Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока

Например, мы очень часто произносим слова «верую, Господи, помоги моему неверию», произнесенные тем несчастным отцом, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском повествовании. Или мы очень часто, повторяю безотносительно к сегодняшнему евангельскому чтению, произносим слова, что этот род, род падших духов, род бесовский, ничем другим не изгоняется, кроме как молитвой и постом. Об этом сегодня Господь говорит в сегодняшнем евангельском повествовании. Т. е. многие из выражений сегодняшнего евангельского зачала стали, с позволения сказать, афористичными, используемые даже тогда, когда не имеют прямого отношения к сегодняшнему благовестию, используя их в каких-то случаях, когда нам хочется выразить ту или иную мысль. Впрочем, это свойственно всему Священному Писанию, ибо оно многообразно и многогранно, и вместе с тем, не побоюсь этого слова, быть может, не совсем уместного — универсально, в том смысле, что Божественные глаголы приемлемы в совершенно разных жизненных ситуациях.

И прежде чем предпочесть какую-то одну из мыслей сегодняшнего многогранного евангельского повествования, я всё же позволю себе пересказать то, что нам сегодня было предложено.

Сегодняшний евангельский отрывок хронологически, как мы помним с вами, повествует о событиях, которые произошли тотчас же после преславного, предивного Преображения Господня на Фаворской горе. Ученики Христовы лицезрели Божественную славу своего Спасителя, они увидели Господа преобразившимся, они не способны были выразить устами, словами ту удивительную радость и благодать, к которой они прикоснулись. К слову говоря, они прикоснулись только лишь к некоему краю этой Божественной неизреченной славы, но и этого было достаточно, чтобы им по-человечески даже потерять дар речи. Единственное, что смог сказать апостол Петр: Господи, как нам хорошо здесь быть! По слову пророка Исаии, впоследствии уже апостол Павел повторяет его слова, и мы очень часто их вспоминаем: око того не видело и ухо того не слышало, и на сердце то не приходило, что Бог уготовил любящим Его. Невозможно изъяснить и высказать ту полноту радости и благодати, которые Бог уготовал тем, кто удостоится небесной, вечной радости.

И вот, дорогие братья и сестры, после этого события, после Преображения Господня, они спускаются вниз туда, где мир потрясает своими страшными контрастами, т. е. здесь, на горе, была слава Божественного величия Господа, и ничего другого ученики, как представители рода человеческого, не желали более ощущать и испытывать, и вдруг они погружаются во мрак обыденности, той мирской, житейской, повседневности, в которой живем мы. И в самом уродливом, в самом безобразном ее проявлении они обнаруживают ужас безбожия, потому что ко Христу подступает некий пожилой человек и говорит: Господи, если Ты можешь, хоть чем-нибудь помоги нам. Уже этими словами мы видим, насколько человек далек от веры. Потом евангелист Марк, мы об этом уже с вами вспоминали, дополнит характеристику этого несчастного отца как маловера: «Верую Господи, помоги моему неверию», – он восклицает.

Мы не единожды с вами сталкивались с этим и говорили о том, как люди, прикасавшиеся к личности Спасителя, выражали свою веру в Него. Помните, сотник, что он говорит в своей просьбе об исцелении Господом его умирающего слуги? Он даже не просит, чтобы Христос пришел и исцелил, а говорит: Господи, Ты лишь слово скажи, и этого будет вполне достаточно, ибо верую, что единственного, творческого, всемогущего глагола Твоего будет вполне достаточно, чтобы воздвигнуть от одра болезни умирающего человека. Или женщина, которая двенадцать лет кровоточила, которая сказала себе: лишь к краю ризы Его прикоснусь, к краю одежды Этого великого Чудотворца, и сего будет вполне достаточно. И она не была посрамлена в своем уповании. Здесь же мы видим совершенно другое — этот человек, этот несчастный отец, говорит: если хоть чем-нибудь Ты можешь нам помочь, помоги! Это сродни тем людям, которые бросаются к кому угодно, к каким угодно лекарям, к каким угодно целителям, ясновидящим, и он сам это подтверждает, потому что говорит: я только что к Твоим ученикам обращался, но они не смогли мне помочь, поэтому если хоть чем-то можешь нам помочь, помоги. Это вопль отчаяния, вопль безнадежности, но вместе с тем, проникнутой быть может последними проблесками надежды, что может быть Он, о Ком так много говорят, что Он поистине великий Чудотворец, поможет нам. Тогда Господь говорит: веруешь ли, что Я могу это сделать? И вот тогда он восклицает, произнося эти замечательные слова: Верую, Господи, помоги моему неверию!

Но мы не имеем права говорить об этом человеке столь критично, потому что наша вера еще более скудная, еще более немощная, еще более несовершенная, потому что мы и этого исповедания, к сожалению, не можем произнести всем существом своего маловерного сердца. И вместе с тем Господь дарует этому несчастному отцу по его пусть скудной, немощной, слабой молитве исцеление его сына, потому что нечистый дух, который гнездился в сердце этого ребенка, вышел.

Мы сегодня с вами вновь сталкиваемся с исцелением бесноватого, на этот раз – ребенка, мы видим, насколько падшие духи способны иметь власть над жизнью человеческой. Не так давно мы тоже слышали в Евангелии о том, как Господь исцелил гадаринских бесноватых, в сердцах которых царствовал легион по их собственному выражению и признанию, но это были взрослые люди.

То, что темные, падшие духи находят доступ к сердцу человеческому, это является следствием греха, через который они способны овладеть человеком и глумиться над ним. Грех – это те отверстые врата, через которые диавол может войти и воцариться в душе человека. Но здесь ребенок, это совершенно другое, он еще не успел нагрешить так, как грешим мы, взрослые люди. Как мы можем это объяснить?

Есть очень страшные слова, о том, что грехи родителей падут на голову детей. Для иного человека, быть может, это является выражением какой-то несправедливости, но вместе с тем мы прекрасно понимаем и осознаем, что за наши родительские грехи очень часто страдают наши дети. И не потому, вовсе, что Бог как будто хочет ударить побольнее человека, нет, а по тому самому банальному и совершенно элементарному принципу, что больное, зараженное дерево не способно приносить здоровые плоды. Мы все больны грехом, мы больны нераскаянностью, больны тем, что связаны страстями и грехами. Наши дети являются тем совершенно естественным закономерным следствием того, что было посеяно нами, родителями.

В чём выход, в чём избавление от этой страшной, какой-то совершенно неминуемой зависимости и последовательности? Прежде всего, в покаянии нас, родителей, в своих грехах, в очищении своей собственной жизни. Поэтому когда мы сталкиваемся с какими-то несчастьями, связанными с нашими детьми, мы должны говорить не «за что Господи? что я такого сделал? почему это выпало на мою долю?», а прежде всего, спрашивать себя, какие грехи и беззакония есть на моей совести. Они у каждого из нас есть – грехи нераскаянные, не осознанные, не осмысленные, затаенные в глубинах нашего сердца и нашей совести.

Я неоднократно уже приводил этот пример из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского, и он наверняка у всех на слуху, но вместе с тем он очень показателен. Помните, к преподобному старцу толпы людей приходили за помощью, за духовным советом, за исцелением, приносили больных, и вот он видит калеку, ребенка. И старец не к ребенку обращается, а к его отцу, который на руках его держит: «Что, милый, воровал народное добро?» – «Воровал, батюшка». – «Вот и получаешь ты по своим грехам».

Наши грехи, родительские грехи, они являются причиной того, чем страдают наши дети. Или вспомним Паисия Святогорца, тоже не единожды звучавший с этого святого места пример. В его поучениях описывается, как один человек приезжал на Афон к старцу со своим ребенком, который страдал онкологическим заболеванием, и старец говорит отцу: У тебя есть страсть, блудный грех, ты жене своей не верен, оставь эту порочную связь, оставь этот грех, брось ее, эту постыдницу, с которой ты жене своей изменяешь, и ребенок выздоровеет. И он нашел в себе это мужество, хотя связь была многолетняя, и он уже всем своим существом прирос к этому пороку, к этому беззаконию, к этому прелюбодеянию, но нашел в себе мужество и ради любви к ребенку порвал греховные отношения. И ребенок исцелился. Всё хорошо, всё — слава Богу. Но потом опять сорвался и опять с этой блудницей встретился, и болезнь опять к ребенку вернулась, и ребенок умер.

Т. е. наши с вами грехи, они являются причиной скорбей и физических болезней, каких-то несчастий, неудач, невзгод и всего прочего. Как угодно можно к этому относиться, рассуждать, опять же возвращаясь к уже сказанному сегодня, справедливо ли это или несправедливо, но по-другому мы с вами никогда не узнаем и не поймем своей греховности, своей порочности, если мы не увидим ее, если мы подобру-поздорову не захотим это увидеть в себе, тогда нам будет попущено то, о чём мы сегодня в Евангелии слышали.

Этот несчастный отец, мы ничего не знаем о его жизни, мы не знаем, что было с ним до его встречи со Христом, что было после, мы знаем только этот удивительный факт, который в Евангелии сегодня описывается и всей полноте Церкви благовествуется, – этот человек исповедует Христа Спасителем и получает врачевство своему сыну. На этом, собственно, можно было бы и завершить сегодняшний разговор, потому что эта тема, не скажу, чтобы была исчерпана, она, конечно же, не может быть исчерпана до конца, но, по крайней мере, мы все, надеюсь, понимаем, что речь идет, прежде всего, о том, как мы, родители, должны быть ответственны за своих детей. Как мы должны за них молиться, и смыслом нашего родительского призвания, тех, у кого есть дети, должна быть, прежде всего, горячая, постоянная, ежедневная молитва о них, чтобы Господь не лишил их вечной жизни, не лишил их Царствия Небесного, чтобы мы смогли с вами дерзновенно, вместе с пророком Исаией сказать: Вот, Господи, я и дети, которых Ты мне дал. Я дурной, худой отец, я не имею таланта быть достойным этого высочайшего призвания — быть родителем, но коль скоро Ты, Господи, дал мне это послушание, и я имею детей, прими их такими, какими я смог их воспитать, какими я смог их соделать христианами. Помилуй меня, грешного, и их прости, не осуди нас, Господи, в вечную погибель и в вечную муку, умилосердись над нами, умножь нашу веру, исцели нашу веру, для того чтобы она способна была привести нас к вечной жизни и к вечному спасению.

Когда ученики Христовы после всего этого подошли ко Господу и спросили, почему они не могли этого сделать, Господь им сказал: по неверию вашему, ибо этот род, – эти слова уже сегодня прозвучали в самом начале, – ибо этот род, род падших, нечистых духов, ничем другим не изгоняется, кроме как молитвою и постом.

И вот мы с вами, дорогие братья и сестры, сегодня стоим на пороге великого спасительного времени, завтра – начало Успенского поста, время благодатное, время воздержания и молитвы. Все мы, в большей или меньшей степени, одержимы нечистыми, падшими духами. Если мы творим грех, то, следовательно, мы имеем причастность к этому мраку и нечистоте, а следовательно время, которое нам Господь прещедро дарует, чтобы мы вместе со всею полнотой церковною потрудились ради нашего спасения, это время нужно использовать с благодарностью и с благоговением.

Святитель Василий Великий говорит так: если мы ограничим свою плоть в чём-то, то тем самым больше приобретем своей душе. Если мы воздерживаемся в посте от чего-то, что для нас привычно и совершенно естественно, то поверим тому слову, и душа наша взамен ограничения в чем-то плотском, приобретет большее богатство в духовном.

А что касается молитвы, вспомним слова блаженного Августина, сказавшего, что иной становится на молитву грешником, а заканчивает эту молитву праведником. Вот что значит молитва. Все мы грешники, все мы нуждаемся в исцелении и прощении Божием, поэтому будем усердствовать в это святое и благословенное время молитвой и воздержанием.

Это очень короткий пост, короче его нет, всего две недели, но по своей строгости, по своей важности он отождествляется со временем Великого поста, потому что предшествует Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Помните, в прошлом году я говорил и желающих потрудиться приглашал быть едиными в этом намерении с Греческой Церковью, где есть благочестивый обычай во дни Успенского поста совершать канон Пресвятой Богородицы в храме.

Каждый вечер православные греки собираются ради этого канона в храме и все поют канон Божией Матери нараспев.

У нас другой ритм богослужебной жизни, у нас совершаются уставные богослужения, поэтому мы не будем ничего менять, но желающие потрудиться ради любви к Божией Матери могут это делать келейно, на своей домашней молитве, каждый день этого Успенского поста читать канон Пресвятой Богородице, который у каждого есть в молитвослове, тот, о котором сказано, что он поется во всякой житейской скорби.

Поэтому давайте, дорогие братья и сестры, вооружившись на врага рода человеческого постом и молитвою, потрудимся еще и тем, что постараемся в течение этого предшествующего постного времени почитать канон Пресвятой Богородице с тем, чтобы Матерь Божия, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, заступилась за всех нас пред Престолом Сына Своего и Бога нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Господь, внемля Ее Материнским, всемощным и дерзновенным молитвам, даровал всем нам исцеление души и тела и жизнь вечную. Аминь.