Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых отец

Уже в этих первых словах мы находим важное свидетельство того, Кто приходит в мир, потому что эти два имени Господа (одно имя дано Ему по рождению, а другое – Иисус Христос – по служению) каждому из нас дают очень четкое представление о том, что делает Господь.

Вообще слово «Иисус» греческого происхождения и соответствует еврейскому имени Иешуа (варианты имени Иегошуа или Иегова), которое было у евреев еще до плена, и переводится это имя как «Бог спасает» или «Бог помогает». Но поскольку ветхозаветные евреи не могли произносить имя Божие, то оно было заменено понятиями Спаситель и Помощник. А имя Христос дано нашему Господу именно по служению, поскольку Он Помазанник.

В Ветхом завете помазывались, как мы знаем, цари, пророки и первосвященники. Но как имя собственное имя Христос могло быть дано только Тому, Кто в своем служении объединит в полноте все эти три вида служения.  И, действительно, мы знаем учение нашей Церкви о Господе как о Первосвященнике, как о Пророке с большой буквы и, конечно, как о Царе.

А дальше начинается родословие, перечисляются имена. И среди этих имен людей, которые были в родстве с Господом, Его предков мы не найдем имени Иисус, хотя ветхозаветные иудеи по твердому правилу обязаны были давать имена младенцам или по имени отца, или по имени далекого, но очень великого родственника. И то, что в родословной нет имени Иисус, есть указание на то, что Младенцу дается имя, свидетельствующее о том, что Он совершит и что мир от Него ожидает.

Согласно тексту Евангелия, родословная делится на три периода по 14 родов. Важно отметить, что в ней евангелист Матфей упоминает женщин, хотя этого делать не требовалось. Святитель Иоанн Златоуст ставит вопрос: зачем это упоминание? И отвечает: при внимательном рассмотрении оказывается, что женщины, которые упоминаются в родословной, непростые – они или злонравные, или язычницы. Среди язычниц, то есть тех, кто вошел в род иудейский из языческой среды через брак с иудеем, это Руфь, а также Роав-блудница (или Рохав), которая сокрыла соглядатаев в земле обетованной, когда Иисус Навин приходил со своими соплеменниками посмотреть, что представляет из себя Палестина, Святая земля. Также среди этих женщин упоминается Фамарь и Вирсавия – будущая жена царя Давида.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что женские имена упомянуты неслучайно. Евангелист хочет показать своим соплеменникам (то есть иудеям, которые кичились исполнением дел закона и уповали на то, что они являются сродниками по плоти Авраама), что наследниками Царства Божьего становятся не обязательно те, кто закон в точности исполняет, и не те, кто является сродниками по плоти Авраама, а те, кто совершает дела веры и покаяния – таковыми, по сути дела, и являлись эти женщины.

А далее евангелист Матфей свидетельствует о том, с какими искушениями для Иосифа Обручника совершалась тайна Боговоплощения: он увидел, что его Обручница ждет ребенка и хотел отпустить Ее тайно, потому что посчитал, что была нарушена супружеская верность. Но как только он это помыслил, говорит Писание, явился ему Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! (Ангел обратился к Иосифу именно так, чтобы засвидетельствовать, что речь идет о рождении Мессии). Не бойся принять жену твою Мариам, потому что родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, наречешь Ему имя Иисус» (см.: Мф. 1, 20-21). И далее евангелист говорит о том, что все это сбылось: Иосиф не знал Деву, и Она родила Первенца, и он нарек Ему имя Иисус (см.: Мф. 1, 24-25).

Вопрос, который ставят толкователи, для нас тоже в каком-то смысле является актуальным: почему так поздно совершилось Божественное вмешательство для Иосифа? Может быть, был смысл открыть ему эту тайну тотчас после Благовещения, когда Ангел благовествовал Деве и Она сказала: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), и совершилось зачатие Богочеловека. Почему-то так не поступил Ангел. Но самое, может быть, важное, что и Дева молчала до тех пор, пока Иосиф сам не уверился, не увидел своими собственными глазами, что Она ждет Ребенка. Зачем так поступает Господь?

Святитель Иоанн Златоуст говорит так: если бы Иосифу было открыто это в самом начале, вряд ли бы это помогло его вере. Возможно, он бы соблазнился словами Девы, списав их на лукавство, ведь Боговоплощение – это великая тайна, событие, которого никогда в истории человечества не было, о котором никто не знал и даже подумать не мог, что такое возможно. Это событие, которого больше и не будет никогда в истории человечества, и поэтому Иосиф, вероятно, был неспособен эту тайну вместить, если бы она ему было открыта с самого начала, тотчас по Благовещении. А теперь, говорит Иоанн Златоуст, все было перед его глазами, и принять от Бога это свидетельство для него как для праведника было уже легко.

И вот, рождается Первенец, и нарекают имя Ему Иисус – в мир приходит Богочеловек. Это повествование каждого из нас по-особому настраивает к принятию, к встрече праздника Рождества, неслучайно эта Неделя называется Неделей перед Рождеством. Но, с другой стороны, праздник еще не наступил, до него еще целая неделя.

Святая Церковь задает тон этим евангельским чтением, и мы должны спросить себя: а что для нас здесь является важным? С одной стороны, имена, которые перечисляет Евангелие: предков Христа было много, они послужили своею плотию и кровию для того, чтобы Богочеловек пришел в мир. А с другой стороны, мы понимаем, что вписаны в это родство не все абсолютно люди, многие имена опущены. Опущены имена тех, например, царей, которые были нечестивыми и не хотели приносить раскаяние перед Господом за то, что они своими делами ввергали иудейский народ в грех, в тьму идолопоклонства.

Но ведь и перед нами также стоит очень важная задача – быть вписанными в книгу родства Иисусова. Можно условно назвать именно так то, что мы совершаем как свое спасение. Ведь те, кто не впишется в эту книгу родства, те и не спасутся. Поставим вопрос: какие условия нам надо соблюсти для родства с Господом? И ответить на него мы можем, читая Евангелие.

Вспомним евангельский эпизод, когда однажды к Господу подошла женщина и начала Его прославлять, и люди начали Ему говорить, что блаженны Его родственники: и Мать, и сестры, и братья (см.: Лк. 11, 27). А Господь, посмотрев на людей, спросил: «А кто Моя мать, и сестры, и братья?» (см.: Мф. 12, 48). И ответил на это очень просто: «Тот, кто принимает и исполняет слово Божие, тот Мне и матерь, и брат, и сестра» (см.: Мф. 12, 49-50). Этот ответ Господа важен для каждого из нас, потому что мало слушать слово Божие, нужно его исполнять. И тот, кто исполняет, тот тоже вписывается в родство.

И сейчас, в оставшееся время перед праздником Рождества Христова, конечно, было бы очень хорошо, чтобы мы по-особому углубились в свои взаимоотношения с Господом, чтобы мы по-особому задали себе вопрос: насколько мы готовы исполнять заповеди Божии? Насколько мы внимательны вообще к словам Господним, которые мы слышали, например, сегодня в евангельском повествовании.

Если все это проносится мимо нас лихом, и нам все равно, что мы сегодня слышали, то, наверное, такое понятие, как быть в родстве с Иисусом, то есть быть членом Церкви, которое есть Его тело, нас не очень беспокоит. А это ведь страшно.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы мы с вами пеклись, заботились об этом и прикладывали максимум усилий, чтобы некогда Господь и нас благословил быть вписанными в эту Книгу Жизни. Книгу, которая называется Спасение вечное.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых отец,

 01.01.2017