, пробуждается. Бывает так: человек находится в состоянии сна, и вдруг как бы некто его пробуждает, и он ни с того ни с сего просыпается. То же самое происходит с Петром, он, вдруг пробудившись, увидел неизреченное, необыкновенное, ни с чем несравнимое сияние. Он будит своих товарищей, и они взирают на этот неизреченный небесный свет, который превосходил солнечное сияние. Они увидели своего Господа, своего Божественного Учителя, в неизреченной славе Его Божественного величия и могущества.

Евангелист приводит предметные, конкретные сравнения, и говорит, что одежды на Христе были блистательнее, чем снег. Белильщик, говорит он, на земле не способен выбелить до такой белизны одежды Христа, каковым сиянием они отличались. Т. е. не было слов, не было способности выразить то неизреченное Божественное сияние, в которое погрузились и причастниками которому соделались ученики Христовы. Мало того, они увидели собеседующих с Господом двух ветхозаветных праведников, самых величайших святых из всех угодников Божиих Ветхого Завета – святого пророка Боговидца Моисея и святого пророка Илию. Они о чём-то собеседовали с Господом, и, как потом узнали ученики Христовы, они говорили Господу о грядущих Его страданиях в Иерусалиме. И хронологически это совершенно так, т. е. события сегодняшнего дня предшествуют в буквальном смысле этого слова Крестному пути нашего Господа.

Ученики в безмолвии, потому что невозможно было ничего выразить, вымолвить от этой неизреченной благодати и этой необыкновенной, ни с чем несравнимой красоты, которую они узрели своими собственными очами. Взирая на всё это, лишь апостол Петр, тот самый, порывистый, темпераментный, горячий апостол Петр, которого мы сегодня слышали в апостольском Послании литургийном, восклицает: Господи, как хорошо нам здесь быть! Потому что невозможно ничего другого высказать кроме этих простых слов, – позволь нам Тебе, Господи, – восклицает он, – соорудить три кущи, – т. е. сени из листвиев и веток деревьев, – Тебе, Моисею и Илии.

Какая странная просьба для нас, людей, живущих в иной исторической реальности. Но смысл этих слов заключается в следующем: Господи, позволь нам никуда отсюда не уходить, здесь остаться навсегда, здесь пускай будут кущи, где Ты будешь почивать, и где будут Твои небесные, дивные собеседники Тебе соприсутствовать, чтобы нам никогда и никуда более отсюда не удаляться, ибо хорошо нам здесь быть. И когда эти слова были произнесены Петром, как некое исповедование той благолепной красоты и причастия той благодати, которую Господь им даровал, они увидели, как облако покрыло эту гору, и услышали с неба голос, о котором мы сегодня уже вспоминали, голос Отца Небесного говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте.

Это дивное Богоявление, которому мы являемся в духовном смысле с вами, дорогие братья и сестры, сопричастными, подобно тому, какое произошло на реке Иордане, когда Господь пришёл креститься от рук Иоанна Крестителя. Здесь мы тоже видим Троичность Триединого Творца и Господа: мы видим Сына Божьего, преображенного в Божественном величии, в Божественной славе, в неизреченном Своём Божественном могуществе и благости, мы слышим с вами голос Отца Небесного, который свидетельствует о Сыне Своём Единородном, и если на Иордане в виде голубине Дух Святой сошёл и засвидетельствовал Триединство Творца и Зиждителя, здесь Он облаком нисходит и покрывает всю вершину горы.

Я всегда в день Преображения Господня вспоминаю и говорю о том, чему некоторые из присутствующих, я это знаю доподлинно, являются лицезрителями и свидетелями, потому как сейчас очень многие совершают паломничества на Святую Землю, и те, кому посчастливилось в день Преображения быть на Святой Земле и на Фаворской горе, они это свидетельствуют, ибо сами то ощущали и своими собственными глазами видели. На том месте, где Господь преобразился в Своём Божественном, неизреченном сиянии, до сегодняшнего дня, представьте себе, во время совершения Божественной Литургии, а совершается она рано-рано поутру, примерно в то самое время, когда исторически совершилось Преображение, облако сходит на эту гору, и храм покрывается туманом. Это происходит за каждой Литургией в день Преображения. Как Благодатный огонь сходит неизреченно и неизменно в Великую субботу на Живоносный Гроб Господень, также и облако в день Преображения нисходит на Фаворскую гору. Я не был в этот день на Фаворе, но мне об этом рассказывали, даже не один человек, а многие разные люди. Вы представляете, люди стоят в храме как будто в тумане, а ведь это август месяц, это Палестина, это жара, на небе ни облачка нет, но в этот момент, как правило, во время совершения Херувимской песни и последующего Евхаристического Канона, то есть в сакраментальном месте Божественной Литургии, нисходит облако, и люди, находящиеся в храме, даже не видят друг друга. Это поистине дивное чудо, чудо неизреченного Богоявления, которым Господь свидетельствует Свою близость каждому из нас.

Поэтому, дорогие братья и сестры, о каких яблоках мы сегодня говорим, о каком винограде сегодня нам речь вести, о каком так называемом, простите меня, опять повторяюсь, но говорю это с определённого рода осуждением, какой может быть «яблочный» Спас, когда мы с вами сталкиваемся с близостью Царствия Небесного.

Отвлекаюсь, но однажды мне очень пожилой священник рассказывал, как они во время Великой Отечественной войны, будучи верующими детками, молились Боженьке. Был недостаток всего, был голод, и их верующие родители воспитывали их, чтобы они молились, чтобы Господь их помиловал и сохранил. И вот один братик этого потом уже будущего батюшки, просил Боженьку, чтобы Он ему давал побольше еды. Это была наивная детская просьба, это понятно, детки голодненькие, и они, может, ни о чём другом и не мечтали. Мой покойный отец рассказывал, что ему было 10 лет в 1945 году, ему дали сахар-рафинад, а он не знал, что это сахар и играл с ним как с игрушкой, потому что детки даже и не знали, что это такое. И вот этот мальчик просил, чтобы Боженька дал ему побольше еды, об этом он только и просил. Может быть, по-детски это оправдано. И так случилось, он вырос, война, конечно же, уже закончилась, слава Богу, он стал директором крупного продовольственного магазина, гастронома, еды было выше головы, а Бога забыл. Понимаете, вот беда-то.

Мы иногда сводим всё к яблокам, винограду, мёду, к чему-то земному, а о самом главном забываем. Не плоды, даруемые нам землей, должны быть главными в нашей жизни, не только эти плоды должны мы освящать с вами, дорогие мои, а прежде всего плоды добрых дел, вот это должно быть самым главным в каждом из нас, и вот тогда, действительно, Спаситель будет для нас Спасителем наших душ, и Он избавит нас от всякой напасти, от каких бы то ни было скорбей и болезней, и дарует нам то, о чём сегодня говорит этот великий праздник, праздник Преображения Господня, – Он даст нам Царствие Небесное.

Заметьте, ученики увидели на мгновение эту необыкновенную радость, и тут же всё пропало, всё исчезло, и они увидели в прежнем виде своего Господа, и потом спустились с горы. В прошлое воскресение мы говорили с вами о том событии, которому оказались свидетелями ученики Христовы и Господь, и которое настолько контрастировало с этим неизреченным Божественным сиянием, которое они увидели. Они увидели горе человеческое, они увидели бесноватого мальчика и его отца, который рыдал и плакал, и волосы на себе рвал, и это была реальность той жизни, в которой они были.

Преображение – это есть образ будущего века. Господь всем нам показывает, что нас с вами ждёт после смерти как величайший, неизреченный дар после этого земного, многотрудного, многоболезненного житейского поприща. Но чтобы удостоиться этой радости, этой неизреченной благости, которую Господь явил Своим ученикам на горе Преображения, нам должно потрудиться ради Христа, ради Господа. Поэтому Господь не остаётся здесь, на вершине этой горы, Он не внемлет порывистым словам апостола Петра: «Господи, как хорошо нам здесь быть!». Чтобы остаться навсегда в этой радости, нужно пройти свой жизненный путь, потому что с вершины этой горы, горы Фавора, для Христа уже была видна вершина другой горы, имя которой Голгофа. И прежде чем остаться на Фаворе, нужно взойти на Голгофу, подняв свой крест на свои плечи и распявшись на нём, чтобы после этого, сораспявшись своему Господу, совоскреснув Ему, стать наследником вечной радости и Царствия Небесного, которое Господь открывает нам сегодняшним удивительным праздником, праздником Преображения Своего.

Сподоби, Господи, и всех нас, дорогие братья и сестры, не лишиться этой радости с Господом, чтобы это было, здесь на земле, самым главным смыслом нашего человеческого существования. Ибо, какой прок, говорит Господь в Евангелии, какой смысл в том, если мы весь мир приобретём, а душе своей повредим. Какие такие здесь на земле есть блага, ради которых можно было бы разменять Царствие Небесное, променять на эти земные, скорогибнущие красоты мира сего ту радость, причастниками которой сподобились быть все, кто были верны Господу и шли Богом, указанным путём к вечной жизни. Да не будет для нас ничего здесь на земле, что было бы способно заградить для нас с вами путь в вечную жизнь и не дать нам этой неизреченной, ни с чем не сравнимой радости, которую Господь уготовил всем любящим Его прежде сложения мира. Аминь.