Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше

Наверняка кто-то из вас знает, что существует определённого рода каноны и правила, регулирующие отношения не только богомольцев, верных происходящему священнодействию, но и священнослужителей. Существует такое категоричное правило: предположим, умирает человек, находится при последнем издыхании, и близкие его приходят в храм и просят священника тотчас же без промедления прийти и причастить этого умирающего христианина. Священник, согласно названным правилам, не только имеет право, но и обязан, даже если совершается Литургия, остановить её, оставить всё, оставить народ, находящийся в храме, и поспешить к умирающему христианину, но до известного момента, до тех пор пока не возгласятся в храме во всеуслышание именно эти слова – «Всякое ныне житейское отложим попечение». Т.е. чтобы не происходило, какие бы может страшные, может даже стихийные бедствия не обрушились бы на город, на храм, какая бы личная трагедия не стала известна священнику, он не имеет права оставить престол и Алтарь Божий, ибо сказано «Всякое ныне житейское отложим попечение», потому что в сравнение с тем, что происходит в это мгновение в храме, всё остальное имеет понятие житейского, а здесь – Горнее, вечное, небесное, непреходящее. Здесь вершится спасение рода человеческого, здесь вновь Христос умирает за грехи человека, и Его пречистое, израненное, распятое на Кресте тело снемлется со Креста и полагается во гроб, ибо, прежде всего это, символически означает Херувимская песнь и Великий вход, которому мы все являемся с вами очевидцами, сомолитвенниками и сотаинниками, тогда когда священник поминает Святейшего Патриарха, преосвященных архиереев, священнический, диаконский, монашеский чин и всех здесь предстоящих и молящихся. Это мгновение поистине обуславливает каждого из нас всякое ныне житейское отложить попечение.

Какое отношение это имеет к сегодняшнему дню, спросите вы? Я думаю, прямое. Сегодняшнее Евангельское повествование, которое мы с вами все прекрасно знаем и ежегодно возвращаемся к этому рассуждению, повествует нам, как некий юноша припал к ногам Спасителя. Заметим для себя и обратим на это внимание, что этот юноша весьма и весьма благоговеен, он припадает к ногам Спасителя и, обращаясь к Нему, говорит: Учителю благий, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Поистине немногие, мы часто с вами об этом говорим, задаются именно этим вопросом, обращаясь ко Христу: что мне делать, Господи, чтобы наследовать вечную жизнь. Наши заботы, дела и те самые попечения, отложить которые призывает нас Церковь, они обуревают нашу жизнь, они затмевают самое главное, отодвигают от нашего человеческого взора смысл нашего человеческого существования и предназначения. Но вот этот юноша озабочен всерьёз, он спрашивает, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Господь, как бы останавливает его встречным вопросом, Он ему говорит, и иногда эти слова вызывают недоумение: Почему ты называешь Меня благим, никто не благ, как только один Бог. Некие невежественные умы считают, что Христос этими словами как будто бы отказывается от Своего Божественного достоинства. Абсолютно нет! Речь совершенно не об этом, а о том, что этот юноша обращается ко Христу как к обыкновенному учителю, как к обыкновенному, часто появляющемуся на жизненном пути каждого человека моралисту. Но если ты задаёшь этот вопрос: Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь, – ты прежде всего должен видеть Того, Кто может тебе исчерпывающе ответить на этот вопрос, то есть видеть во Мне Бога. Поэтому, не легкомысленно спрашивай Меня и обращайся ко Мне, называя Меня благим, не веруя в это, – как бы так говорит Господь этому пытливому юноше, – а прежде всего знай, Кто пред тобою, потому что пред тобою Тот, Кто небо и землю создал, Кто призвал из небытия к бытию этот мир, и если Ты обращаешься ко Мне как к истинному Богу, поистине благому, ибо поистине и совершенно справедливо, никто не благ, как только лишь единый Бог, ты получишь единственно верный ответ.

И потом Господь говорит юноше: Если хочешь наследовать вечную жизнь, соблюдай заповеди. Юноша с поспешностью вопрошает Господа: Какие заповеди? Тогда Христос перечисляет основополагающие заповеди Ветхого завета: не убивай, не прелюбодействуй, не блуди, не воруй, чти отца своего и мать свою. Этот юноша, ожидая подобных слов от Господа, с поспешностью, чуть не перебивая Господа, говорит Ему: Господи, всё это я сохранил от юности своей, – сам еще, будучи молодым человеком. Неслучайно Священное Писание именует его юношей: От юности, – говорит он, – я всё это сохранил и соблюл. И тогда Господь этому юноше говорит: Если ты хочешь быть совершенным, то тогда продай всё своё имение, раздай его нищим и следуй за мною, и тогда ты будешь иметь наследие небесное.

И вот здесь происходит то, что очень часто с каждым из нас происходит – этот юноша споткнулся об эти слова, которые произнёс ему Спаситель, потому что был богат и не был готов к такой постановке вопроса. Он совершенно по-другому рассчитывал этот разговор вести со Христом, а здесь Господь совершенно категорично говорит ему: Хочешь быть совершенным, всё, что у тебя есть, отдай, потому что это не имеет никакого значения перед тем, о чём ты сейчас Меня спрашиваешь, и тогда ты, следуя за Мною, обретёшь наследие вечное, небесное, радость, ни с чем не сравнимую. Этот юноша, наверняка думал, что он сейчас обретёт похвалу в устах этого благого Учителя, говоря о том, что он все заповеди с точностью сохранил, а Господь подчёркивает, что соблюдение заповедей для каждого из нас является непременным условием нашего спасения, но если ты жаждешь, чаешь, алчешь совершенства, раздай всё, что мешает тебе здесь на земле, потому что многое из того, что мы имеем в своей жизни, действительно заграждает наш путь к Богу, препятствуя нам прийти в вечную жизнь.

Вот почему сегодня в самом начале я говорил об особенности Божественной Литургии, в частности о словах, которые звучат за каждой Литургией: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Эти слова каждому из нас нужно воспринимать не в узком, Богослужебном смысле этого слова, что в данный момент Богослужения мы должны как бы замереть и ни о чём другом не думать, – нет. Не только та служба, которая собирает нас в храме, а всё, что совершается с нами в нашей жизни, да и вся наша жизнь, мы об этом с вами тоже нередко говорим, должна быть по определению, в подлинном, настоящем смысле этого слова – Богослужением. Мы должны с вами служить Богу, каждый из нас на том месте, где он призван. Где бы я ни был, чем бы я не занимался, любой мой поступок должен быть Богослужением, потому что я Богу этим служу, или не служу, это уже зависит от каждого из нас. Поэтому «отложить житейское попечение» имеет значение целожизненное, мы должны отложить от своей жизни то, что мешает нам соединиться с Господом раз и навсегда, что мешает нам приблизиться к вечной жизни.

Иногда мы воспринимаем сегодняшнее Евангельское повествование как очень важное, очень назидательное, но как бы ни имеющее к нам никакого отношения. Почему? Да потому, что мы говорим сами себе, что это не про нас, разве мы богатые люди, чтобы нам уподобиться этому евангельскому юноше, который опечалился, услышав слова от Христа. Дело в том, что богатым можно быть в смысле мирском не только какими-то материальными благами. Вот я знал одного человека, который коллекционировал спичечные коробки, он до фанатизма был увлечён этой страстью, или другой коллекционировал грампластинки, это тоже может заградить вход в Царство Небесное человеку. Потому что человек прилепляется к тому, что не позволяет ему задуматься о главном, потому он стремиться что-то приобрести, и это, к сожалению, каждому из нас в большей или меньшей степени свойственно. Мы себя окружаем какими-то совершенно ничтожными, мелочными вещами, которые отнимают у нас драгоценное время, похищают его, а мы в погоне за теми или иными своими человеческими увлечениями, развлечениями, чем угодно, мы теряем самое главное, то, что Бог минутами, – вдумаемся в это, дорогие мои, – минутами отмерил для каждого из нас. Потому что жизнь настолько скоротечна, настолько молниеносна, так даже скажем, что мы оглянуться с вами не успеем, как предстанем перед Судом Божьим. И всё то, что мы ставили главными, человеческими, земными, мирскими задачами здесь на земле, там окажется каким-то мыльным пузырём, каким-то дымом, который развеялся и ничего, ровным счётом ничего, после себя не оставит, потому что ничего из этих земных мирских приобретений мы с вами, конечно же, не сможем пронести в Царство Небесное.

Вернёмся же к литургическому аспекту сегодняшнего нашего с вами рассуждения, нашей с вами беседы. Мы слышим с вами заповеди Христа, заповеди блаженства, первая из которых говорит: Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное. Т.е. есть для того, чтобы войти в Царство Небесное, нужно ничего своего здесь на земле не иметь, а если что имеешь – поделись, с тем, кто не имеет этого. Знаете, есть такой замечательный пример, известная в истории государства Российского фамилия, и в нашем с вами граде эта фамилия очень известная, были такие вельможи, князья, графы Шереметьевы, – у нас даже есть улица Шереметьевская, усадьба Шереметьевых, – так вот один из них, благочестивейший человек, современник Ивана Грозного. Однажды государь спросил его: Послушай, ведь ты богатым человеком был, куда ты подевал своё богатство, где твоё имение? А Шереметьев отвечал: Государь, я своё богатство руками нищих переправил на небо. Представляете, он был милосерднейшим человеком, всё, что у него было, он раздавал и через это стяжал, построил себе на небесах дворец, чтобы там с Богом царствовать. Поэтому не само по себе богатство как таковое является порочным и предосудительным, а то, как человек обращается с тем, что он имеет.

Если мы даже с вами по-другому вопрос поставим, что можно здесь на земле каждому из нас назвать своим, – это моё и больше ничьё, – то, что мы можем назвать своим? Своё здоровье, свой ум? А если завтра всё это отнимется у нас, и мы лишимся рассудка, и здоровья лишимся, мы это тоже будем, не переставая, считать своим собственным достоянием? Отнюдь нет. Это кем-то дано и кем-то отнято, – дружба, любовь, какие-то человеческие, обогащающие нас отношения, – всё это означает, что мы бесконечно Богом любимы, что Бог нам даровал это, чтобы мы этим пользовались, но чтобы сказать, что это моё собственное, личное, никто из нас этого сказать не может, потому, как по очень верному боговдохновенному Евангельскому глаголу мы с вами даже волоса не можем из белого сделать чёрным или хотя бы рост свой не можем ни прибавить, ни убавить, потому что это не в наших силах, так Господь говорит нам в Евангелии.

Так чем же человек может быть богат? Тем, что Бог ему дарит, тем, чем Господь наполняет нашу жизнь, если мы готовы, следуя за Ним, всем этим прещедро поделиться с нашими ближними. Если это какие-то интеллектуальные способности, прещедро поделись этими знаниями с рядом находящимся человеком, не кичась, не тщеславясь, а в простоте своего сердца поделись. Если это материальные способности и возможности, не оставляй того, кто нуждается в твоей помощи и по тому, приведённому сегодня примеру, создай себе там на небесах обитель прерадостную, приукрашенную тем, что через руки нищих и нуждающихся людей ты переправишь свое богатство в Царство Небесное. И если мы будем именно этому Евангельскому закону следовать, то тогда наша жизнь наполнится сокровищем, с которым ничто на земле не способно сравниться – любовью Христовой, любовью Бога и той радостью, которую Господь дарует любящим Его.

Мы с вами, наверное, каждый воскресный день по тому или иному поводу вспоминаем замечательные слова апостола Павла, потому что не вспоминать о них просто нельзя, и мы должны всегда о них помнить, они могут нас и вдохновлять на подвиги Христоподражательные, и избавлять нас от каких-то порочных действий и поступков: Око человеческое не видело, ухо не слышало и на сердце то не приходило, – говорил богоглаголевый апостол Павел, — что Бог уготовал любящим Его.

Дорогие братья и сестры, ничего из того, что окружает нас, к чему здесь на земле прилепляется наше сердце, кроме Бога, не стоит того, чтобы этому отдавать свою жизнь без остатка. Если мы о Боге вспоминаем, больше заботясь о мирском и житейском, то мы можем вспомнить очень важные и категоричные в этом смысле Евангельские слова, которые говорит Господь: двум господам служить невозможно, – потому что одному будем служить, а о другом будет нерадеть. Вспомним и начертаем на скрижалях своего сердца эти Евангельские словеса, которые неложно Господь наш и Спаситель всем нам говорит: ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и всё остальное приложится вам.

Поэтому, дорогие братья и сестры, испросим у Бога эту поистине Боголюбезную добродетель быть сострадательными и милосердными, и тем, чем мы обладаем, будем стараться без скупости, щедро, делиться с теми, кто этого не имеет, с нашими по плоти и духу братьями, которые лишены тех или иных земных благ, и, творя так, мы соделаем себе наследие вечной жизни, о котором сегодня вопрошает этот богатый юноша, который, разочаровавшись в ответе Христовом, отходит от Него прочь и удаляется от Него вдаль. Чтобы и нам, не уподобившись ему, постараться послужить и Богу, и людям нас окружающим своим добрым, щедрым сердцем для наследия вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.