Слово в Неделю 3-ю Великого поста, крестопоклонную

Смысл Великого поста, того поприща, которое, Богу содействующу, все мы сейчас с вами проходим, выражен в том, что мы ныне зрим посреди святого храма. Воздержание, труд, молитвы, поклоны, всё это направлено к тому, чтобы стяжать крест, который Господь и Спаситель наш Иисус Христос, взяв на Cвои Божественные рамена, нёс на Голгофу и на котором распялся нашего ради спасения. Христианин должен пройти такой же путь, путь крестоношения, и сегодня мы в Евангельском повествовании слушали эти удивительные слова, которые должны воспринимать не иносказательно, не алллегорически, а буквально: Кто хочет следовать за Мной, — говорит Господь, — да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Добровольное крестоношение, это есть уподобление христианина Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, и через это крестоношение Господь увенчает жизнь каждого, следующего за Ним, вечною жизнью и вечным Воскресением.

Некий человек рассказывал, как он наблюдал за работой муравьёв. Думаю, каждому из нас приходилось видеть такую совершенно умилительную картину, находясь на природе, где ни шум городской, никакая прочая суета не обременяет и не отвлекает, и где возможно наслаждаться лицезрением окружающей нас природы. И казалось бы, с одной стороны, что там за безделица, стоило бы время тратить на эту ерунду, с другой же стороны, если мы будем внимательны к окружающей нас природе, то очень много назидательного можем для себя почерпнуть. Упомянутый человек рассказывал о том, что привело его в изумление, он видел, как муравьи чем-то были очень и очень серьёзно заняты и работали, впрочем, они никогда не сидят, сложа руки, если фигурально выразиться, они всё время что-то делают, хлопочут, беспокоятся, что-то несут, перетаскивают и так далее. И вот некто наблюдал за муравьём, который тащил на себе какую-то соломинку, превосходящую его собственные размеры в несколько раз, и эта соломинка наверняка была для его способностей и сил весьма неподъёмна, но, однако же, он всё равно её тащил туда, куда ему было необходимо. Он то с одной, то с другой стороны подбегал к этой соломинке, как бы подбоченясь, перекатывал, тащил, и вдруг какая-то расщелина на его пути образовалась, и он никак не мог прямым образом эту соломинку перетащить через эту расщелину. Тогда он, как рассказывал этот наблюдатель, как бы призадумался, потому что остановился, оставил свою ношу, выдержал паузу, и потом его видимо осенило какое-то решение, он перебежал на другую сторону и с противоположной стороны расщелины стал тянуть соломинку. В конце концов, он победил эту незадачу и смог продолжить уже более-менее беспрепятственно свой путь. О чём я это? О том, что у каждого из нас есть крест, и нам он кажется непосильным, он нам кажется очень тяжёлым и невыносимым, но мы, несмотря ни на какие препятствия, возникающие на жизненном пути каждого из нас, всё же должны нести свою ношу дальше, не ропща, не сбрасывая ее, не отказываясь о нее. Представьте, если бы этот муравей тащил, тащил свою соломинку, потом возникло препятствие, он плюнул бы, развернулся и ушёл в другую сторону, за ношей меньшей, чем эта соломинка. Ничего подобного, если он взял эту соломинку, то он несет её туда, куда вознамерился её нести, и это не просто условный рефлекс или врожденный инстинкт, который обязывал его так поступать. Нет. Всякое дыхание да хвалит Господа, — мы воспеваем это за каждым Богослужением, Псалмопевец этими словами жизнеутверждающе говорит нам всем, что любое дыхание, любая жизнь, в чём бы она ни выражала себя, прославляет своего Создателя и своего Творца. На примере этих бессловесных, казалось бы, абсолютно ничего не значащих для нас, по крайней мере не замечаемых нами тварей, мы видим, что Господь вложил в их сознание и разум на каком-то особенном уровне, для того, чтобы им свой жизненный путь продолжать осуществлять, и мало того, чтобы даже нам, существам совершенным по отношению к ним, потому что человек является вершиной и венцом творения Божия и возвышается над любыми другими созданиями Божьими, служить назиданием и быть примером.

Много можем мы с вами из натуральной природы увидеть замечательных примеров, которые говорят о том, как мы должны на земле существовать. И вот сегодняшний день, Неделя Крестопоклонная, говорящая нам о том, что Христос Господь так возлюбил мир, что взошёл на Крест, что Отец Небесный так возлюбил всех нас, что Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Через Крест Господь нам являет Свою любовь, свидетельствует Своё долготерпение и Своё прощение, и поэтому каждый человек должен по течению своей жизни следовать своему Господу. Если мы несём свой жизненный крест на свою жизненную Голгофу, то Господь дарствует нам не только вместе с Ним страдать, но и вместе с Ним воскреснуть.

Господь каждому человеку, каждому человеческому обществу даёт по силам им несомое. Мы живём в то время, когда достаточно комфортно и спокойно каждый может исповедовать свои христианские убеждения. Несколько десятков лет тому назад люди, верующие во Христа, не имели такой возможности. Из присутствующих есть те, кто пережили своим жизненным опытом, что значило ходить в Церковь в то безбожное время, когда возникали разного рода препятствия. Наши дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки еще помнят то время, когда за веру Христову человек мог жизнью своею поплатиться. Есть такой замечательный Оптинский старец в сонме Оптинских подвижников благочестия, преподобномученик Иларион, есть два оптинских Илариона, и один из них был очевидцем этого большевистского лихолетья. Когда Оптину пустынь закрыли, разорили, монахов прогнали прочь, все они, оставшиеся в живых, скитались там, где могли найти кров. Один из них преподобномученик Иларион нашёл пристанище в Белёве, у одного своего духовного сына, но в это время все дворы всячески обыскивали на предмет разыскиваемых новой властью верующих. Преподобный Иларион как раз был в числе тех, кого новая большевистская власть объявила вне закона. И вот ему говорят, что уже ходят по домам, рыщут комиссары, надо скрываться, надо убегать, надо прятаться, а он сказал такие замечательные слова: От креста своего никуда не побегу. Те из вас, кто был в Оптиной пустыне, наверное, видели икону преподобномученика Илариона Оптинского, где на свитке у него в руках так и написано: «От креста своего никуда не побегу». Его действительно убили. Его расстреляли, хотя он мог скрыться, убежать. Я это к тому говорю, что христианин должен воспринимать всё, чем его Господь посещает в жизни, как свой жизненный крест.

К сожалению, сейчас очень многие люди воспринимают Церковь, извините за выражение, как бюро добрых услуг, как какую-то больницу, куда можно прийти, и, если у нас скорби, печали, болезни, вот нам дали пилюлю, какое-то лекарство, лишь бы помогло, лишь бы отступило и всё — вот для этого многим и нужна Церковь. Это абсолютное искажение верного, правильного, трезвого понимания, чем является Христианство. Христианство — это есть добровольное желание идти за Христом всегда. Быть христианином тяжело, это — правда, каждый из нас это знает, но не быть христианином, это ещё тяжелее, потому что христианин знает, ради чего он терпит и во имя Кого он несёт жизненные испытания.

Дорогие мои, чем бы Господь нас не посещал, не нужно это воспринимать как досадную случайность или какое-то нелепое стечение обстоятельств. Это крест, это то, что Господь нам дарует потерпеть ради Него, ради Христа, поэтому я привёл пример того же самого преподобного Илариона, который говорил: «Не буду убегать от своего креста». Наши скорби, наши страдания они даже не сопоставимы с тем, что терпели и вынесли новомученики и исповедники Церкви Русской, мы говорим сейчас о сродных нам угодниках Божиих, число которых десятками миллионов исчисляется за годы большевистского лихолетья. Их страдания были совершенно иными, чем нами переживаемые какие-то жизненные испытания. Всё, как говорят, познаётся в сравнении, поэтому до каких пор, по словам пророка Исаии, мы будем хромать на оба колена, до каких пор мы будем с вами малодушествовать и духом падать при терпении тех или иных жизненных невзгод, которые Господь каждому из нас с вами даёт. Не должно этого быть, и в этом нам пример эти удивительные угодники Божии, которые до смерти, до крови готовы были нести свой жизненный крест, идя за Христом, и не были посрамлены, потому что Господь ради того, что они принимали свой жизненный крест, давал им утешение. Внешне, казалось, мало что изменялось, они так же страдали, скорбели, также претерпевали, в том числе и физические страдания, но Господь утешал их таким утешением, с которым не сравнится ничто, никакие скорби, ни болезни, потому что радость эту никто у нас не отнимет, говорит Господь.

Дай нам всем, Господи, быть причастниками этой радости крестоношения, потому что Христа без Воскресения не бывает, как и Воскресения не бывает без Креста, это также, если представить себе корень без цветка или цветок без корня. Поэтому, дорогие мои, Господь нам всем обещает Воскресение и радость, которая даже на мысль человеку не приходила. Неслучайно апостол Павел говорит эти слова, и мы с вами очень часто их произносим: око того не видело, ухо того не слышало, на сердце то не приходило, что Бог уготовил любящим Его. Никакие человеческие самые смелые представления о счастье и благополучии не способны даже издалека быть сравнимы с тем, что Бог уготовил любящим Его.

Когда альпинисты поднимаются на какую-нибудь вершину, представьте, Эверест, или другую вершину, пусть это будет три тысячи метров, пусть пять тысяч метров, семь тысяч метров, какие-то совсем непреодолимые вершины, люди готовятся больше года к тому, чтобы осуществить это восхождение. И те, кто занимался альпинизмом и имеют к этому какое-то отношение, рассказывают, что, когда ты покоряешь вершину, пред тобою такая красота открывается, что ты и представить себе не можешь этой красоты. Заметьте, речь идёт о земной красоте. И они говорят, что все эти приготовления, на которые требуются годы, стоят того, чтобы увидеть своими глазами эту необыкновенную красоту. Люди мирские, Бога не знающие, чем они только не жертвуют, чтобы увидеть это хотя бы краешком своего глаза. Нам же Бог обетовал красоту небесную, о которой так замечательно сказал один священник: вы знаете, какое соотношение и какая разница между небом и землёй, между Царствием Небесным и нашей земной юдолью, такая, как если бы ребёнок нарисовал углём солнце и выдавал бы его за настоящее светило. Вот примерно такое соотношение настоящего подлинного солнца с этим коряво нарисованным углём на бумаге, такое соотношение всех земных радостей по отношению к радостям небесным, но чтобы достичь этой радости, для этого необходимо взойти на гору. И Бог нам даёт эту вершину преодолеть. Эта вершина именуется жизнь человеческая и на этом пути, конечно же, всегда будут трудности, как для альпиниста весь путь восхождения исполнен не комфорта и благополучия, а наоборот, преодоления трудностей. Если даже люди ради земных красот готовы многое отдать и многим пожертвовать, очень много труда предпринять, чтобы увидеть эту земную красоту, уж потрудимся и мы с вами, дорогие братья и сестры, если нам Бог вместо земных радостей и красот, хотя и в них Он нас не оставляет Своим попечением, обещает вечную радость и нескончаемое блаженство. А для этого необходимо понести свой жизненный крест, крест, который нас не удручать должен, а напротив того, должен исполнить глубочайшего смысла всё то, что мы с вами делаем, потому что этот крест уподобляет нас нашему Господу в Его восхождении на Его Божественную Голгофу.

Помолимся, чтобы и нам Господь даровал силы без ропота, без смущения, без уныния, а напротив того, с благодарностью и всяческим упованием на всеблагий Промысл Божий нести свою жизненную ношу, с тем, чтобы с Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом, пройдя путь сего маловременного жизненного поприща, удостоиться Вечной радости и Царствия Небесного. Аминь.

протоиерей Георгий Гуторов