Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

Чем же святое и благословенное имя преподобного Сергия дорого и многолюбезно сердцу каждого православного русского человека? Думаю, не потому только, что он жил в непростое, даже более того, страшное время, когда татаро-монгольское иго довлело над нашим многострадальным Отечеством. Прежде всего, нас побуждает видеть в нём своего заступника и молитвенника святость его жизни. Нам всем очень знакомы подробности его жизни. К слову говоря, жизнеописание преподобного Сергия можно назвать документальным, потому что описывалось оно его современником Епифанием Премудрым, который сам находился в обители преподобного Сергия, и на его глазах происходило то, что он потом записал в своей летописи. Те исторические подробности, которые мы обнаруживаем в этом пространном, очень подробном и совершенно замечательном жизнеописании, не только соответствуют исторической действительности, но они ещё открывают для нас личность этого великого во святых угодника Божия. Главным средоточием и главной идеей этого жизнеописания является святость преподобного Сергия. Мы нередко с вами об этом говорим, и сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на то удивительное обстоятельство, в объяснение к которому можно привести слова апостола Павла в Послании к Римлянам, где он сказал, что любящему Бога всё содействует ко благу, т.е. какие бы жизненные испытания не выпадали бы на долю христианина, пусть это даже скорби, пусть это невзгоды, пусть это болезни, всё это содействует и споспешествует ему ко благу, потому что всё, чем бы Господь нас не посещал, это всё, прежде всего, направлено всеблагим Промыслом Божиим ко спасению нашей бессмертной души.

Преподобный Сергий жил и в семье, жил и в иночестве, при этом ни то, ни другое не препятствовало ему быть близким Богу. Мы знаем с вами и слышим в тропаре святому о том, что «от юности Христа возлюбил еси, преподобне, и тому Единому служити вожелел еси». Его престарелые родители, впоследствии прославленные Церковью как преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, почивающие своими многоцелебными останками в Покровской обители близ Троице-Сергиевой Лавры, благословили своему младшему сыну Варфоломею не удаляться в обитель, а доходить их преклонный возраст и похоронить их. Варфоломей, так звали в миру будущего всероссийского святого, с благодарностью принял это родительское послушание и исполнил его, остался дохаживать своих престарелых родителей и похоронил их. Только тогда, когда он был свободен от этого родительского послушания, он удалился на гору Маковец в уединение. Как и жизнь в миру, так и жизнь в пустынном, безлюдном и непроходимом в ту пору месте, какой была гора Маковец, не мешала ему быть рядом с Господом. Для сердца христианина, стремящегося ко спасению своей бессмертной души, нет для этого никаких препятствий и нет никаких различий. Это мы с вами, к сожалению, из-за свойственного нам лукавства и постоянного самооправдания, говорим, что у нас такие жизненные условия, которые не позволяют нам сделать то или другое, и что если мы были в каких-то других условиях, более благоприятных для нас, то нам, конечно, было бы проще спасаться, но это всё не более, чем лукавство и не более, чем отговорки. Преподобный Сергий говорит нам своею жизнью о том, что он и в миру был настоящим и подлинным христианином, и в уединении он оставался тем же добрым подвижником благочестия, который своею жизнью являл пример того, как должно спасаться о Господе.

Когда он ушёл в это безлюдное лесное место, на этот холм, именуемый Маковцом, он жил в уединении, там не было никого, лишь дикие звери приходили к нему, но он своею кротостью даже и их пленил. Но как сказано в Евангелии, не может город, стоящий вверху горы, укрыться, и не ставят светильника под спудом, а ставят его на свешнике, чтобы он светил всем окружающим, весть об этом уединённом подвижнике стала доноситься до близлежащих селений, и люди, чающие Христова утешения, стали приходить к нему, чтобы хотя бы увидеть его, посмотреть на этого подвижника благочестия и научиться у него тому, как должно возлюбить Бога всем своим существом и всею своею жизнью.

Преподобный Сергий стал светильником пресветлым, который освещал тьму жизненных путей многих и многих людей, которые жаждали спасения и приходили к нему за этим. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева Лавра, обитель, которая является, без какого-то ни было преувеличения сердцем Руси Святой. Она является средоточием всей духовной жизни Русской Православной Церкви и, не побоюсь сказать, вселенского Православия, потому что здесь зиждется и бьется сердце Святой Руси.

Как мы видим, преподобный Сергий мог совместить и уединение, и присутствие множества людей в своей жизни, которые нисколько не повредили его целеустремлённости к Богу. Преподобный Сергий был сам рабом и слугой у всех, и вместе с тем, будучи впоследствии избранным на игуменское достоинство, смог выполнить и пронести это начальствующее послушание достойно. Не надмеваясь над окружающими его людьми, не превозносясь и не тщеславясь, он смог угодить Богу. Мы с вами очень часто вспоминаем этот совершенно поразительный пример, связанный с его старшим братом Стефаном, который не смог ужиться в Богоявленском монастыре в Москве и пришёл к своему младшему брату Сергию на Маковец, чтобы там вместе с ним подвизаться. Человек он был непростой, надменного, высокомерного ума, который лишившись возможности быть в другой обители, ушёл к своему младшему брату, игуменствовавшему в Троицкой обители. Сначала он был простым монахом, а потом, помня всегда о том, что он старший брат, начал распоряжаться и командовать вопреки игумену, пусть даже и по плоти являющимся ему младшим братом. Как-то он резко одёрнул канонарха, на Всенощной, сделав ему грубое замечание, на что канонарх ответил, что у нас такой устав и нам игумен так благословил. Тогда дерзко, очень грубо и совершенно бессовестно Стефан громко произнес, чтобы все слышали, а, прежде всего, его младший брат: кто здесь игумен? Тогда преподобный просто снял себя игуменские одежды и ушёл прочь, ушёл из обители, не в силу того, что было попрано его самолюбие, а потому что он не хотел никаких раздоров. Он посчитал, что если брату хочется игуменство найти в этой обители, то сам он не будет здесь начальствующим. Он уходит прочь в другое уединение, потому что, основным и главным содержанием сердца этого великого человека было смирение.

Нет ничего дороже, чем хранить мир в своём сердце, это, наверное, самая сложная наука для каждого человека. Достаточно часто мы с вами об этом говорим, но мало говорить, необходимо приучать себя, воспитывать в себе это поистине Христоподражательное качество. Потому что если мы не приобретем мира в своём сердце, тогда никакие внешние подвиги, ни наши молитвы, ни наши посты, не какие-то прочие добрые дела не способны будут нас приблизить к Богу, потому что всё это будет иметь лишь внешнее, наносное, но никак не внутреннее содержание нашей жизни. Неслучайно мы с вами вспоминаем другого подвижника благочестия, их имена настолько созвучны, что очень часто произносятся вместе, – преподобного Серафима Саровского, который произнёс среди прочих своих многочисленных поучений, обращенных к своим духовным чадам, слова, знакомые каждому здесь присутствующему: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи.

Т.е. прежде всего, нужно стяжать, приобрести дух мирный в своем сердце, и тогда действительно не только мы будем наслаждаться этим живым присутствием Христа в нашей жизни, но и вокруг нас люди будут спасаться тысячами. Потому что мир, царствующий в сердце человека, он не может быть не обнаружен, так как это было в жизни преподобного Сергия игумена Радонежского, память которого мы сегодня празднуем и прославляем. Преподобный Сергий своим примером показывает нам, что человек в любых жизненных обстоятельствах, какие бы не выпадали бы на его долю, может и должен оставаться, прежде всего, человеком, христианином, сохраняя свое христианское достоинство и храня дух мирный в своем сердце. Пример преподобного аввы Сергия великого нас с вами, дорогие братья и сестры, нас этому научает.

За святость своей жизни, а это является краеугольной причиной нашего прославления этого угодника Божия, как уже было об этом сказано, Господь благословил и удостоил его уже здесь на земле особых небесных откровений. Мы помним с вами удивительное повествование о том, что у преподобного были три духовных друга в обители — монахи Исаакий, Пимен и Михей. Так вот двум из них, Исаакию и Пимену было откровение во время совершения преподобным Сергием Божественной Литургии, когда они увидели его в необыкновенном, неизреченном, поистине Фаворском свете. Находясь в Алтаре во время совершения Литургии преподобным, монахи увидели, что небесный огонь сошёл в потир, в чашу Христову, и именно этого огня причастился преподобный Сергий. Они увидели рядом с престолом благодати Ангела Божия, необыкновенной красоты юношу, пламенеющего огнём. И когда после службы они подошли к своему духовному другу и сказали о том, чему они были очевидцами, то преподобный сказал: никому об этом не говорите, ну коль скоро Господь вам открыл телесными очами это узреть, знайте силу того, что есть Божественная Литургия! Вот что есть поистине Божественная Евхаристия, потому что ей сослужат Ангелы небесные. Причащаясь пречистых Таин Христовых мы воистину причащаемся Божественного пламени и Божественного огня, только лишь с той огромной взаимоисключающей разницей, что для одного человека тот же самый огонь может быть благодатным пламенем, попаляющим всю его греховную скверну и нечистоту, а для другого, в суд и осуждение причащающемуся, не рассуждая о Теле и Крови Христовых, этот же самый благодатный пламень может уже здесь на земле стать прообразом того геенского огня, который будет жечь и палить неумолимо в вечности.

Вот чего должно бояться, прежде всего, каждому из нас, и преподобный Сергий говорит нам своим собственным жизненным примером, чем является Божественная Литургия. Мы видим, что он ради святости своей великой жизни удостоился от Господа столь величайшего дерзновения, чтобы даже иные его духовные собратья видели, какой благодати он причащается во время совершения Божественной Евхаристии.

Есть ещё одно необыкновенное событие, которое всем нам известно, а в Лавре преподобного Сергия, оно даже обозначено храмом, построенном на месте этого величайшего события, когда Пресвятая Богородица с двумя апостолами, апостолом Петром и апостолом Иоанном Богословом, явилась преподобному Сергию во время совершения молитвенного правила. Он вместе со своим духовным собратом, с другим из названных учеников, преподобным Михеем, читали канон Пресвятой Богородице, в это время преподобный остановил молитву и сказал своему духовному собрату и другу Михею: се Пречистая грядет, сейчас мы удостоимся, – говорит он ему, – величайшего посещения. И действительно Матерь Божия в неизреченном, необыкновенном, превышающем солнечное сияние явилась вместе с двумя апостолами и засвидетельствовала то, что кров Её святых и богоприятных Материнских молитв никогда не оставит Лавру преподобного Сергия и все чаяния игумена сего святого, его молитвы о братии своей, тех духовных чадах, которые посещают эту святую обитель, никогда не лишатся покрова и заступничества Преблагословенной и Пречистой Богоматери. Это было одно из удивительных откровений, которое Господь явил преподобному своему через посещение Своей Пречистой Матери Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Эти удивительные подробности жизнеописания преподобного Сергия объясняют всем нам то, чем он стяжал эту удивительную любовь народа Божьего, который в течение уже семи столетий стремится в эту святую обитель. Стремится поклониться святым многоцелебным останкам преподобного Сергия, игумена Радонежского, зная, что не оставит в своих святых и богоприятных молитвах ни одно страждущее человеческое сердце этот великий заступник и молитвенник земли Русской. Думаю, каждый из нас, дорогие братья и сестры, имея своё собственное личное живое общение с этим великим угодником Божиим, знает опытом своей собственной жизни, что никогда не оставит преподобный всякого, кто обращается к нему в своей молитве, с какими бы скорбями, невзгодами, с жизненными потрясениями мы бы не обращались к нему. Знаем, что есть всегда кому за нас помолиться, есть кому о нас воздохнуть и есть кому вознести о нас свои богоприятные, дерзновенные и богоугодные молитвы.

Сегодня празднуя память этого великого угодника Божия, дорогие братья и сестры, взирая хотя бы обзорно, поверхностно на основные подробности его жизни, будем подражать этой святой душе христианской. Будем стараться, чтобы эти качества евангельские, которые он вобрал в себя в своей жизни, стали свойством и нашей с вами Христа любящей души. Чтобы Господь по его святым и богоприятным молитвам и нам даровал идти путём спасения, путём покаяния, путём сокрушения своих страстей и пороков, путём борьбы с грехом, который пытается запинать каждого из нас с тем, чтобы мы лишились вечной жизни и вечной радости с Богом.

Сегодня вспоминаются слова апостола Павла, в Послании ко Евреям он говорит совершенно поразительные слова: «будьте в мире со всеми людьми и достигайте святости, без которой никто не увидит Господа». Эти слова очень страшные по сути своей, потому что если мы не будем стремиться к святости, если мы не стяжем святость своею жизнью, то мы никогда не увидим Господа. Нам кажется, что это невозможно, что это немыслимо, но мы опять же окажемся лжецами и клеветниками на Бога и на святых угодников Божиих, потому что на примере этих святых Божиих человеков и в частности празднуемого сегодня преподобного Сергия, мы видим, что в любых жизненных условиях и обстоятельствах человек может и должен быть со Христом. Это в его способностях и в его силах, главное, по мысли уже сегодня упоминавшегося преподобного Серафима Саровского, чтобы была решимость и желание быть со Христом, а если будет это желание и будет решимость изменить себя в Боге к лучшему, тогда всё возможно любящим Бога.

Этими словами мы начали наш с вами разговор и этими же словами мы этот разговор закончим, и будем всегда помнить эти удивительные слова апостола Павла: любящим Бога всё содействует ко благу. Аминь.