Слово в Неделю 31-ю по Пятидесятнице

Но если мы будет задаваться такими вопросами, то рано или поздно мы придем в недоумение относительно всей истории Церкви. Если мы посмотрим на судьбы святителей Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, то есть всех тех, кто подвизался уже во времена, когда христианство было господствующей религией, мы увидим, что все они были гонимы. Кто же их гнал? Сказать, что это были только цари и императоры, было бы неверно. А как мы должны рассуждать тогда? По всей вероятности, мы должны говорить о мире, который лежит во зле, о мире, который есть для человека похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Вот этот мир и заставляет быть гонимыми истинных людей Божьих, святителей.

С одной стороны, верующий человек всегда должен помнить слова, которые сказал Господь своим ученикам: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене огненной (Мф.: 10, 28), то есть Бога. А с другой стороны, верующий вдохновляется на жизнь, на исполнение заповедей словами Христа: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18). И вот, смотря на историю Церкви, на то время, когда Церковь в общем-то благополучно существует, мы должны констатировать, что мир ненавидит угодников Божьих. Но самое страшное, пожалуй, заключается в том, что мир, прикрываясь личиной христианства, духовности, православия и всего того, что связано со спасением человека, проходит в ограду Церкви, начинает изнутри разлагать Церковь Христову, образуя так называемое мирское христианство в каждом из нас.

Именно против этого всегда восставали великие угодники Божии. Но проблема заключается в том, что очень сложно это мирское христианство распознать. Многие пожилые верующие люди, которые прошли сквозь годину гонений, свидетельствуют, что раньше было проще, потому что черное называлось черным, а белое называлось белым, и все было понятно. Сейчас все смешалось – прямо по словам пророка Исаии, который говорил, что белое глаголют черным, а черное глаголют белым (см.: Ис. 5, 20). Как распознать эту опасность? Один из богословов в 80-е годы прошлого века сказал, что мы живем в эпоху пошлости и вранья. И вот это вранье, которым постоянно прикрывается мир, лежащий во зле, проходя в ограду Церкви, делает из нас раболепствующих и любящих его чад. Святитель Филипп, митрополит Московский, противостоял этому.

Обратимся к событиям жизни святого: царь Иоанн Грозный вызвал его в Москву из далекого Соловецкого монастыря, чтобы сделать митрополитом. Святитель Филипп благотворно влиял на царя: придворное буйное веселье и опричнина, которые, как обухом по голове, били русское православие и народ, практически прекратились. Но окружение царя восстало на святого, царю стали наговаривать на митрополита Филиппа. В ответ он бесстрашно Иоанну говорил: «Я не просился в Москву, ты сам меня вызвал. Царь, – говорил он, – отдали от себя клеветников, они учат тебя не тому, как правильно жить». Но царь не верил святителю Филиппу.

И вот однажды, когда святитель молился в Успенском соборе Кремля, совершая Божественную Литургию, в собор вошли люди в черных облачениях с оружием в руках. Святитель Филипп, как бы не замечая вошедших, среди которых был и царь, продолжал молиться, глядя на икону Спасителя. Наконец один из опричников не выдержал и сказал: «Митрополит, перед тобой царь, благослови его». В этой критической ситуации святитель не дрогнул, а очень четко и просто сказал: «В этих странных одеждах я не узнаю царя православного». А потом обратился к царю со словами: «Не узнаю тебя и по твоим деяниям, которые ты совершаешь. Здесь мы приносим бескровную жертву, а за алтарем льется кровь христианская». Конечно, после этих слов митрополиту Филиппу стала угрожать великая опасность.

С этого момента, можно сказать, начинается крестный путь святителя. Он был стоек и мужественен, как адаман, и один из последующих святителей московских в восторге и даже в недоумении восклицал: «Скажи, праведная душа, что давало тебе силы и крепость выстоять в столь грозный для тебя час?». Опальный святитель по приказу царя вскоре был лишен сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь. Для устрашения святителю Филиппу была прислана голова его любимого племянника. Но и в этот раз святитель оказался на высоте: он поцеловал голову и сказал: «Благословен и блажен его же избрал и приял еси Господи». Когда к нему в келью вошел убийца, святитель Филипп сказал ему: «Делай то, ради чего пришел». Тогда убийца с земным поклоном встал перед святым на колени, чтобы получить благословение. Но святитель сказал: «Благословляют только на добрые дела, а ты пришел на злое». Вот так закончилась жизнь святителя Филиппа.

Для каждого из нас подвиг святителя является очень мощным, сильным примером того, как надо жить. Поставим вопрос: чем люди того времени отличаются от нас, какое самое принципиальное, координальное отличие? Конечно, внешних отличий мы найдем много. Но есть одно, которого мы действительно не обойдем: люди в старину имели истинный страх Божий. Вот именно то, что является и началом премудрости, и началом правильной жизни во Христе.

Святитель Филипп говорил так: «Лучше головы лишиться, чем хоть один раз покривить душой». Похожи мы на этих людей? Конечно, нет. Какой там страх Божий! Ведь мы боимся мира, который нас окружает, который постоянно пугает нас: тебе будет нечего есть, тебя все бросят, ты останешься одиноким, страшно заболеешь или еще что-то. И это без конца в жизни человека появляется, и мы раболепствуем миру.

А слово Священного Писания, слово Живого Бога говорит нам о другом. Апостол Иаков в послании говорит: Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Очень простые слова. Как это страшно – стать врагом Божьим. Как избавиться от этого? Как талант страха Божьего взрастить? Он просто так не придет, нельзя взять и испугаться Бога. Это совсем другое.

Сегодня Святая Церковь, отмечая Неделю по Святому Просвещению, доносит до нас самые важные слова, которые единственно способны вернуть человеку это необходимое чувство страха Божьего. Господь, идущий по галилейским городам, обращается к людям со словами: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). Только покаяние способно вернуть нам самую важную добродетель, без которой невозможно ни спасение, ни нормальная жизнь человека как образа Божьего. Почему? Да потому, что покаяние очищает душу.

Вот если мы в храме, в котором стоим сейчас, не будем прикасаться к стеклам окон в течение года (ни специально залепливать их снаружи грязью, ни стараться закоптить их внутри, просто вообще не будем их трогать), то через год мы будем стоять в полной темноте, потому что окна перестанут пропускать свет. Перестав пропускать свет, они перестанут пропускать также тепло, не дадут возможность нам ориентироваться внутри. Нам будет здесь неуютно, плохо, дурно.

То же самое происходит и с душой. Человек говорит: да в чем мне каяться? Вроде, ничего плохого я не делаю. Но не бывает чудес: не прикасаясь к своей душе, даже не насилуя ее какими-то страшными грехами, человек придет в такое состояние, что через определенный промежуток времени его душа перестанет пропускать Божественный свет. В ней будет темно, в ней будет дурно, в ней будет плохо, придут уныние, мрак, нежелание жить. Если эпицентром физической жизни человеческой является свет, то тем более он является эпицентром жизни духовной. Если нет источника освещения, откуда ты узнаешь, куда идти, как жить, что делать?

Поэтому Господь говорит: покайтесь! Очистите от греха свои души, свои сердца, тогда Божественный свет пройдет в вас. Эта струйка солнечного духовного света есть не что иное, как страх Божий. Он сопряжен с совестью человека, которая расшевелиться, оживет. Сердце из жесткого и каменного превратится в живое, горящее сердце. Тогда и начнется жизнь.

Люди той эпохи, которых мы сегодня вспоминаем, и, конечно, святитель Филипп, митрополит Московский, возможно, в силу обстоятельств, проявляли постоянное ненадеяние на себя, потому что силы вражеские, окружавшие русскую землю, настолько были сильны, что уповать на свою силу или разум не было возможным. Это заставляло их уповать на Бога, соответственно, любить Его и страшиться.

Одна из древних молитв звучит так: «Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе Помощника в скорбях не имамы. Господи Сил, помилуй нас!». Вот молитва наших предков, а мы ее вспоминаем только раз в Великий пост, если залетим в храм. Что эта молитва нам даст? О чем она нам скажет? Мы ведь умные, образованные, мы все знаем, все поняли, и о Православии в том числе, – это тлетворный, страшный дух мира рождает в нас такие мысли. И этот дух мира призывает нас не работать Господу в простоте, по заповедям, которые нам дает Святая Церковь, а жить так, как нам хочется, придумывать заповеди по своему образу и подобию, под свое спасение, которые мы тоже для себя придумали, которого, возможно, не существует на самом деле. Вот, по сути дела, наш удел.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, в эту Неделю, когда мы говорим о Крещении Господа и Его учении о покаянии, испросим у Бога на грядущий год дар покаяния. И будем чаще молиться святителю Филиппу, чтобы Духа страха Божьего и ревности в деле Богоугождения Господь по его молитвам ниспосылал на каждого из нас. Помощи Божьей! Храни вас Господь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 31-ю

по Пятидесятнице, по Богоявлении. Святителя Филиппа,

митрополита Московского и всея России, чудотворца,

22.01.2017