Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Конечно, для сложившихся людей, особенно для мужчин, приход к вере всегда достаточно непрост. И мы видим это на примере Иакова, брата Господня. Но важно и другое: этот человек смог перешагнуть через себя, через свои устои, пожалуй, самое главное, через свое мироощущение, которое сложилось у него в иудаизме. И он обратился ко Христу и стал проповедником нашего Господа. До нас дошел труд Евсевия Памфила «Церковная история», где повествуется об Иакове, брате Господнем. Евсевий пишет, что Иаков имел такой благоговейный и аскетичный вид, что люди, смотрящие на него, приходили в духовный восторг. Его колени были подобны коленям верблюда от постоянных коленопреклонных молитв.

Но для нас апостол Иаков важен еще и другим: в Новозаветном Каноне среди прочих 27 книг Священного Писания есть Послание апостола Иакова. Именно он, брат Господень, является автором этого Послания. Наверное, будет дерзновенным предложить нам вспомнить, о чем это Послание, поскольку многие из здесь стоящих его ни разу не открывали. Но если все-таки мы откроем его, то увидим, что оно воистину соборное и раскрывает массу нужных для верующего человека вопросов, которые являются стратегическими в деле нашего спасения. Апостол говорит и об отношении к бедности, и об отношении к богатству, и об истинной вере, и об истинном благочестии, и о духовном совершенстве. Прибегая к приточным образам, он говорит настолько доступно и понятно, что ищущий спасения человек сразу поймет, как ему нужно поступать.

Например, об истинном благочестии апостол Иаков говорит так: «Какое будет благочестие ваше, если вы пришедшему к вам брату или сестре, просящему у вас есть и пить, скажете: иди с миром, ешь, питайся и грейся, – и ничего ему не дадите?» (см.: Иак. 2, 15-16). О духовном совершенстве апостол говорит следующее: «Язык – это прикраса неправды. Он, подобно рулю у корабля, хоть и мал, управляет целым кораблем, несущимся по морю. Подобен язык огню: хоть малый огонь, но великое вещество поджигает, то же самое и язык. Тот человек, который в состоянии обуздать свой язык, является мужем совершенным» (см.: Иак. 3, 2-6).

Сегодня мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). И апостол Иаков говорит удивительные слова о богатстве во второй и пятой главах Послания. Он свидетельствует, что богатство часто является для человека средостением между ним и спасением, между ним и Богом: «Послушайте вы, богатые, богатство ваше будет свидетельствовать против вас, золото ваше и серебро ваше изоржавело, и оно истребит плоть вашу» (см.: Иак. 5, 1-3). Апостол обращается к богатым: Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5, 6).

Притча о богаче и Лазаре в определенном смысле слова вписывается в учение апостола Иакова и свидетельствует о том, что любой богач, уповающий на свое благосостояние, является безумным. Потому что человек не может не понимать, что и он когда-нибудь умрет. И туда, куда отправится его душа после смерти, он не сможет с собой взять ничего – ни того, что принадлежит ему, ни того, что является надетым на его тело, ни даже плоти своей на первых порах он взять не сможет. Ну разве не безумие – уповать на богатство, которое человек имеет в жизни и поставляет во главу угла, думая, что чем больше он будет иметь богатства, тем он будет здоровее и дольше жить на земле?

Все в руке Господней, апостол Иаков неслучайно употребляет очень выразительный и страшный образ, когда говорит, что золото богачей изоржавело. Разве золото может ржаветь? Апостол утверждает, что может, но этим он хочет сказать о другом: ржавеет не золото, ржавеет сердце человеческое, пристрастившееся к золоту. Вместо того, чтобы быть с Богом, человек заменяет Бога богатством и начинает работать ему.

Но для нас с вами, людей небогатых в большинстве своем, конечно, это тоже приточный образ, и мы должны понять, о чем говорит апостол Иаков по отношению к нам. На самом деле мы бываем богатыми самыми разными вещами: кто-то – своей внешностью, кто-то – своим умом, кто-то – своим образованием, кто-то – своим окружением, да мало ли кто чем богат. Но посмотрим, как мы уповаем на это богатство, как мы пытаемся выстроить счастье, отталкиваясь от этих своих талантов, как мы их иногда называем, или сокровищ, забывая абсолютно о Боге. А между тем Бог тоже хочет войти в нашу жизнь и стать во главе угла, в центре ее. Но как говорит апостол Иаков: «Вы распяли Праведного, Он не противился вам», – и нам не противится Господь. Упованием на свое ложное богатство, пристрастием своим мы постоянно распинаем Праведника, и Он не противится нам.

Притча о богаче и Лазаре, если быть до конца точным, на самом деле совсем не притча: в Евангелии не сказано, что Господь рассказал притчу ученикам. Христос начинает повествование как о некой имеющей место быть реальности: «Был некий человек, который был богат». Все мы знаем эту историю. Когда богач попадает в потусторонний мир, как мы его называем, и видит Авраама и на лоне его Лазаря, то он приходит в себя по очень простой причине: он начинает мучиться там. И, обращаясь к Аврааму, он говорит: «Отче Аврааме, пожалуйста, пошли Лазаря, который находится при тебе, чтобы он омочил свой палец в воде и остудил мой язык». Вот о чем мечтает богач.

Мечтал ли он об этом, думал ли он, что ему придется мечтать об этом, когда он роскошествовал «на вся дни светло», одевался в порфиру и виссон, когда прекрасная еда и напитки рекой текли за его столами? Конечно, нет. И вдруг он приходит в себя. И как только он приходит в себя от мучений, которые посылает ему Бог, богач сразу начинает беспокоиться, заботиться с любовью о своих братьях. Он говорит: «Пусть Лазарь хотя бы придет к моим пяти братьям, оставшимся на земле, и засвидетельствует о существовании Вечной жизни, потустороннего мира».

Но Авраам говорит очень нелицеприятные слова о том, что его братья имеют Моисея и пророков. А что это значит? Они имеют под руками Священное Писание, Библию, через которую открываются нам писания Моисея и пророков или, лучше сказать, Слово Божие, голос Самого Бога. «Пусть обращаются к ним, – говорит Авраам, – там все с преизбытком, с предостатком есть». Но богач вступает в духовную перепалку с Авраамом. Он говорит: «Нет, отче Аврааме, пусть придет кто-то из мертвых, тогда это будет иметь действие». И Авраам отвечает еще более жестоко: «Нет, если не верят Моисею, то даже если кто и из мертвых воскреснет, не будет в этом никакого смысла и прока».

Разве эти слова не для каждого из нас? Когда мы обращаемся к вере, когда мы хотим быть верующими, мы так хотим, чтобы какой-то знак, знамение, чудо нам дал Господь. Чтобы Он приблизил нас к Себе через какое-нибудь действие, которое должно выразиться или в исцелении кого-то, или в воскрешении кого-то, или еще в каком-то знаке с неба. Но Авраам говорит о другом: самым главным, самым прочным, самым надежным фундаментом нашей веры является Слово Божие.

Но чтобы верить Божиему Слову, принимать его, мы должны знать, что именно мы принимаем. А если так, как сегодня, чествуя апостола Иакова, мы не знаем даже, что его Послание есть в Библейском Каноне, то о какой вере Моисею и пророкам приходится говорить? И тогда получается, что мы можем поставить перед собой вопрос: а мы, не знающие Писания, а через это не знающие воли Божией, не знающие Его учения о Спасении, не можем ли мы оказаться случайно в такой же ситуации, как и богач? Он уповал на свои мешки с золотом, а мы, вероятно, уповаем на какие-то другие «мешки добра», которые у нас есть, пусть никто из людей их не видел.

Будем почаще вчитываться в ответ Авраама безумному богачу, будем слышать в словах Авраама великую надежду для всякого верующего человека и утешение, которые заключаются в том, что мы всегда под рукой имеем Священное Писание, Слово Божие, которое никогда не подведет нас. Авраам сказал богачу, что для его братьев не будет никакого смысла в том, что из мертвых кто-то воскреснет, если они не знают Моисея и не верят ему. И наоборот: если мы начнем изучать Слово Божие, то увидим, что нам не понадобится никаких чудес, потому что то, о чем говорится там, то, о чем там свидетельствуется, было и всегда является величайшим чудом Божиим. Но мы поймем это только при одном условии: если будем не просто читать, но и еще и пытаться исполнить.

Как говорит один современный проповедник, Евангелие – это Книга жизни. Будем стараться, дорогие братья и сестры, сделать так, чтобы Евангелие стало Книгой нашей личной жизни.

Аминь.