Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали перечень имён, начиная от Авраама, Исаака и Иакова и дальнейшими отцами, завершающими это родословие рождением в мир Спасителя этого мира Господа нашего Иисуса Христа. Мы часто очень формально и очень поверхностно относимся к тем именам, которые звучат в Церкви, в Евангелии, и действительно, согласитесь, каждый из вас наверняка читал Евангелие от Матфея, по крайней мере, первую главу этого Евангелия. Понимаю, что говорю вещи, не сообразные с христианским благочестием, потому что чтение Священного Писания, Евангелия должно быть ежедневным для каждого христианина, но, тем не менее, когда мы начинаем читать Евангелие, то сталкиваемся с перечнем мало знакомых и ничего по большому счёту не говорящих нам имён, но вместе с тем, за каждым этим именем стоит не просто человеческая история, не просто человеческая судьба, а стоит то прикосновение к вечности, к которому Господь призывает каждого человека. Что касается этих людей, этих имён, то каждое из них, в меру своего предназначения и призвания, послужило Боговоплощению нашего Спасителя, и все эти безликие для иных из нас имена имеют значение вселенское, значение непреходящее, потому что каждый из этих людей сподобился послужить к рождению в мир нашего Господа. Все они составляют родословие Сына Божиего, Сына Человеческого, Господа и Спасителя Иисуса Христа, и поэтому сегодня мы с Вами, внемля Евангельским глаголам, должны не просто скучающе воспринимать эти имена, а потрудиться кроме всего прочего узнать, что это за люди, почему о них Господь говорит сегодня в Своём слове, почему Евангелие вобрало в себя эти имена, имена совершенно разных людей, но вместе с тем, послуживших общей главной цели, тому, чтобы в этом роде родился Спаситель мира.

Сегодняшний день как никакой другой позволяет нам, дорогие братья и сестры, именно об этом размышлять и об этом задуматься, что есть время и что есть Вечность, ещё и потому что сегодняшний день является неким мерилом, начинающим отчёт нового года, 2017-го от Рождества Христова. В сегодняшний день видно, что в сравнении с другими воскресными днями меньше людей в храме, упрёк не вам — вам похвала, потому что вы сегодня пришли в храм, вы, несмотря на все те артиллерийские залпы, которыми сопровождалась вся сегодняшняя новогодняя ночь, всё же нашли в себе мужество прийти в храм. Мало того, сегодня многие из вас, несмотря ни на что и вопреки всему, подготовились причаститься святых Христовых Таин, тогда, когда домочадцы говорили, да что вы там, фанатики православные, пойдемте, выпьем за новый год, встретим, как полагается, как у людей, что вы там талдычите свои молитвы, не можете, как люди провести сегодняшнюю ночь.

Апостол Павел в одном из своих Посланий говорит замечательные слова, он говорит в Послании к Евреям, к своим соотечественникам: Вам надлежало быть учителями, вам должно было бы учить других, но вы, младенствуя умом своим, не способны этого делать. Наши соотечественники, по большому счёту, они младенствуют умом, ведь это детская забава встречать новый год, я ничего не хочу плохого об этом сказать, в конце концов, вчера вечером отчасти мы с вами об этом говорили, что действительно было время, когда все праздники были глубоко политизированы, и 1 мая, и 7 ноября и День Конституции, и так далее. И вот был один единственный праздник, который не носил в себе никакого политического содержания, это был Новый год, поэтому люди как-то по-особенному его воспринимали, с радостью, с ликованием, с чаянием, он был выражением наших надежд и упований. Но это время, слава Богу, завершилось, и мы с вами знаем, что за пресловутой новогодней ночью есть другая более сокровенная ночь – ночь Рождественская, и она имеет значение непреходящее. Новогоднее празднество – это детская забава. Когда детки этим занимаются, ждут подарков, каких-то поздравлений, это хорошо и замечательно, и очень мило, но когда взрослые дяденьки и тётеньки занимаются тем же самым, вот это, по меньшей мере, обескураживает. Ну, в общем-то, я без доли иронии и без малейшего осуждения это говорю, а просто с тем, что очень многие младенствуют умом, забывая, что самое главное кроется не в этом преходящем, временном календарном исчислении, а в том, что любой прожитый нами день приобщает нас к вечности. За время мы с вами приобретаем Вечность, и то, что мы с вами делаем здесь, в пределах нашей земной жизни, это откликнется нам тогда, когда мы предстанем там, где не будет календарных часов, ни дней, ни месяцев, ни годов, там будет Вечность. По делам нашим мы получим то, что Господь определит каждому из нас в бессмертии. Это является главным смыслом нашего человеческого существования – обрести блаженную вечность с Богом, потому что никаких других перспектив кроме как вечной погибели в противовес вечному спасению, ничего другого для человека быть не может.

В этой связи мне хотелось, поздравляя всех вас, дорогие братья и сестры, с Новым Годом, пожелать вам прежде всего того, чтобы мы с вами стремились к самому главному, чтобы мы с вами стремились к тому, чтобы Христос Господь обрёл обитель в сердце каждого из нас. Меньше чем через неделю мы будем праздновать Рождество Христово, иконописные изображения будут нам свидетельствовать о том, что Богомладенец Спаситель нашёл Себе обитель в убогой пещере, Ему не нашлось места в человеческом жилище, потому что все эти жилища уже были заняты. В убогой, бездомной, безжизненной пещере обрёл Себе рождение Тот, Кто весь этот мир создал и сотворил. Мы молимся Богу о том, чтобы Господь и наше сердце соделал этой убогой Вифлеемской пещерой, чтобы Господь и Спаситель благоволил воцариться в ней, т.е. в нашем сердце, и никогда более не покидал его. Вместе с этими поздравлениями с Новым Годом, с новым счастьем, как мы говорим – пусть будет так, пусть новое, обновленное счастье наполнит жизнь каждого из нас, и новое здоровье, и новая радость, и новое утешение, но чтобы самое главное жительствовало в нашем сердце, единое на потребу, чтобы в этом сердце было место живому Богу, Христу Жизнодавцу, благоволившему прийти в этот мир, чтобы избавить нас от вечного проклятия и смерти.

Сегодняшний день также празднует память святого мученика Вонифатия, и сегодня мы облеклись в красные ризы, потому что это цвет мученичества, и это подчёркивает тот подвиг, который совершил этот великий угодник Божий. Казалось бы, столько в нашей жизни перепутано и намешано, с одной стороны, мир светский празднует сегодня Новый Год, к Церкви это не имеет ни малейшего отношения, потому что у Церкви свой календарный отчёт, вместе с тем мы сегодня тоже говорим и о Новом Годе, и о встрече его, и как подобает его встречать христианину, и действительно трогательно и радостно то, что вы все пришли в первый день наступившего Нового года в храм Божий. Многие, как об этом уже сегодня было сказано, потрудились причаститься святых Христовых Таин, чтобы именно с этого начать новое лето. Неслучайно в народе, в миру существуют такие полуязыческие рассуждения о том, что, дескать, как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Конечно же, к этому не нужно относиться серьёзно, потому что, как правило, люди под этой встречей видят какую-то разухабистость, они наливают бокалы шампанского, они напиваются, они веселятся, им кажется, что как раз это и является залогом будущего благополучия, радости, какой-то безоблачности и так далее и тому подобное. Конечно, это очень наивно и опять же по-детски. Но если мы с вами согласимся на некое мгновение с этим размышлением, то в конце концов пусть будет и так, если мы с вами вкладываем в это пожелание настоящий христианский смысл, и если это пожелание мы наполняем евангельским содержанием, то действительно замечательно, что Новый год мы начинаем с того, что причастились Святых Христовых Таин, и пусть Христос, который сегодня воцарился в сердце каждого причастившегося Божественных Таин Христовых, никогда не оставит его, или правильнее будет сказать, чтобы мы никогда не оставили Христа, благоволившего воцариться в нашем с вами сердце.

Святой мученик Вонифатий, чье имя в календарном исчислении сегодня празднуется и прославляется, был удивительным угодником Божиим, отчасти непохожим на многих других. Он не был подвижником, он не был монахом, наоборот, всё говорило о противоположном устроении его жизни. Он был рабом, но был человеком, который, будучи внешне весьма привлекательным и красивым, таким, знаете, жизнелюбцем, он снискал благоволение своей госпожи, имя которой Аглаида. Она была дочерью римского градоправителя, то есть по сегодняшнем меркам была дочерью и наследницей мэра города Рима и имела большое материальное состояние. У неё было много домов в Риме, много денег и Вонифатий, как один из рабов её, снискал благоволение своей госпожи, а если вещи называть своими именами, она избрала его своим греховным сожителем, и вот в таком греховном времяпровождении они проводили свои дни. Но будучи христианами, каждый из них по своему тяготился тем образом жизни, который вёл. Помимо всего прочего Вонифатий был управляющим делами Аглаиды и распорядителем в её доме, то есть в его руках сосредоточивались и деньги, и власть над прочими рабами, и так далее, то есть он был человеком достаточно влиятельным в доме. Надо сказать, что при всём этом, он был человеком очень добрым, натурой очень широкой, несмотря на то, что ему госпожа вверила распоряжение имуществом, он никогда никому ни в чём не отказывал. Приходили бедняки, он осыпал их благодеяниями, он каждого, кто приходил к нему, милостью одаривал прещедро, и вот однажды Аглаида, мучимая упрёками совести и христианского благочестия, сказала своему рабу: послушай мы живём греховно, живем беззаконно, вот я слышала, что молитвы мучеников Христовых, которые страдают за Христа, они имеют великое дерзновение перед Богом, поэтому поезжай на восток. Вот тебе деньги, и выкупи у мучителей тело, растерзанного ими мученика Христова, и привези его в наш дом, и пусть будет он молитвенником и ходатаем за нас грешников. Вонифатий же был человек достаточно весёлый, праздный, бесшабашный, как говорят у нас, он говорит: а что, госпожа, если вместо чаемого тобою мученика меня привезут в качестве такового? Она одёрнула его и сказала ему, что сейчас не время для шуток, поезжай и исполни моё повеление.

И он действительно поехал, поехал на восток, в пределы современной Турции, в город Тарс, это родина святого апостола Павла, и всю дорогу, которую он препровождал со своими спутниками, он был очень не похож на себя, как отмечали те, которые были рядом с ним, потому что он был не похож на того бесшабашного, разнузданного весельчака, таких людей называют душой компании. Всю дорогу они видели в нём задумчивого, сосредоточенного человека, который таил в себе особую какую-то мысль. Совесть христианская, она у каждого человека, наверное, есть, даже у грешника, у человека, который проводит праздную, беззаконную жизнь, всё равно Господь не оставляет ни одного человека без памяти о Себе. Вонифатий всю дорогу, а это был достаточно пространный путь от Рима до нынешней Турции. Думаю, несложно составить географическое представление, где этот Тарс находился, на границе современной Турции и Сирии.

Всю дорогу он был сосредоточен и глубоко задумчив, он в себе хранил или рождал какую-то особую мысль. Когда они прибыли в Тарс, его спутники отправились в гостиницу устраиваться, а Вонифатий сказал, что он пойдёт на городскую площадь тотчас и сейчас же, и вот спутники утратили из внимания своего руководителя Вонифатия, потому что он потерялся. Он не пришёл в гостиницу, где они договаривались встретиться, и на следующий день его не было, и через три дня он не вернулся, тогда они уже обеспокоились, где, в каком трактире или кабаке его сейчас искать, этого пьяницу и распутника. Они ходили по соответствующим заведениям, по притонам Тарса, но не нашли того, кого искали, потом спрашивали у жителей, не видели ли они иностранца, иноземца в такой-то одежде. Кто-то сказал, что тот, кого вы описываете словесно, несколько дней назад умер за Христа на городской площади, но спутники Вонифатия лишь рассмеялись этому предположению, потому что это было так непохоже на их товарища, но, однако же, они пошли на городскую площадь и там увидели груду растерзанных христиан, потому что несколько дней назад происходило, так называемое аутодафэ, то есть публичная казнь христиан, и всех их терзали и мучили на глазах у городской черни. Они стали спрашивать у палачей, у охранников, стражей, не видели ли они такого человека в такую-то одежду одетого, и им указали на обезглавленное тело их спутника. Они увидели убитого Вонифатия, который действительно за Христа претерпел мучения и смерть. Когда стали подробно узнавать, то услышали о том, что этот чужестранец пришёл в день своего приезда на городскую площадь и ужаснулся тому, что творили над христианами язычники. Они терзали их бесчеловечно, они обезглавливали их, они отсекали им руки и ноги, и Вонифатий проникся таким состраданием, такою любовью к ним, к этим страдальцам Христовым, что не мог оставаться равнодушным. Он сделал то, что первое пришло в его сердце, он выступил посреди этой площади и сказал правителю: я такой же христианин как те, которых ты мучаешь, я не боюсь тебя, я боюсь лишь Христа и Господа и желанием моего сердца является то, чтобы вместе с ними, с этими Христовыми страдальцами, так же умереть. Изумлённый градоправитель не поверил тому, что он услышал в устах этого чужестранца, а тот требовал того, чтобы его сопричислили к лику этих святых страдальцев и мучеников, тогда ещё большей злобою исполнившийся правитель отдал приказ о страшных страданиях и мучениях этого чужеземного христианина. Его терзали и мучили так, что эти пытки превосходили страдания мучеников, которые до него здесь были мучимы и страдали, и, тем не менее, Господь хранил Своего верного раба. Что с ним только не делали: его терзали, били страшными бичами, в его горло вливали кипящее олово, но, казалось бы, то, от прикосновения к чему он тотчас же должен был бы умереть, не повредило Вонифатию, и он остался жив, потому что сила Христа, сила Божия хранила его. Его бросили на ночь в темницу, где он должен был от нанесенных ран умереть, но он остался живым, наутро его выволокли на городскую площадь и усилили страдания. Его опускали в кипящую смолу, но Господь хранил его, и в этом невероятном испытании, как говорят житийные свидетельства, когда мучители устали мучить, вот тогда они его отдали на смертную казнь и обезглавили.

Вот такой мученической кончиною прославил Бога тот, который некогда был грешником, был человеком, совершенно не соответствующим тем евангельским требованиям, о которых мы с вами говорим и к которым нас с вами призывает Господь. И вот, узнав о подробностях кончины своего товарища, спутники Вонифатия просили у него, здесь лежащего и обезглавленного, прощения, и когда они просили их простить, тогда его усеченная голова просияла необыкновенным сиянием. Они увидели, что он их простил, и они выкупили его мощи, потому что палачи, кроме всего прочего, кроме идейных соображений еще имели и корыстные цели, так как христиане весьма почитали страдальцев за веру Христову и не считались ни с какими деньгами, чтобы выкупить их истерзанные останки. За пятьсот монет золотых было выкуплено тело Вонифатия, они облекли его в одежды и понесли его домой, в Рим. Вновь они предприняли столь долгое путешествие, и вот уже накануне пришествия в дом Аглаиды, ей было во сне необыкновенное видение, Ангел Божий ей сказал: Тот, кто был тебе рабом, а ныне наш сослужебник и сослужитель, грядет в дом твой, прими его с честью и ему служи оставшиеся дни жизни твоей. Она пробудилась в недоумении и увидела, что слуги несут завёрнутое в какое-то полотно бездыханное тело человека, она не увидела среди живых Вонифатия и начала понимать, о чём было ей столь дивное откровение от Ангелов. Она действительно увидела бывшего раба своего, согреховника своего в качестве мученика Христова и вспомнила, что его полушуточное, полусерьёзное высказывание было пророческим, что он мучеником вернётся в её дом, и она соорудила над его могилой храм, который до сегодняшнего дня существует.

В Риме есть Авентинский холм и на этом холме есть храм, построенный над мощами святого мученика Вонифатия. Для нашего храма это особенно дорого, я об этом говорю ежегодно, когда мы совершаем память святого мученика Вонифатия. Рядом с этим храмом жил человек, которого звали Алексий, потом он стал известен как Алексий, Божий человек, он ходил в этот храм молиться, а потом, когда он вернулся в дом свой после долгих странствий (я, конечно, не буду пересказывать жизнеописание преподобного Алексия, человека Божьего), он был погребён в этом храме. И сейчас, представьте себе, в одной гробнице почивают святой мученик Вонифатий и святой преподобный Алексий, человек Божий, они положены вместе и храм называется по-итальянски Кьеза Сан-Бонифацио э Сан-Алессио, то есть церковь святого Вонифатия и святого Алексия, человека Божьего. Сегодня неслучайно ранняя Литургия совершалась на престоле в Алтаре преподобного Алексия, человека Божьего. Алтарь маленький и неудобный, чтобы в воскресенье в нём служить, но в том, что в сегодняшний воскресный день именно в этом Алтаре совершалась Литургия, есть некая мистическая связь, и мне хотелось бы, чтобы она была сохранена.

Мы с вами духовно почувствовали близость и к преподобному Алексию, человеку Божьему и к святому мученику Вонифатию, и не случайно в этот день, а глубоко промыслительно то, что в день гражданского празднования Нового года, Церковь празднует память святого мученика Вонифатия. Неслучайно наш русский народ избрал его особым молитвенником и покровителем, и заступником, и исцелителем от тех страстей, которые обуревают наших современников — от страстей пьянства и распутства.

И как это трогательно (опять-таки ни кого не осуждая) хочу констатировать: тогда, когда весь мир предаётся именно этим порокам, пьянству и распутству, Церковь стоит на страже, молясь этому святому угоднику Божьему, чтобы он никогда не оставлял наших соотечественников и тех, кто страдает этими страстями и недугами. Мы молимся ему, чтобы он избавил наших сродников, наших близких от этой страшной зависимости, от пьянства и пристрастия к другим душепагубным страстям. Мы сегодня молимся святому мученику Вонифатию, чтобы его святыми и богоприятными молитвами Господь хранил всех нас в трезвении, чтобы трезвение было главным состоянием в сердце каждого из нас, даже не в смысле какого-то винного опьянения, хотя и от этого мы должны просить его святых молитв, но прежде всего трезвение в том, чтобы мы стояли всегда в вере Христовой, чтобы мы не прельщались теми маловременными и скорогибнущими красотами мира сего, а чтобы знали, что есть единое на потребу – спасение нашей бессмертной души, чтобы все наши человеческие чаяния, усердия и старания были направлены прежде всего к тому, чтобы наша бессмертная душа, Богом нам дарованная, как наследница вечной жизни никогда не утратила своего причастия Христу и к вечной жизни. Аминь.