Слово в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

В каком-то смысле ответом на этот вопрос может служить учение Церкви о Святой Евхаристии. Ведь неслучайно после Причастия, когда в алтаре священник приобщается Святых Тайн, Церковь благословляет читать постоянно, вне зависимости от времени года пасхальные стихи: «Светися, светися, новый Иерусалиме», а также «О Пасха велия и священнейшая, Христе».

А что это значит? Это значит, что Евхаристия, или Святое Причащение, говорит нам постоянно об одном: о воскресении из мертвых. Всматриваясь в молитвословия, в тексты Евангельские, во все то, что связано с Евхаристией, мы видим, что золотой нитью в книгах проходит эта мысль: Церковь нас призывает воскреснуть из мертвых через Святую Евхаристию. А это значит, что от Пасхи до Пасхи мы можем сохранить этот дар пасхальной благодати исключительно благодаря участию в Святой Евхаристии, в регулярном причащении Святых Христовых Тайн, которое подает нам за Божественной литургией Церковь.

Но это, конечно, не все, что требуется от человека. От человека требуется еще вера – крепкая, спокойная, миролюбивая, вера человека, который не сомневается, а доверяет словам Господним. И, может быть, неслучайно Святая Церковь сегодня прославляет апостола Фому. С одной стороны, прославляет, а с другой стороны, мы слышим, как Господь упрекает ученика, говоря: не буди неверен, но верен (Ин. 20, 27). Но когда апостол Фома получает разрешение от Господа вложить свои пальцы в Его прободенные ребра, в язвы от гвоздей на Его руках и ногах, которые остались на воскресшем теле Иисуса после прибития ко Кресту, мы видим, что Фома исповедует Христа Сыном Божьим, прославляет Его именно как Бога вочеловечившегося, умершего на Кресте и воскресшего (см.: Ин. 20, 28). А дальше апостол слышит от Христа такие слова: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

А что это значит для каждого из нас? Конечно, переоценить эти слова Христа очень сложно. Они важнейшее свидетельство того, что Господь присутствовал незримым образом и тогда, когда апостол Фома был с учениками и выражал просьбу вложить свои персты в ребра Христа, иначе он не будет иметь веры. Это значит, что постоянно и на все времена Христос незримо присутствует среди Своих учеников. Где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там Я посреди них (Мф. 18, 20). Следовательно, здесь и сейчас среди нас, стоящих в храме, присутствует Господь и чаяния нашей веры или нашего неверия Он слышит и готов исполнить.

Но, может быть, в этих словах Христа мы найдем еще более важный смысл. Он говорит: блаженны невидевшие и уверовавшие. Человек устроен так, что блаженство или счастье ни с чем не спутает: он сердцем своим, всем нутром, естеством чувствует то, что ему хорошо и блаженно. А по словам Господа, блаженны, то есть счастливы, истинно уверовавшие. Это значит, что если мы не чувствуем блаженства, радости, счастья, а приходим в храм часто из-под палки, заставляя, таща себя на службы, не расположившись сердцем и не вкусив блаженства, думая, что что-то вдруг нам откроется, то мы еще не верующие. А некоторые толкователи делают из этих слов Господа еще более страшный вывод: если мы не чувствуем блаженства от соприкосновения с Господом в общении, не значит ли это, что мы отвергаем истинную веру?

В сегодняшний день, когда мы говорим об апостолах и Фоме, мы должны назидаться в этой глобальнейшей мысли о постоянном присутствии Божьем. Но не только о Его присутствии, о Его помощи Церкви Христовой, а еще о том, что Он стоит среди нас и ждет, чтобы мы сделали шаг навстречу Ему, лучше сказать, шаг навстречу исполнению истинных заповедей Божьих. И тогда Господь всегда готов будет помочь нам Своей Божественною Силою.

Не в этом ли должно убеждать верующего человека рассмотрение того, как осуществлялось распространение по всему миру христианской веры? Ведь Господь неслучайно сделал абсолютно все, чтобы засвидетельствовать перед апостолами, что в деле их проповеди они будут только орудиями Божественного промышления, за ними будет стоять Бог, Божественная Сила. Никакой самонадеянности и уверенности в том, что они что-то могут, у учеников не было.

Действительно, Сын плотника из всеми презираемого галилейского города Назарет избирает неграмотных людей Себе в ученики, называет Себя перед ними Богом, говорит о том, что они уловят вскоре всю вселенную (см.: Мк. 1, 17). Но для того чтобы уловить, они не должны заботиться о том, что говорить, во что одеваться, что с собою брать (см.: Мф. 10, 9-10, 19-20). Он их призывает быть агнцами среди волков (см.: Мф. 10, 16). Проходит два с половиной века, и Римская империя у подножия Креста. Разве это не явление Божественной силы в истории, не локально в христианстве, а вообще в истории человечества? Объективно говоря, даже неверующий историк или агностик-историк, рассматривающий историю распространения христианства, должен признать, что это совершилось вопреки всему, это величайшее чудо в истории человечества. Все это должно нас убедить в правоте Божественного учения, и мы можем сказать: с нами Бог, а лучше сказать, в Церкви Бог. Его Божественная сила нас делает воскресающими из мертвых.

Сегодняшний праздник именуется еще Антипасхой, что тоже свидетельствует о победе Христа над смертью, вечным проклятием, которое тяготело над человеком. Вообще слово «Антипасха» переводится как «праздник вместо Пасхи»: Церковь свидетельствует о том, что праздник Пасхи продолжается. Сегодня также вспоминается особым чином сошествие Христа во гроб и изведение оттуда всех праведников. Именно праведников – тех, кто хотел жить по заповедям Божьим, но не сподобился дожить до пришествия в мир Мессии. Души этих праведников вынуждены были по разлучении с телом сойти во ад. Их выводит Господь именно как желающих, жаждующих быть с Ним, с Богом и со Христом. И каждому из нас следует спросить себя: если в моей жизни нет желания быть со Христом или есть желание быть с кем-то, все равно с кем, лишь бы было хорошо, то снизойдет ли ко мне Господь? Воскресит ли Он меня из мертвых? Будет ли так?

В течение 40 дней до Праздника Вознесения Церковь торжествующими словами «Христос Воскресе!» будет нам неоднократно напоминать о том, что Христос воскрес и принес победу, как говорит Иоанн Богослов. Но очень важно, чтобы Его победа над вечной смертью стала и нашей победой, чтобы жизнеутверждающие слова «Христос Воскресе!» нас оживотворили, вдохновили на новую жизнь с нашим Господом.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Праздником Антипасхи и памятью апостола Фомы, желаем, чтобы та вера, которая раскрылась в апостоле Фоме после того, когда явился ему Господь, та вера, которая дала ему неизреченную радость и блаженство, стала хотя бы отчасти нашим жизнеутверждающим мироощущением. Тогда и каждый из нас вместе с апостолом Фомой некогда сможет сказать: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). Аминь.

Христос Воскресе!